Тема: Представление данных в форме описания (моделирование в среде текстового процессора)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Цели: сформировать представление о технологии моделирования; научить создавать и исследовать модели в среде текстового процессора. Опорные понятия: Ø модель, Ø моделирование, Ø основные технологические приемы работы в среде текстового процессора. Новые понятия: Ø словесные модели. Задачи преподавателя: Ø познакомить учащихся с разнообразием форм представления информационных моделей; Ø научить общему подходу к созданию образно-знаковых моделей в текстовом процессоре; Ø обеспечить выполнение заданий по моделированию в среде текстового процессора. знать Формализация содержания помогает сравнить по выделенным (формальным) признакам реальный объект с описанным в модели, и если они совпадают по этим признакам, то появляется основа для принятия необходимого в данной ситуации решения. Формализация текстовой информации: • облегчает и ускоряет процесс её обработки; • позволяет получить количественные оценки; • обеспечивает однозначность понимания текста; • способствует лучшему восприятию сведений, содержащихся в тексте; • помогает сравнить по формальным критериям ситуацию, описанную в тексте, с реальной и принять правильное решение. Формализовать можно как оформление текста, так и его содержание. Формализация оформления сводится к использованию бланков, формуляров, шаблонов заранее определённой и часто законодательно утверждённой стандартной формы. Шаблон документа — стандартная форма документа, встречающегося в сфере делопроизводства. Реквизитами документа называются обязательные данные, которые необходимо отразить в документе.
Цельюформализациисодержания текста является его однозначное понимание. Это очень важно в юридической практике, в научной и управленческой деятельности, например, при формулировании определений, составлении законов, договоров, приказов, распоряжений и т.п. Классическое определение понятия строится по следующей форме:
Расширь свой кругозор В искусстве содержание и форма — неразрывно связанные друг с другом понятия. Содержание — это то, что сказано в художественном произведении, форма — как это сказано. Чем сложнее содержание, тем богаче, разностороннее должна быть форма, его выражающая, и, наоборот, по форме мы судим о многообразии содержания. Содержание литературного произведения выражается через все стороны произведения (характеры, сюжет, язык, построение диалогов), оно как бы переходит в форму. И наоборот, воспринимая речь персонажей, наблюдая их поступки, мы начинаем глубже представлять себе тему и идею произведения, здесь форма переходит в содержание. Изучение текста с точки зрения его структуры может дать интересную информацию о его содержании. Например, знаменитый роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», особенно его «московские главы» может произвести впечатление «свободного полёта» авторской фантазии. Однако более внимательный анализ говорит о том, что структура этих глав тщательно спланирована. Например, Воланд появляется в Москве в пятницу, в шесть часов вечера, то есть тогда, когда кончилась земная жизнь Иисуса Христа, Михаилу Александровичу Берлиозу отрезают голову как и Иоанну Крестителю, и она появляется на балу у Воланда, он же собирался придти на собрание МАССОЛИТа, на котором должно было присутствовать двенадцать человек и т. д. В целом же это создает эффект параллельности «христологическим главам» романа. Разумеется, это не столько формализация текста, сколько его внутренняя организация. Но именно в ней многие литераторы, особенно в начале XX века, увидели новый и перспективный литературный приём, когда форма произведения выступает не менее важным компонентом, чем его содержание, а в иных случаях начинает превалировать над содержанием. Достаточно вспомнить кубистское течение в живописи, авангардистское в литературе. Например, знаменитая «лестница Маяковского» (кстати, изобретенная впервые В. Хлебниковым).
Лапы елок, лапки, лапушки... Все в снегу, а теплые какие! Будто в гости к старой, старой бабушке Я вчера приехал в Киев. Формализацией как литературным приемом успешно пользовались очень многие писатели и поэты XX века: Д. Джойс в романе «Улисс», В. Вулф и другие. Интересный факт Текст, который невозможно прочитать, является бессмысленной информационной моделью. Чтение и понимание текста само по себе является сложной проблемой, изучением которой занимаются психологи, лингвисты, специалисты по искусственному интеллекту. Большинство текстов написано на естественных языках и после изобретения книгопечатания набрано с применением различных шрифтов. Шрифт задает настроение. В письме он сразу намекает на цель, в романе — на место и время действия. Как и все исторически образовавшиеся формы, шрифт соответствует своему времени (троян, готика, ренессансная антиква, световая реклама, телевидение). В рисунке шрифта всегда сказывается инструмент: в рукописном — перо, в высеченном в камне — резец, в гравированном на камне — штихель. А теперь компьютерная техника подталкивает к новому мышлению, порождая невозможные доселе формы. Возможности компьютера делают шрифты более «живыми»; шрифты с эффектами помогут вызвать у читателя дополнительное эмоциональное впечатление, с их помощью можно выделить слово или фразу, передать неформальный характер информации, сделать текст более занимательным для детей. Считается, что различных гарнитур только латинского алфавита около 10 000: есть шрифты для текста и заголовков, букварей и Священного писания, фантастических романов и уличных вывесок; есть шрифты узкие и широкие, с засечками и без, светлые и жирные и т. д. Шрифты гарнитуры Тайме (Times) в большинстве случаев не годятся для издания классики — Шекспира или Пушкина. Аналогично, газетные статьи нецелесообразно набирать в гарнитуре Казино (Casino) (рис.1).
Ри с. 1. Разные оформительские шрифты Требования к шрифтам бывают самые разнообразные: экономические, эстетические, информационные и пр. Прежде всего, шрифт должен быть ясным и читаемым, он «не имеет права» мешать восприятию текста. Для получения необходимой информации из текста необходимо, как минимум, его осмысление. Это привело к тому, что множество шрифтов являются так называемыми «медленно читаемыми». Это значит, что сам шрифт и организация текста ощутимо препятствуют беглости чтения. В современном же мире, где газета и ей подобные издания имеет тенденцию к вытеснению книги, можно отчётливо наблюдать динамику изменения шрифтов и организации текста в сторону «скорочтения», направленного не на осмысление, а на получение сиюминутной информации. Таким образом, шрифт можно рассматривать как информационную модель внешнего вида информационного объекта — текста. Причём, здесь наглядно проявляется принцип отчуждения: текст, являясь информационной моделью, в данном случае сам выступает как информационный объект моделирования СЛОВЕСНЫЕ МОДЕЛИ Одним из видов знаковых моделей являются словесные модели — это описание мысленной модели на естественном языке. Словесные модели мы составляем в жизни постоянно. Используя естественный язык, мы описываем различные объекты, процессы, ситуации, происходящие в жизни, свои размышления. Важно понять следующее: то, что описано словами, уже является моделью, потому что словесное описание — это более или менее точное отражение оригинала. Наиболее знакомый вам пример словесных моделей — это информация в учебниках. В учебнике по истории вы найдете примеры моделей исторических событий. В учебнике по географии описаны природные процессы, происходящие на земле, а также основные географические объекты. Именно из учебников вы впервые получили объяснение многих явлений, которые наблюдали до этого в жизни, но не понимали, почему так происходит.
Произведения художественной литературы — это тоже словесные модели, как правило, придуманные автором. Человек, читая рассказ, создает по описанной модели мысленный образ. У разных людей могут возникнуть разные образы. На уроках литературы, обсуждая то или иное произведение, вы корректируете образы, созданные каждым, и пытаетесь понять, что хотел выразить автор. Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы, происходящие в жизни. Очень часто словесная модель какого-либо процесса представляется в виде алгоритма с пронумерованными шагами. В нем четко выделены действия и объекты, над которыми они совершаются. Вспомните, как вы описывали алгоритмы построений в графическом редакторе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|