Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрим поэтапно суть использования словесных моделей.




ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

С момента появления письменности человечество использовало словесные модели для хранения информации. До сих пор словесное описание объекта является одним из первоначальных шагов при его исследовании. Основой словесной модели является мысленная или вербальная модель, составленная человеком. Никто и ничто не может за человека выразить его мысли и логику рассуждений.

Определение ЦЕЛИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

• Четко выразить мысли.

• Оформить текст.

• Сохранить информацию.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ

При составлении словесной модели важно ясно и понятно составлять фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные факты.

В древности инструментами для создания словесной модели служили папирусы и перья. Потом появились типографские машины, печатные машинки, компьютеры.

Для создания словесных моделей на компьютере используется среда текстового процессора, в котором эти модели представляют собой текстовые документы. Текстовый документ, с одной стороны, является выражением мысленной модели в знаковой форме, а с другой стороны — это объект среды текстового процессора.

Компьютерный эксперимент со знаковой моделью включает следующие стадии работы:

• тестирование модели как компьютерного документа, что подразумевает выбор наилучшего варианта ее оформления;

• проверку смыслового содержания модели.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проанализировать и определить соответствует ли модель замыслу, если нет, вернуться к предыдущим этапам.

 

Итак давайте рассмотрим разработку конкретной модели на примере.

Пример. Словесный портрет.

I этап. Постановка задачи

ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

На конкурс «Угадай звезду» каждый участник представляет словесный портрет литературного героя, знаменитого человека, учителя своей школы или одного из своих одноклассников. Это описание должно быть и правдоподобным, и узнаваемым, и даже юмористическим. Лучшие описания будут опубликованы в школьной газете или на Web-странице.

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Набрать и расположить на странице текст. Сохранить текст.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

Смысловое содержание словесного описания формализовать трудно. Поэтому формализуем только задачу набора и сохранения текста в виде ответов на вопросы.

Уточняющий вопрос Ответ
Что моделируется? Объект «текст»
Где взять содержание Мысленный образ или черновик текста?
Какая предполагается печать? Черно-белая
Каковы параметры текста? Абзацный отступ, правая и левая границы, тип, размер и начертание шрифта, цвет (черный)
Что надо получить? Набранный, отредактированный и оформленный текст

II этап. Разработка модели

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Информационная модель компьютерного текста описывает объекты, их параметры, а также исходные значения, которые исследователь определяет в соответствии со своим опытом и представлениями, а затем уточняет в ходе компьютерного эксперимента. Если целью задачи является подготовка текста к публикации в газете или на Web-странице, то значения параметров могут быть заданы редактором, и тогда надо строго их придерживаться.

Объект Параметры Среда
название значения (исходные)
Текст Тип шрифта Размер Начертание Абзацный отступ Выравнивание Times New Roman обычный 0,5 см по ширине MS Word

Для моделирования текстовых документов традиционно используется среда текстового процессора.

Алгоритм построения компьютерной модели в данной задаче будет состоять из последовательности технологических приемов набора и оформления текста.

1. Создать документ в прикладной среде текстового процессора (Правая клавиша мышиСоздатьДокумент Microsoft Word).

2. Установить абзацный отступ, правую и левую границы текста, тип, размер и начертание шрифта, тип выравнивания (ФорматАбзацОтступПервая строка).

3. Набрать текст, используя основные правила набора текста:

• предложение начинается с прописной буквы и заканчивается точкой;

• между словами ставится только один пробел;

• знаки препинания, кроме «тире», присоединяются к словам без пробела.

4. Проверить орфографию.

5. Расставить переносы при помощи команды Расстановка переносов.

6. Сохранить текст под некоторым именем.

III этап. Компьютерный эксперимент

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Провести тестирование модели как компьютерного документа.

2. Провести тестирование смыслового содержания модели.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Убедиться, что оформление компьютерного документа соответствует замыслу, в противном случае изменить параметры текста.

2. Для проверки смыслового содержания текста зачитайте его своим одноклассникам. Спросите их мнение.

IV этап. Анализ результатов

Если компьютерная модель соответствует замыслу, передать текст на конкурс. Иначе вернуться к предыдущим этапам.

Основная часть

Задание 1.

Прочитайте литературные портреты. Как называется произведение и кто автор? Какой герой описан? Составьте и оформите компьютерную словесную модель.

1. «...Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

2. «Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами — и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».

Задание 2.

Даны определения нескольких понятий. Все они построены по одному принципу: есть определяемое и определяющее (родовое) понятия и перечислены присущие только определяемому понятию видовые отличия. Выделите все эти элементы и сведите все определения к одинаковой форме (в таблицу), как это сделано в примере.

Определение Определяемое понятие Родовое понятие Видовые отличия
Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной Правильная дробь Дробь Числитель меньше знаменателя
Правильная дробьэто дробь, числитель которой меньше знаменателя.

а) Безличным называют предложение, сказуемое которого не допускает при себе подлежащего.

б) Файл — хранящаяся на внешнем носителе целостная поименованная совокупность данных.

в) Знаком является элемент конечного множества отличных друг от друга элементов.

г) Облако — скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере.

д) Термометр — это прибор для измерения температуры.

е) Футуризмом называют одно из декадентских художественных течений XX века.

ж) Способ общения пользователя с программой называют пользовательским интерфейсом.

Задание 3.

Если вы уже умеете работать в текстовом редакторе, то определите, предоставляет ли он возможность использовать шаблоны документов. Если да, то выберите наиболее интересный для вас шаблон и заполните его (Файл – Создать – Шаблоны на моём компьютере).

Дополнительная часть

Задание 1.

Вспомните самую первую информационную модель, в которой отражены основные сведения о вас как члене общества. Является ли она формализованной? Объясните, с какой целью строится эта модель.

Подсказка, Надеемся, вы поняли, что речь идет о вашем свидетельстве о рождении.

Задание 2.

Вам, очевидно, известно понятие «стихотворная форма». Приведите примеры стихотворений, форма которых различна. Выделите основные элементы этих форм.

Задание 3.

Разработайте формуляр для видеотеки, подобный библиотечному формуляру на поиск и выдачу книг.

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...