Раздел 3. Видовая классификация электронных книг
Для рассмотрения видовой классификации электронных книг, нужно обратиться к ГОСТ 7.83 – 2001. Классификация электронных изданий не на много отличается от классификации печатных изданий. Главным отличием служит, как уже не раз говорилось, машиночитаемость электронных изданий. Чтобы убедиться в этом, можно опять обратиться к таблице по сравнению стандартов, представленной Никандровым [11, с. 2-3]:
Как можно заключить из представленной таблицы, различия между видами печатных и электронных изданий невелики. Новыми видами являются звуковое электронное издание, программный продукт и мультимедийное электронное издание, относящиеся к классификации по природе основной информации, а также обновляемое электронное издание, классифицируемое по признаку периодичности. Кроме того, в стандарте 2001-го года электронные издания классифицируются и по новому признаку: наличию печатного эквивалента. По этому признаку электронные издания делятся на: · Электронные аналоги печатного издания, в основном воспроизводящие соответствующие печатные издания (расположение текста, иллюстрации, ссылки и т.п.); · Самостоятельные электронные издания, не имеющие аналогов в печати. Нужно сказать, что на классификации, представленной в ГОСТ 7.83 -2001 ученые не останавливаются. Поскольку год за годом компьютерные технологии позволяют представлять все больше видов изданий в электронном виде, то многие исследователи предлагают новые категории электронных изданий и вводят дополнительные их виды. Так, например, Е.И. Козлова при анализе состава электронных изданий в фонде Депозитария говорит о необходимости введения следующих дополнительных категорий [8, с. 64-65]: · Геоинформационное электронное издание — картографическое электронное издание, содержащее преимущественно картографическую информацию, представленную в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение.
· Видео-анимационное электронное издание — электронное издание, содержащее цифровое представление видео-анимационной информации в форме, допускающей её просмотр, но не предназначенной для печатного воспроизведения. Тем самым эта исследовательница отмечает недостаточность видовых категорий, зафиксированных в стандарте 2001-го года, и необходимость дальнейшего изучения, а также дополнения видовых характеристик электронных изданий. Несколько иную классификацию электронных изданий выделил Вуль в своем учебнике [4, с. 22]. Для своей классификации он выделил наиболее существенные, на его взгляд, признаки: · Периодичность издания; · Круг потребителей продукции; · Вид издания; · Способ распространения; · Формат издания. Результаты своей классификационной работы Вуль представил в следующем виде: По периодичности электронные издания делятся на: · периодические (газеты, журналы, ежегодники); · непериодические (книги, реклама, серийные). По виду издания бывают: · Общие; · Научные; · Учебные; · Детские; · Справочные; · Альбомы. По способу распространения: · Электронные издания, распространяемые на CD- ROM; · Сетевые электронные издания. По формату издания: · В PDF- формате; · Гипертекстовые; · Сценарные; · Мультимедийные: А) с аудиофрагментами; Б) с анимационными фрагментами; В) с цифровым видео. Каждая из представленных классификаций не лишена своих достоинств и недостатков. Одновременно с этим, по некоторым признакам можно выделять дополнительные подвиды электронных изданий. Например, классификацию Вуля можно дополнить следующими положениями: основными форматами распространения электронных изданий сегодня — гипертекстовые форматы PDF и HTML. Используются и другие форматы для представления информации, в частности, мультимедийной. Очень многие сетевые электронные библиотеки используют в сети формат DjVu. Различные форматы изданий требуют различного программного обеспечения, позволяющего воспроизводить информацию на экране или распечатывать на бумаге [7, с. 11-12]. К этому же можно добавить, что сетевые электронные издания (сайты) также поддаются дополнительной классификации [7, с. 12].
Web-сайты — совокупность web-страниц (файлов электронных документов, созданных для распространения в компьютерной сети и доступных для чтения с помощью браузера), объединенная гиперссылками. Следует различать: · Домашние страницы – одностраничные сетевые электронные издания, посвященные отдельной личности или предмету. · Некоммерческие сайты – многостраничные сетевые электронные издания, создаваемые для решения информационных, просветительских и коммуникационных задач, не предполагающие получение прибыли владельцами сайта. · Информационный сайт – многостраничное электронное издание, которое содержит информацию по некоторой предметной области. · Сайт «Визитка» — многостраничное электронное издание, содержащее основную и неизменяемую информацию о компании. · Каталог (сайт-витрина) – электронное издание, основную часть которого составляет информация о магазинах, товарах и ценах, предложения от многих агентств, компаний и частных лиц. · Промо-сайт – электронное издание для популяризации и позиционирования группы продуктов компании, или посвященное отдельной акции компании. · Интернет-представительства – многостраничные сетевые электронные издания, предназначенные для информирования общественности о деятельности владельца сайта, продвижения его услуг, идей или продукции. · Итернет-магазины – создаваемые в сети торговые площадки, сайты, предназначенные для продажи товаров через сеть Интернет и автоматизации сопутствующих бизнес-процессов. · Интернет порталы – крупные сайты, обеспечивающие предоставление читателю различных сервисов сети Интернет: электронной почты, блогов, рассылок, телеконференций и т.п. Данным дополнением классификация сетевых электронных изданий далеко не исчерпывается. Поскольку сетевые электронные издания на сегодняшний день являются одной из основных форм представления информации в электронном виде, то классификация именно сетевых изданий сейчас ставится многими исследователями, занимающимися проблемами электронной книги, на первое место.
Например, Никандров предлагает свою классификацию сетевых электронных изданий, отличающуюся от представленной выше. В доказательство необходимости классифицирования сетевых изданий и документов он приводит следующие доводы: «При исследовании профессиональных информационных ресурсов важно, прежде всего, определить тематику, отраслевую принадлежность электронных документов, — пишет Никандров. — Эти данные позволяют судить об информационной обеспеченности различных отраслей, широте использования в них документов на электронных носителях. Интересно также проследить, отражается ли отраслевая специфика на других характеристиках электронных документов» [11]. Кроме того, этот исследователь отмечает, что процесс типизации web-сайтов оказался сложнее, чем установление типа традиционных изданий, так как составляющие сайт электронные документы могут быть самыми разными Наиболее частыми сочетаниями типов электронных документов в пределах одного web-сайта, по исследованиям Никандрова, оказались:
Никандров предложил комбинированные или комплексные типы web-сайтов. Однако он отмечает, что встречаются и некомбинированные варианты – научные, справочные, производственно-практические, состав которых достаточно однороден. Типизация осуществлялась на основе преобладания определенных типов электронных документов, входящих в состав web-сайта. В результате работы С.В. Никандрова были выделены следующие типы web-сайтов: · Официальные: содержат материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах, распространяемые от имени государственных органов, ведомств или общественных организаций; · Научные: содержат информацию о научной деятельности организаций, результаты теоретических и экспериментальных исследований, публикации научного характера; · Справочные: содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения. Обязательное наличие поисковых систем; · Производственно-практические: охватывают сведения по технологии, технике и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации. Характеристика объекта описания или отрасли техники, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации;
· Учебные: содержат Сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся, а также сведения об учебно-педагогической деятельности организации или конкретных лиц. В основном – web-сайты учебных заведений, а также отдельно выделенные учебные электронные издания; · Рекламные: содержат сведения об изделиях, услугах в аспекте их продвижения; · Научно-справочные: содержат сведения научного характера (публикации, главы из монографий и др.), сочетаются со справочными материалами (словарями, справочниками единиц измерений); · Научные производственно-практические: содержат сведения по разработке и внедрению технологий, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации. · Научно-рекламные: содержит сведения о научной деятельности организации, результатах теоретических и экспериментальных исследований, публикаций научного характера в аспекте их продвижения; · Нормативные производственно-практические: содержат сведения нормативного или директивного характера, правила, требования технологии, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации; · Справочные производственно-практические: содержат сведения по технологии, технике и организации производства сочетаются с материалами справочного характера; · Учебно-научные: содержат сведения об учебно-научной деятельности организации или конкретных лиц; · Рекламные производственно-практические (товары и услуги промышленного назначения); · Рекламно-массовые (товары и услуги массового спроса); · Рекламно-справочные: содержат сведения об организации, ее деятельности, публикации по данной тематике, справочная информация, о наличии рекламы продукции (услуг); · Научно-популярные: содержат сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях, изложенных доступно пользователю-неспециалисту; · Досуговые. Из всех представленных выше классификаций можно заключить, что электронные издания еще плохо поддаются классифицированию. Это связано с очень широким спектром всевозможных разновидностей электронных изданий, а также с несовершенством критериев, определяющих выделение видов электронных изданий. Критерии, представленные в ГОСТ 7.83-2001, в основной своей массе одинаковы как для электронных, так и для печатных изданий. Но данные критерии не охватывают все видовое разнообразие электронных изданий, поэтому многие исследователи представляют свои классификации и вводят дополнительные категории электронных изданий с учетом дополнительных признаков. Все рассмотренные классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой дополнение друг друга, так как подходят к классифицированию электронных изданий с разных точек зрения. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|