Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Видовая классификация электронных книг

 

Для рассмотрения видовой классификации электронных книг, нужно обратиться к ГОСТ 7.83 – 2001. Классификация электронных изданий не на много отличается от классификации печатных изданий. Главным отличием служит, как уже не раз говорилось, машиночитаемость электронных изданий.

Чтобы убедиться в этом, можно опять обратиться к таблице по сравнению стандартов, представленной Никандровым [11, с. 2-3]:

 

Аспект сравнения ГОСТ 7.83–2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» ГОСТ 7.60–90 «Издания. Основные виды.Термины и определения»
По природе основной информации Текстовое (символьное) электронное издание Текстовое издание
  Изобразительное электронное издание Изоиздание
  Звуковое электронное издание  
  Программный продукт  
  Мультимедийное электронное издание  
По периодичности Непериодическое электронное издание Непериодическое издание
  Сериальное электронное издание Сериальное издание
  Периодическое электронное издание Периодическое издание
  Продолжающееся электронное издание Продолжающееся издание
  Обновляемое электронное издание  
По структуре Однотомное электронное издание Однотомное издание
  Многотомное электронное издание Многотомное издание
  Электронная серия Серия
По целевому назначению Официальное электронное издание Официальное издание
  Научное электронное издание Научное издание
  Научно-популярное электронное издание Научно-популярное издание
  Производственно-практическое электронное издание Производственно-практическое издание
  Нормативное производственно-практическое электронное издание Нормативное производственно-практическое издание
  Учебное электронное издание Учебное издание
  Массово-политическое электронное издание Массово-политическое издание
  Справочное электронное издание Справочное издание
  Электронное издание для досуга Издание для досуга
  Рекламное электронное издание Рекламное издание
  Художественное электронное издание Литературно-художественное издание

 

Как можно заключить из представленной таблицы, различия между видами печатных и электронных изданий невелики. Новыми видами являются звуковое электронное издание, программный продукт и мультимедийное электронное издание, относящиеся к классификации по природе основной информации, а также обновляемое электронное издание, классифицируемое по признаку периодичности.

Кроме того, в стандарте 2001-го года электронные издания классифицируются и по новому признаку: наличию печатного эквивалента. По этому признаку электронные издания делятся на:

· Электронные аналоги печатного издания, в основном воспроизводящие соответствующие печатные издания (расположение текста, иллюстрации, ссылки и т.п.);

· Самостоятельные электронные издания, не имеющие аналогов в печати.

Нужно сказать, что на классификации, представленной в ГОСТ 7.83 -2001 ученые не останавливаются. Поскольку год за годом компьютерные технологии позволяют представлять все больше видов изданий в электронном виде, то многие исследователи предлагают новые категории электронных изданий и вводят дополнительные их виды.

Так, например, Е.И. Козлова при анализе состава электронных изданий в фонде Депозитария говорит о необходимости введения следующих дополнительных категорий [8, с. 64-65]:

· Геоинформационное электронное издание — картографическое электронное издание, содержащее преимущественно картографическую информацию, представленную в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение.

· Видео-анимационное электронное издание — электронное издание, содержащее цифровое представление видео-анимационной информации в форме, допускающей её просмотр, но не предназначенной для печатного воспроизведения.

Тем самым эта исследовательница отмечает недостаточность видовых категорий, зафиксированных в стандарте 2001-го года, и необходимость дальнейшего изучения, а также дополнения видовых характеристик электронных изданий.

Несколько иную классификацию электронных изданий выделил Вуль в своем учебнике [4, с. 22].

Для своей классификации он выделил наиболее существенные, на его взгляд, признаки:

· Периодичность издания;

· Круг потребителей продукции;

· Вид издания;

· Способ распространения;

· Формат издания.

Результаты своей классификационной работы Вуль представил в следующем виде:

По периодичности электронные издания делятся на:

· периодические (газеты, журналы, ежегодники);

· непериодические (книги, реклама, серийные).

По виду издания бывают:

· Общие;

· Научные;

· Учебные;

· Детские;

· Справочные;

· Альбомы.

По способу распространения:

· Электронные издания, распространяемые на CD- ROM;

· Сетевые электронные издания.

По формату издания:

· В PDF- формате;

· Гипертекстовые;

· Сценарные;

· Мультимедийные:

А) с аудиофрагментами;

Б) с анимационными фрагментами;

В) с цифровым видео.

Каждая из представленных классификаций не лишена своих достоинств и недостатков. Одновременно с этим, по некоторым признакам можно выделять дополнительные подвиды электронных изданий.

Например, классификацию Вуля можно дополнить следующими положениями: основными форматами распространения электронных изданий сегодня — гипертекстовые форматы PDF и HTML. Используются и другие форматы для представления информации, в частности, мультимедийной. Очень многие сетевые электронные библиотеки используют в сети формат DjVu. Различные форматы изданий требуют различного программного обеспечения, позволяющего воспроизводить информацию на экране или распечатывать на бумаге [7, с. 11-12].

К этому же можно добавить, что сетевые электронные издания (сайты) также поддаются дополнительной классификации [7, с. 12].

Web-сайты — совокупность web-страниц (файлов электронных документов, созданных для распространения в компьютерной сети и доступных для чтения с помощью браузера), объединенная гиперссылками.

Следует различать:

· Домашние страницы – одностраничные сетевые электронные издания, посвященные отдельной личности или предмету.

· Некоммерческие сайты – многостраничные сетевые электронные издания, создаваемые для решения информационных, просветительских и коммуникационных задач, не предполагающие получение прибыли владельцами сайта.

· Информационный сайт – многостраничное электронное издание, которое содержит информацию по некоторой предметной области.

· Сайт «Визитка» — многостраничное электронное издание, содержащее основную и неизменяемую информацию о компании.

· Каталог (сайт-витрина) – электронное издание, основную часть которого составляет информация о магазинах, товарах и ценах, предложения от многих агентств, компаний и частных лиц.

· Промо-сайт – электронное издание для популяризации и позиционирования группы продуктов компании, или посвященное отдельной акции компании.

· Интернет-представительства – многостраничные сетевые электронные издания, предназначенные для информирования общественности о деятельности владельца сайта, продвижения его услуг, идей или продукции.

· Итернет-магазины – создаваемые в сети торговые площадки, сайты, предназначенные для продажи товаров через сеть Интернет и автоматизации сопутствующих бизнес-процессов.

· Интернет порталы – крупные сайты, обеспечивающие предоставление читателю различных сервисов сети Интернет: электронной почты, блогов, рассылок, телеконференций и т.п.

Данным дополнением классификация сетевых электронных изданий далеко не исчерпывается. Поскольку сетевые электронные издания на сегодняшний день являются одной из основных форм представления информации в электронном виде, то классификация именно сетевых изданий сейчас ставится многими исследователями, занимающимися проблемами электронной книги, на первое место.

Например, Никандров предлагает свою классификацию сетевых электронных изданий, отличающуюся от представленной выше. В доказательство необходимости классифицирования сетевых изданий и документов он приводит следующие доводы: «При исследовании профессиональных информационных ресурсов важно, прежде всего, определить тематику, отраслевую принадлежность электронных документов, — пишет Никандров. — Эти данные позволяют судить об информационной обеспеченности различных отраслей, широте использования в них документов на электронных носителях. Интересно также проследить, отражается ли отраслевая специфика на других характеристиках электронных документов» [11].

Кроме того, этот исследователь отмечает, что процесс типизации web-сайтов оказался сложнее, чем установление типа традиционных изданий, так как составляющие сайт электронные документы могут быть самыми разными Наиболее частыми сочетаниями типов электронных документов в пределах одного web-сайта, по исследованиям Никандрова, оказались:

 

научные + производственно-практические;
научные + справочные;
учебные + научные;
справочные + производственно-практические;
рекламные + производственно-практические;
рекламные + справочные.

 

Никандров предложил комбинированные или комплексные типы web-сайтов. Однако он отмечает, что встречаются и некомбинированные варианты – научные, справочные, производственно-практические, состав которых достаточно однороден. Типизация осуществлялась на основе преобладания определенных типов электронных документов, входящих в состав web-сайта.

В результате работы С.В. Никандрова были выделены следующие типы web-сайтов:

· Официальные: содержат материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах, распространяемые от имени государственных органов, ведомств или общественных организаций;

· Научные: содержат информацию о научной деятельности организаций, результаты теоретических и экспериментальных исследований, публикации научного характера;

· Справочные: содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения. Обязательное наличие поисковых систем;

· Производственно-практические: охватывают сведения по технологии, технике и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации. Характеристика объекта описания или отрасли техники, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации;

· Учебные: содержат Сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся, а также сведения об учебно-педагогической деятельности организации или конкретных лиц. В основном – web-сайты учебных заведений, а также отдельно выделенные учебные электронные издания;

· Рекламные: содержат сведения об изделиях, услугах в аспекте их продвижения;

· Научно-справочные: содержат сведения научного характера (публикации, главы из монографий и др.), сочетаются со справочными материалами (словарями, справочниками единиц измерений);

· Научные производственно-практические: содержат сведения по разработке и внедрению технологий, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации.

· Научно-рекламные: содержит сведения о научной деятельности организации, результатах теоретических и экспериментальных исследований, публикаций научного характера в аспекте их продвижения;

· Нормативные производственно-практические: содержат сведения нормативного или директивного характера, правила, требования технологии, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации;

· Справочные производственно-практические: содержат сведения по технологии, технике и организации производства сочетаются с материалами справочного характера;

· Учебно-научные: содержат сведения об учебно-научной деятельности организации или конкретных лиц;

· Рекламные производственно-практические (товары и услуги промышленного назначения);

· Рекламно-массовые (товары и услуги массового спроса);

· Рекламно-справочные: содержат сведения об организации, ее деятельности, публикации по данной тематике, справочная информация, о наличии рекламы продукции (услуг);

· Научно-популярные: содержат сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях, изложенных доступно пользователю-неспециалисту;

· Досуговые.

Из всех представленных выше классификаций можно заключить, что электронные издания еще плохо поддаются классифицированию. Это связано с очень широким спектром всевозможных разновидностей электронных изданий, а также с несовершенством критериев, определяющих выделение видов электронных изданий.

Критерии, представленные в ГОСТ 7.83-2001, в основной своей массе одинаковы как для электронных, так и для печатных изданий. Но данные критерии не охватывают все видовое разнообразие электронных изданий, поэтому многие исследователи представляют свои классификации и вводят дополнительные категории электронных изданий с учетом дополнительных признаков.

Все рассмотренные классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой дополнение друг друга, так как подходят к классифицированию электронных изданий с разных точек зрения. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...