Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке

 

Электронные издания относятся к динамически развивающемуся виду продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Электронная книга, видеокассеты, диски и т.п. занимают все больше места в ассортименте книжных магазинов. Ими торгуют так же, как и печатными произведениями.

Несомненна высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения более новых технологий. Учебная сфера наиболее подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем как школьное, так и среднее и высшее образование внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. Во многих случаях частичный или полный переход на электронное обеспечение учебными материалами вполне оправдан. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи [4, с. 26-27].

Справочные и научные издания предоставляют возможность более простыми средствами и в более короткие сроки получать необходимую информацию, поэтому тоже распространены довольно широко. Их преимущество состоит в удобных поисковых системах, позволяющих значительно повышать производительность и экономить время.

Электронную книгу покупает в основном молодежь, но к ней обращаются и представители старшего поколения.

Кроме того, при разговоре о читательском адресе электронных книг, нельзя не упомянуть людей с ослабленным зрением, слепых или тех, кто по тем или иным причинам имеет проблемы с чтением. В данном случае электронная книга становится просто необходима. Для таких людей производители делают продукты «похожие на книгу». Это аудиофайлы, записанные на определенные носители, многие из которых выполнены в форме кодекса.

Вместе с тем растет число тех, кто хочет читать, занимаясь одновременно каким-либо другим делом (управляя автомобилем, занимаясь хозяйственными делами и т.п.) [9, с. 15].

Исследователи отмечают, что издатель, активно используя возможности новых информационных технологий, получает в свое распоряжение различные способы представления читателю издательского продукта.

Во-первых, он может воспользоваться традиционным способом изготовления тиража и распространения книги через оптовые и розничные сети, доводя ее до покупателя, который является чаще всего потребителем-читателем. На всех этапах книгораспространения новые информационные технологии занимают заметное место.

Во-вторых, получает распространение так называемый выпуск книг по требованию, осуществляемый издателем только в тех случаях, когда находится покупатель, заказывающий один или несколько экземпляров книги. Преимуществами такого выпуска книг являются экономия расходов на складирование тиража, а также продление жизненного цикла книги.

Наконец, издатель может вообще не выпускать книгу в привычном «бумажном» формате, если она с самого начала не планировалась к выпуску и распространению традиционным путем, хотя это и возможно. В этом случае контент направляется любому желающему как сетевой продукт, что отличает его от обычной электронной записи [9, с. 13-14].

Что касается общего развития электронных изданий, то исследователи смогли выделить несколько основных тенденций. Так, Р.С. Гиляревский отмечает, что книга и книгоиздательское дело являются существенной частью системы коммуникаций и тесно связаны с особенностями развития общества, с его экономикой, правовыми нормами, читательскими интересами и привычками. Он замечает, что определить долю электронной продукции в общей книжной продукции довольно трудно и гораздо проще это сделать для периодических и продолжающихся изданий, но выделяет несколько наиболее существенных тенденций развития электронного книгоиздания:

· Тенденция роста электронных изданий. Наблюдается соответствие роста электронных изданий общему закону роста объемов информации. Официальный прирост периодических электронных изданий в среднем составляет 8% и в целом соответствует общей мировой тенденции.

· Тенденция интерактивности электронных изданий. Это проявляется, прежде всего, в практике свободного редактирования — попытке стереть границу между специалистами и любителями за счет возможности свободного взаимодействия с содержанием сайтов.

· Тенденция мультимедийности электронных изданий выражается в возможности связать любой текст с изображением, звуком в процессе его производства, а также способности создавать электронный текст методом оцифровки, распознавания и т.п.

· Тенденция мобильности электронных изданий. Эта тенденция заключается в том, что содержания электронных изданий все с большей настойчивостью перемещается из компьютеров и ноутбуков в сферу мобильной телефонии.

· Сращивание первичных электронных изданий со вторичными. Это проявляется в технологическом сращивании издательского дела и научно-информационного обслуживания, что обусловлено применением новейших средств информационной техники (появление электронных версий печатных изданий).

Исследователь добавляет, что рассмотрение тенденций роста электронных изданий, усиления их интерактивности, мультимедийности и мобильности, а также сращивания первичных электронных изданий со вторичными не исчерпывают всех процессов, которые происходят в сфере электронного книгоиздания. «Названные тенденции отражают лишь функциональную сторону изменений. Не менее значимы тенденции социального, экономического и технологического характера, которые нуждаются в тщательном анализе и объективном изложении»[5, с. 29].

Электронные издания заняли прочное место в структуре российского книжного рынка. Продажа этого вида продукции в книжных и интернет-магазинах, обязательное экспонирование на книжных и тематических выставках наряду с полиграфической продукцией стали обычными явлениями. Библиотеки при комплектовании фондов уделяют значительное внимание не только практическим вопросам приобретения электронных изданий, но и разработке критериев их оценки и отбора, а также профилей комплектования [8, с. 62].

Важным аспектом исследования рынка электронного книгоиздания ученые считают анализ издающих издательств, производящих данный вид продукции. Изданием электронной продукции занимаются фирмы, специализирующиеся в области компьютерных технологий, учебные и научные учреждения, рекламные организации.

По результатам исследования Е.И. Козловой, на 2007 год в фондах Депозитария была представлена продукция более 300 российских производителей из более чем 50-ти регионов России.

Что же касается анализа самих издающих организаций, то результаты таковы: с 2004-го по 2006-й годы соотношение издающих организаций, занимающихся производством электронной продукции следующее:

· Новые организации, с 2005-го года выпускающие более 50-ти изданий в год – 1%;

· Новые организации, с 2005-го года выпускающие до 50-ти изданий в год – 4%;

· Новые организации, с 2005-го года выпускающие до 10-ти изданий в год – 33%;

· Постоянно издающие до 10-ти изданий в год – 12%;

· Постоянно издающие до 50-ти изданий в год – 7%;

· Постоянно издающие более 50-ти изданий в год – 3%;

· Организации, издающие в порядке разовой инициативы – 25%;

· Организации, исчезнувшие до 2006-го года – 15% [8, с. 70].

Данная статистика говорит о том, что постоянно издающих организаций очень немного. Поэтому говорить о массовом развитии электронного книгоиздания на российском книжном рынке еще пока рано.

К факторам, которые тормозят развитие электронного книгоиздания и продвижение его на рынке, в частности, ученые относят проблему отсутствия сводной информации о выпускаемой продукции. Информация об электронных изданиях не носит систематического характера. Основные источники сведений — каталоги издательств, рекламные материалы, каталоги библиотек — содержат разнородные. Трудно сравнимые данные, не отражающие свойств электронных изданий. Сведения можно получить от наиболее активных распространителей электронных продуктов, что не отражает всего многообразия уже сложившегося к сегодняшнему дню рынка электронных изданий. По словам Е.И. Козловой, наиболее полно представлены универсальные коммерческие издательства. Они более активны на рынке, поэтому найти сведения о них и их продукции не представляет особой сложности. Коммерческие издательства представляют информацию о своей продукции на собственных сайтах, размещают сведения в интернет-магазинах, создают корпоративные ресурсы [8, с. 68].

Исследователи отмечают, что соотношение коммерческих и некоммерческих издательств постоянно меняется в сторону последних, но по количеству наименований выпускаемых электронных изданий лидируют профессиональные коммерческие издательства, которые расположены в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург). Причем региональное книгоиздание, по сведениям на 2007 год лидировало по отношению к столичному.

В регионах выпуском электронных изданий занимаются организации культуры, искусства, образования. Наиболее активны организации системы образования, но их издания малотиражны [8, с. 69].

Таким образом, электронное книгоиздание на современном книжном рынке по праву заняло свою нишу и нашло своего потребителя. Электронные книги удобны и обладают по сравнению с печатными большим количеством преимуществ: мобильность, удобность, экономия времени и сил и т.д.

На российском рынке электронные книги занимают пока незначительное место, но наблюдается быстрый постоянный рост производства электронной продукции. Преобладающее количество выпускаемой электронной продукции составляет учебная, справочная и научная литература, причем многие исследователи отмечают господство периодических и продолжающихся изданий над непериодическими.

Издающие организации, занимающиеся производством электронных изданий, составляют также небольшой процент от общего количества издательских фирм, но существующие организации являются перспективными. География расположения фирм и распространения электронной продукции достаточно широка и охватывает многие регионы России.


Заключение

 

Электронная книга, безусловно, входит в круг книговедческих исследований. Книговеды не могут не касаться в той или иной мере всех тех средств коммуникации, которые выполняют, так или иначе функции, свойственные традиционной книге.

Сегодня некоторые исследователи предлагают следующую иерархию коммуникативных и информационных наук:

1. Книговедение (наука о традиционной книге и книжном деле);

2. Документоведение (наука о нетрадиционных средствах коммуникации);

3. Социальные коммуникации (общая наука о средствах коммуникации и информации) [3, с. 14-15].

Такое разделение научных областей обусловлено появлением нового коммуникационно-информационного подхода к изучению книги как комплексного явления. Благодаря этому подходу, сторонниками которого являются Н.Н. Кушнаренко, Г.Н. Швецова-Водка, Ю.Н. Столяров и др., стало возможно вписать электронную книгу в систему знания о книге, а также выделить собственно направление изучения электронного книгоиздания.

После признания коммуникационно-информационного подхода многие исследователи занимались изучением парадигмы «документ — книга». Данное соотношение наиболее полно было раскрыто в трудах Г.Н. Швецовой-Водки. Она уравняла понятия «книга» и «документ IV», дав таким образом самое широкое определение книги. Исходя из этого, ученые стали давать свои определения уже электронного издания и электронного документа. Эти термины были закреплены в ГОСТ 7.83 – 2001. Другие исследователи давали свои определения, больше или меньше похожие на определение из стандарта. При этом понятие «электронная книга» не закрепилось в стандарте, но существует в энциклопедиях и имеет несколько значений.

Соотношение «электронный документ – электронное издание» раскрывается через ГОСТ 7.83 – 2001, так как электронное издание в нем трактуется через понятие «электронный документ». Понятие «электронная книга» употребляется гораздо чаще, чем представленные выше, но в значении «электронное издание».

Основная классификация электронных изданий представлена в соответствующем стандарте. Однако, нужно сказать, что основана она на критериях, общих для электронных и печатных изданий, поэтому многие исследователи считают её неполной и предлагают собственные классификации и дополнения к уже существующим. В работе были рассмотрены классификации, представленные ГОСТ 7.83 – 2001, Вулем, Никандровым и дополнительные категории, предложенные Козловой.

Все представленные классификации не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга. Эти классификации рассматривают электронную книгу под разными углами зрения и оценивают ее по разным характеристикам.

Из классификационных моделей видно, что во всем массиве электронных изданий интернета преобладают не отдельные электронные документы (монодокументы), а их совокупности – web-сайты. Формальное перенесение основных групп традиционных документов на электронные нецелесообразно, так как типизация web-сайтов отличается от группировки электронных изданий, предложенных в ГОСТ 7.83–2001. Поэтому данный вид электронных сетевых изданий особенно подвергается дополнительному классифицированию.

По мнению исследователей, создается впечатление, что подавляющее число электронных документов, составляющих web-сайты, не проходят редактирования и рецензирования (исключения составляют лишь электронные версии традиционных изданий – монографий, журналов, учебных пособий). Это заставляет обращать особое внимание на их организационно-фирменную и авторскую принадлежность, по надежности которой приходится судить об информационной значимости документов.

Ценность web-сайтов обусловлена их комплексностью, которая не достигается и не может быть достигнута традиционным изданием. Это особенно ярко проявляется в организационно-фирменных сайтах научного, производственно-практического, учебно-научного характера, многоаспектно отражающих проблему, направления разработок или деятельность различных учреждений.

Направления электронного книгораспространения практически не отличаются от распространения печатной продукции: традиционные книготорговые сети, Интернет и т.д. Но эта область имеет одну серьезную проблему — нет единой отлаженной системы предоставления информации о новой продукции. Это является одним из факторов торможения развития рынка электронного книгораспространения.

На сегодняшний день на российском книжном рынке мало фирм, занимающихся производством электронной продукции, что обусловливает и небольшой процент электронных книг на рынке книжной продукции. Но географическое расположение таких предприятий охватывает всю Россию, причем лидируют в производстве регионы.

В заключение можно отметить, что электронная книга — очень молодое, но достаточно перспективное явление, как в сфере коммуникаций, так и в качестве объекта изучения книговедения.


Список используемой литературы

 

1. ГОСТ 7.83 – 2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: Введ. 2002-07- 01. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 16 с., прил.

2. ГОСТ 7.60 – 2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения: Введ. 2004- 07-01. М.: Изд-во стандартов, 2003. — 60 с.

3. Баренбаум, И.Е. Книговедение и электронная книга / И.Е. Баренбаум // Книга: исслед. и материалы: Сб. 76. — М.: ТЕРРА, 1999. — С. 5-15.

4. Вуль, В.А. Электронные издания: учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб.: БХВ - Петербург, 2003. — 560 с., ил.

5. Гиляревский, Р.С. О тенденциях развития электронных изданий / Р.С. Гиляревский // Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.— С.17- 29.

6. Гиляревский, Р.С. Электронная книга / Р.С. Гиляревский // Книга. Энциклопедия. — М.: Науч. Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1999.— 796., ил. — С. 729-730.

7. Зачатейский, Д.Е. Электронные издания: учеб. пособие / Д.Е. Зачатейский. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. — 96 с.

8. Козлова, Е.И. Направления развития российского рынка электронного книгоиздания /Е.И. Козлова // Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.— С.62-71.

9. Ленский Б.В. «Галактика Гуттенберга» и информационное общество / Б.В. Ленский, В.И. Васильев // Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.— С. 5-16.

10. Немировский, Е.Л. Книга / Е.Л. Немировский // Библиотечная энциклопедия.— М.: Изд-во “Пашков дом”, 2007. — С. 493 - 495.

11. Никандров, С.В. Научно-техническая информация в русскоязычной части Интернета: цели, методика и результаты изучения [Эл. ресурс] / Науч. Эл. Б-ка ГПНТБ России; Режим доступа: http// library.gpntb.ru

12. Полтавская, Е.И. Что содержит в себе понятие «книга» / Е.И. Полтавская // Библиотека. — 2008. — №11.— С. 20-23.

13. Фед. Закон об информации, информационных технологиях и защите информации. — № 149-ФЗ.— 2006.— 27 июля.— С. 4.

14. Чикунов И.М. Электронные издания: определение, классификация [Эл. ресурс] / И.М. Чикунов;

15. Швецова-Водка, Г.Н. Книга и документ: соотношение понятий / Г.Н. Швецова-Водка // Книга: исслед. и материалы: Сб. 68. — М.: ТЕРРА, 1994. — С. 19- 37.

16. Швецова-Водка, Г.Н. Общая теория документа и книги: учеб. / Г.Н. Швецова-Водка. — Киев: Знання, 2009.— 488 с.— С. 262-263.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...