Эффективность работы по оптимизации процесса социализации детей детских домов
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Сравнительный анализ двух срезов показывает, что произошла серьезная коррекция качественной характеристики личности учащихся. К примеру, возьмем методику САН, по которой исследовалось: самочувствие, активность, настроение учащихся. Так, к примеру, у Жуковой Любы в первом срезе самочувствие оценивалось - 60 баллов, то во 2-м срезе - в 64 балла, активность в 1-м срез - 63, а во 2-м - 66, тоже самое и с настроением в 1-м - 58, во 2-м - 61. Таким образом, у Жуковой Любы самочувствие улучшилось на 4 балла, активность - на 3 балла, настроение - тоже на 3 балла. А у некоторых участников коррекционные результаты еще выше, практически у всех учащихся произошла положительная коррекция. Конечно же, нет необходимости вновь описывать результаты психолого-педагогической диагностики учащихся, когда коррекционные результаты и так видны из таблицы. Лучше обобщим данные в средние общие показатели. Общие средние данные по методике САН
Из таблицы видно, что по итогам второго среза психолого-педагогической диагностики произошла коррекция эмоционального состояния у учащихся, т.е. произошло улучшение самочувствия на 5.8 баллов, увеличилась активность - в 5.2 балла, улучшилось настроение - на 6.9 баллов. Аналогичные результаты можно наблюдать, анализируя методику школьной тревожности Филипса. Только в методике Филипса происходит снижение: школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижениях, страха самовыражения, страха в отношениях с учителями. Снижение уровня тревожности у учащихся можно наблюдать в нижеприведенной таблице:
Результаты методики Филипса
Получается, что во- втором срезе психолого-педагогической диагностики результаты по каждой шкале методики Филипса из показателя среднего уровня переместились в показатель низкого уровня. Произошла коррекция субъективного контроля: если общий средний балл по двум классам в первом срезе психолого-педагогической диагностики был - 26 (при максимальном положительном - 44), что составляет средний уровень субъективного контроля. То во втором срезе психолого-педагогической диагностики он уже составил - 29, при наличии 29 баллов не хватает лишь 1-го балла до высокого уровня субъективного контроля у учащихся. В свою очередь результаты обработки методики Сакса и Леви тоже показали положительные изменения у учащихся, что видно из нижеприведенной таблицы:
Результаты методики Сакса и Леви
Хотя и не значительное улучшение, на 0.1, 0.2 балла, но все наблюдается. Соответственно за счет увеличения положительного отношения, снижается отрицательное отношение. Изменились также и ценностные ориентации учащихся: В 1-м срезе на: 1 месте - Здоровье - выбрали 57 % учащихся 2 месте - Познание - выбрали 19% учащихся Во 2-м срезе на: 1 месте - также Здоровье - 56 % 2 месте - также Познание - но уже 24 % учащихся выбрали Ранжирование эмоциональных предпочтений учащихся также несколько изменилась:
В 1-м срезе на: 1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются" - 29% 2."Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо." - 19% 3. "Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15% 4. "Радость, хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь" - 15% Во 2-м срезе на: 1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются" - 29% 2. "Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами" - 19% 3. "Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15% 4."Радость, хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь" - 15% Заключение
Анализируя вышеизложенное в главе 11 ясно, что результаты двух срезов психолого-педагогической диагностики учащихся 10-го и 11-го классов детского комплекса "Жас даурен" показали, что у учащихся произошло: - улучшение настроения, самочувствия, увеличение активности; - снизилась личностная тревожность; - увеличился уровень субъективного контроля; - изменились интересы и качество эмоций; - улучшилось отношение к себе, отцу, к своему будущему; Характерно, что вышеперечисленные изменения произошли под влиянием организованной комплексной психолого-педагогической коррекционной работы. О чем свидетельствуют результаты двух срезов психолого-педагогической диагностики, опрос учащихся в 10-м и 11-м классе. Ведь все учащиеся обращались ко мне с просьбой, провести и далее с ними игровые тренинги, что говорит о необходимости коррекционной работы в школе. Собственно, результаты практической работы в "Жас даурене" подтвердили гипотезу: что, если в детском доме семейного типа будет целостно организован педагогический процесс и проведена комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, то это будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей возрастного уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции как субъекта социализации. Таким образом решение проблемы социализации детей-сирот в условиях детского дома возможно. Для ее решения необходима комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, хорошо организованная и качественно проведенная.
Используемая литература:
1. “Антология педагогической мысли”, А-а, 1995 г. (244) 2. “Проблемы обучения и воспитания в произведениях казахских просветителей”, А- а, 1984 г. (126) 3. Архангельский Н.В.“Нравственное воспитание”, Москва, 1979 г. (534) 4. Бабанский Ю. К. “Педагогика”, Москва., 1988 г. (626) 5. Божович Л. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”, Москва, 1968 г. (287) 6. Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г. (412) 7. Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216) 8. Валиханов Ч. “Избранные произведения”, А- а, 1958 г. 9. Валиханов Ч. “Собрание сочинений”, 5 том, А- а, 1961-1972 г. 10.Васильева З. Н. “Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978г. (389) 11.. Дробницкий О. Г. “Проблемы нравственности”, Москва, 1977 г. (376) 12.. Жумабаев М. “Педагогика”, А –а, 1993 г. 13.Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979 г. (277) 14.Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г. (187) 15.. Кантарбаев С. Е. “Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания” (автореферат), А-а, 1996 г. 16.Котенова Р. Н. “Педагогические взгляды М. Жумабаева”, А –а, 1995 г. (169) 17.Кунанбаев А. “Избранное”, А –а, 1958 г. 18.Марьенко “Основы процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 1980 г. (321) 19. Марьенко И. С. “Нравственное становление личности школьника ”, Москва, 1985 г. (364) 20.Матвеева Л. И “Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения”, Ленинград, 1989 г. (89) 21.Рубинштейн С. Л. “Основы общей психологии”, Москва, 1946 г.
22.Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 г. (183) 23.Савин Н. В. “Педагогика”, Москва, 1978 г. (373) 24.Ситдинов А. С. “Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарына”, А- а, 1968 г. 25.. Тажибаев Т. “Абай Кунанбаев о воспитании молодежи”, А-а, 1954 г. (257) 26.Урунбасарова Э. А. “Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки”, А- а, 1999 г. 27.Харламов И. Ф. “Педагогика”, Москва, 1990 г. (723) 28.. Хомраев М. К. “Нравственное воспитание учащихся” (методическое пособие), Ташкент, 1983 г. (257)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|