Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим открытого моря.

Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, открытое море включает все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы откры­того моря. Данный принцип носит общий характер. Открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Свобода открытого моря осуществляется в условиях, определяемых настоящими статьями и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных, так и для неприбрежных государств:

1) свободу судоходства,

2) свободу рыболовства,

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы,

4) свободу летать над открытым морем (ст. 2)1.

Государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это предполагает, в частности, что госу­дарство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения без­опасности в море. Государство само определяет условия предоставле­ния судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации.

Необходимо отметить, что военные корабли и государственные суда пользуются безусловным иммунитетом от актов вмешательства иностранных государств.

Международное право предусматривает необходимость сотрудничества государств в борьбе с перевозкой рабов, пиратством, несанк­ционированным вещанием из открытого моря, незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами.

Хотя Конвенция ООН 1982 года закрепляет принцип свободы рыболовства в открытом море, тем не менее, при осуществлении этой свободы государства должны соблюдать договорные обязательства, а также права и интересы прибрежных государств.

Запасы живых ресурсов Мирового океана не являются неисчерпаемыми. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед человече­ством, является сохранение живых ресурсов. Эта задача может быть решена только путем сотрудничества государств. Государства на ос­нове научных данных определяют размер допустимого улова и принимают меры с целью поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов живых ресурсов открытого моря.

В указанных целях государства могут заключать договоры,

создавать региональные и субрегиональные организации по рыболовству. В качестве региональных организаций действуют, например, Индо-Тихоокеанская комиссия по рыболовству, Генеральный совет по рыболовству в Средиземном море, Региональная консультативная комиссия по рыболовству в Юго-Западной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Индийском океане и др.

Правовой режим Района мор­ского дна.

Основу правового режима Района определяют следующие принципы. Во-первых, Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Во-вторых, ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отноше­нии какой-либо части Района или его ресурсов. В-третьих, все права на ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого дей­ствует Международный орган по морскому дну. Эти ресурсы не подлежат отчуждению иначе, как на основании междуна­родного права. В-четвертых, государства, физические и юридические лица могут претендовать на права или на полезные ископаемые, до­бываемые в Районе. В-пятых, государства несут ответственность за ущерб, причиненный в результате невыполнения своих обязанностей в связи с деятель­ностью в Районе. В-шестых, Район используется исключительно в мирных целях. В-седьмых, морские научные исследования в Районе осуществляются исключительно в мирных целях и на благо всего человечества.

При осуществлении деятельности в Районе должны приниматься все необходимые меры для защиты окружающей среды от загрязне­ния. Все археологические и исторические объекты, найденные в Райо­не, сохраняются или используются на благо всего человечества.

Особенностью правового режима является то, что деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества. Деятельность в районе осуществляют Ор­ган и государства. Государства осуществляют свою деятельность на основе письменного плана работы, утвержденного Советом Органа.

Международный орган по морскому дну является международной организацией. Он создан в соответствии с Конвенцией ООН 1982 года и начал свою деятельность в 1996 году. Штаб-квартира Органа – г. Кингстон (Ямайка). Членами Органа являются все государства – участники Конвенции 1982 года.

Правовой режим проливов.

Международные проливы соединяют моря, омывающие берега различных государств, и играют большую роль в международном судоходстве. Проливы, ведущие к внутренним водам прибрежного государства, если оба их берега принадлежат этому государству, считаются внутренними водами.

Международные морские проливы делятся на две основные группы1:

· морские пути, соединяющие открытые моря (например, Гибралтарский и Магелланов проливы);

· морские пути, соединяющие открытое море с замкнутыми морями (например, Балтийские проливы).

В проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив.

В международных проливах государства, граничащие с ними, мо­гут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов, если это вызывается необходимостью обеспечения безопаснос­ти судоходства. Такие коридоры и схемы должны соответствовать международным правилам. Предложения об их установлении государства должны передавать Международной морской организации. Эта организация после согласования с государствами, граничащими с проливами, утверждает морские коридоры и схемы разделения дви­жения. После этого возможны установление, предписание или заме­на морских коридоров и схем разделения движения. Суда при осу­ществлении транзитного прохода обязаны соблюдать предписанные морские коридоры и схемы разделения движения.

Государства, граничащие с проливами, обязаны не препятствовать транзитному проходу и сообщать о любой опасности для судоходства в проливе. Какое-либо приостановление транзитного прохода через международные проливы запрещено. В том случае, если пролив соединяет территориальное море како­го-либо государства с частью открытого моря или исключительной экономической зоной, в таком проливе действует право мирного про­хода. Режим мирного прохода применяется и в проливе, образуемом островом государства, граничащего с проливом, и его континенталь­ной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удоб­ный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Мирный проход в этих проливах имеет такой же правовой режим, что и мирный проход в территориальном море, за исключением того, что мирный про­ход в указанных проливах не может быть даже временно приоста­новлен.

Имеется ряд проливов, правовой режим в которых установлен полностью или частично действующими специальными конвенция­ми. К ним относятся Черноморские и Балтийские проливы, а также Магелланов пролив.

Регламентация плавания по датским проливам осуществляет­ся Трактатом об отмене пошлин, взимаемых с судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов, от 14 мар­та 1857 г., а по черноморским – Конвенцией о режиме проли­вов, подписанной 20 июля 1936 г. в Монтрё взамен Лозаннской Конвенции от 24 июля 1923 г.1.

Гибралтарский пролив расположен между южной оконеч­ностью Пиренейского полуострова Европы и северо-западной частью Африки. Он соединяет Средиземное море с Атлантичес­ким океаном, имеет длину 59 км, ширину – от 14 до 44 км. Территория пролива контролируется тремя крупными портами: Гибралтаром (принадлежит Великобритании), Альхесирасом (Ис­пания) и Танжером (Марокко). Основы правового режима про­лива были определены соглашениями Великобритании, Фран­ции и Испании 1904 и 1907гг.

Магелланов пролив, соединяющий Атлантический и Тихий оке­аны, располагается между южной оконечностью Южной Амери­ки и архипелагом Огненная Земля. Пролив имеет 575 км в длину. Наименьшая ширина – 2,2 км. Режим пролива был регламенти­рован в двустороннем договоре между Аргентиной и Чили от 23 июля 1881 года, исходя из его нейтрализованности и свободы для плавания торговых и военных судов всех государств. Договор между Аргентиной и Чили 1941 г. отменил нейтра­лизацию канала и предусмотрел свободу судоходства по нему только для плавания торговых и военных судов всех государств. Лишь последующее развитие морского права изменило ситуа­цию.


Заключение

 

Итак, мы рассмотрели все составляющие мирового океана, а именно:

· внутренние (морские) воды,

· территориальное море (территориальные воды),

· архипелажные воды,

· прилежащие зоны,

· исключительная экономи­ческая зона,

· континентальный шельф,

· открытое море,

· район мор­ского дна.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международное морское право – это отрасль международного права, определяющая правовой статус морских пространств и порядок использования пространств и ресурсов в мирных целях.

Международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т. д.

Следует также помнить, что необходима тщательная охрана и защита Мирового океана.


Список используемой литературы:

 

1 Конвенция «Об открытом море» от 29.04.1958 г.

1. Конвенция «О континентальном шельфе» от 29.04.1958 г.

2. Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву от 10.12.1982г.

3. Конвенция «О территориальном море и прилежащей зоне» от 29.04.1958г.

4. Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983г.

5. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997 г.

6. Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2003 г.

7. Малинин С. А. Избранное. СПб., 2003 г.

8. Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000г., с. 284.

9. Мировой океан и международное право / По ред. А.П. Мовчана, А. Янкова. М., 1986г.

10. Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987 г.


1 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000. – С. 284.

2 Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987. – С. 172.

3 Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2003. – С. 63.

1 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000. – С. 285.

[1] Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­рации» (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3833.

[2] Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4694.

1 Малинин С. А. Избранное. СПб., 2003.

2 Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву, 1982г.

1 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000.

2 Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2003.

 

1 Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву, 1982г.

1 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000.

1 Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987.

1 Конвенция «О континентальном шельфе» 1958 г.

1 Конвенция «Об открытом море» 1958 г.

1 Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2003.

1 Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...