Бюджет коммерческих расходов
Планирование издержек текущего характера, связанных с реализацией продукции и маркетинговой деятельностью, является важной функцией управления и необходимым условием при формировании общего бюджета. Коммерческие расходы - это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например комиссионные. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов. Бюджет коммерческих расходов формируют после составления бюджета продаж, так как он тесно связан с последним. Поэтому бюджет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов транспортные услуги и др.) должен соотноситься с объемом продаж. Нельзя ожидать роста объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта продукции. Многие статьи бюджета коммерческих расходов планируют в процентах к объему продаж (за исключением аренды складских помещений и транспортных услуг). Величина прогнозного процента зависит от жизненного цикла готовой продукции. Коммерческие расходы можно классифицировать по многим критериям, ключевыми из которых являются: - виды продукции; - категории покупателей; - география сбыта; - деятельность конкурентов на отдельных сегментах товарного рынка. Как правило, планирование прогнозного спроса потребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляется коммерческой службой, которая соотносит расходы с объемом продаж, и классифицирует соответствующие затраты по следующим критериям:
- комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям; - транспортные услуги (расходы на доставку товаров на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда и т.п., оплата специализированных транспортно-экспедиционных контор); - расходы на тару и упаковку (стоимость услуг либо собственных цехов, производящих тару и упаковку; либо оплата затаривания и упаковки товаров сторонними организациями); - представительские расходы; - аренда складских помещений и транспортных средств; - рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение продаж и завоевание рынков сбыта; - расходы, связанные с упаковкой, складированием и хранением продукции; - расходы структурных подразделений, занимающиеся коммерческой деятельностью; - расходы на содержание транспортных средств; - страхование имущества; - таможенные процедуры и комиссионные на экспорт. прочие расходы по сбыту (затраты на хранение, складирование, подсортировку и т.п.). В бухгалтерском учете суммы расходов, связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг), накапливаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». В промышленных организациях при частичном списании подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости и т.п.). Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, полностью относятся на себестоимость проданной продукции. Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития коммерческой организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж (размер процента зависит от стадии жизненного цикла товара). При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.
Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому заместитель директора по сбыту (коммерческий директор) должен точно установить, где и когда должна быть осуществлена рекламная кампания и сколько средств следует на нее израсходовать. При разработке бюджета коммерческих расходов целесообразно предусмотреть затраты на упаковку, транспортировку, страхование, складирование и хранение товаров на складе. При составлении бюджета коммерческих расходов следует помнить, что расходы на рекламу и представительские расходы нормируются для целей налогообложения. С 1 января 2002 г. сняты существовавшие прежде ограничения по отнесению на себестоимость расходов на рекламу. Часть расходов на рекламу учитывается в размере фактических затрат (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ): - на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Нормируются расходы на приобретение (изготовление) призов для рекламных розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний и прочие виды рекламных расходов коммерческой организации: 1 процент выручки от реализации в отчетном (налоговом) периоде. Начиная с 1 января 2002 г. изменился также порядок нормирования представительских расходов. Для целей налогообложения в себестоимость включаются представительские расходы (по перечню, установленному п. 2 ст. 264 Налогового кодекса) в размере, не превышающем 4 процента от расходов организации на оплату труда в отчетном (налоговом) периоде.
Для упрощения составления прогноза денежного потока рекомендуется отражать в данном бюджете денежные выплаты, связанные с коммерческими расходами. Если в данном бюджете указана амортизация, она должна относиться только к оборудованию, используемому для коммерческих целей. При составлении бюджета коммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность и полноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в прогнозном периоде. В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходы на продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки. Коммерческие расходы подразделяются на: - переменные издержки, зависимые от объема продаж конкретного продукта, региона, или в целом отгрузки товаров по предприятию, и рассчитанные на основании установленного процента в прогнозе «Коммерческие нормируемые затраты»; - условно-постоянные издержки, связанные с осуществлением коммерческой деятельности и распределяемые на продукты согласно установленной учетной политики. Переменные коммерческие расходы рассчитываются только после формирования бюджета продаж, определяющего ассортимент и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемых контрагентов, стоимость и условия платежа. Качественное планирование, анализ и обоснование затрат с целью получения максимальной выгоды осуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными в увеличении продаж, оптимизации расходов на сбыт и выполнении бюджетных показателей. Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация менеджеров устанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятии маркетинговой политики и положений по премированию.[6]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|