Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романская архитектура в Испании




XI, XII вв. и первая половина XIII в. представляют собой важнейший период испанской истории. Эти два с половиной столетия были временем наивысшего подъема реконкисты — борьбы испанского народа за освобождение захваченных арабами земель.

Активизация реконкисты и связанное с нею усиление роли церкви сопровождались глубокими переменами в характере архитектуры, прежде всего культовой. Они выражались в обращении к типам и формам сложившейся к середине XI в. романской архитектуры Франции. Франция была средоточием средневековой культуры. В глазах испанцев она была кроме того и оплотом христианского мира. Французы принимали самое активное участие в реконкисте. Среди иностранных колонистов, которыми государи Кастилии и Леона заселяли освобождаемые от арабов города, преобладали выходцы из Франции. Большинство представителей высшего духовенства также происходило из Франции.

И, что самое важное, уже с конца X в. испанские государи начали покровительствовать могущественному монашескому ордену бенедиктинцев, центр которого (Клюни) находился во Франции. Этот орден владел обширными землями и вел строительство на территории многих государств Европы. Но Испания с ее специфическими условиями, невиданно повысившими роль католической церкви, представляла для него особенно благодарное поле деятельности.

Изначально, до распространения влияния Клюни и одновременно с северной Италией, в каталонских и арагонских Пиренеях появился так называемый первый романский стиль или ломбардская школа. Это очень примитивный стиль, который характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптур и тектоническим декором из аркадных галерей. В гористой, бедной лесами Испании основным строительным материалом служит камень — гранит, песчаник, туф. Обилие камня и дефицитность дерева обусловили высокое развитие мастерства обработки камня. Трудоемкость отески преобладавших в Испании твердых пород камня ограничивала применение декора. Поэтому здесь преобладают гладкие плоскости стен. Однако качество кладки настолько виртуозно, что она воспринимается как элемент архитектурной выразительности. Типичными примерами этого стиля можно считать церкви долины Бои (церковь Сан-Климент) и монастыри Сан-Пере-де-Родес и Санта-Мария-де-Риполь.

Классическим примером планировки испанских городов-коммун XI в. может служить Авила. К моменту освобождения христианами Авила была почти полностью разрушена и опустошена. Это побудило Альфонса VI заселить город выходцами из Астурии, Леона и Галисии. В 1090 г. началось строительство могучих крепостных стен, почти не тронутых временем и являющихся самыми мощными из всех ранних городских укреплений, сохранившихся до сегодняшнего дня в Европе. Расположенная на относительно ровной местности на правом берегу реки Адаха, территория города обнесена стеной с 88 башнями и 8 воротами, протяженностью около 3 км. Сеть улиц Авилы чрезвычайно извилиста. Однако в ней можно проследить систему, характерную для всех испанских городов средневековья: все улицы стягиваются к площади ратуши и рыночной площади.

В полноте романский стиль пришел под влиянием Клюни по пути Святого Иакова, заканчивающимся собором Сантьяго-де-Компостела. Образцом для испанского романского стиля 12 в. стал собор Хаки, его характерные абсиды, паломническая композиция, на основе базилики Сен-Сернен (Тулуза), и хакеанский шахматный узор. По мере того, как христианские королевства продвигались на юг, эта схема распространялась по завоеванным землям с некоторыми видоизменениями. Монастыри тоже приняли похожую конструктивную форму (Санто-Доминго-де-Силос, провинция Бургос).

Испанская романика почти не знает замков-резиденций. Период с XI до середины XIII в. был временем наибольшей активизации реконкисты и, как следствие этого, временем наиболее интенсивного строительства военных замков. Это отличает замки Испании от одновременных им замков остальной Европы, служивших жильем феодалам и укрытием от набегов воинственных соседей. Замки-дворцы, предназначенные для жилья сеньоров и защиты от посягательств короля и соседей, стали строиться в Испании лишь со второй половины XIII в., после того, как Пиренейский полуостров был почти полностью отвоеван христианами и опасность набегов со стороны мавров практически миновала.

Система испанского фортификационного строительства первоначально складывалась не без влияния фортификационного строительства арабов и французов. Замки испанцев, как и крепости мавров, отличались большими размерами, наличием нескольких рядов стен (чаше всего двух), равномерной постановкой на близком расстоянии друг от друга башен, сильно выступавших за линию стен. К чисто арабским особенностям, встречавшимся иногда и в крепостях, построенных христианами, относятся ступенчатые зубцы крепостных стен и башен.

Культовые сооружения испанской романики обнаруживают безусловную зависимость от французской архитектуры. В районах, освобожденных от арабов, возникали группы сооружений, общий характер которых определялся каким-либо ведущим местным зданием. Таким, а не единым процессом развития, явилось в XI—XII вв. романское храмостроение в северных районах Пиренейского полуострова. Но в каждой из создававшихся групп, хотя и очень робко, но проявляются ростки собственной архитектурной культуры, появление которых можно объяснить лишь влиянием устоявшихся народных традиций мосарабской архитектуры.

Крупнейшая романская постройка Испании — монастырская церковь Сантьяго-де-Компостела (1078—1120 гг.), возведенная в Галисии над воображаемой могилой апостола Иакова — конечным пунктом паломнического пути. Одна из пяти больших паломнических церквей, она полностью повторяла тип, сложившийся во Франции во второй половине XI в.

Портал западного фасада церкви Сантьяго-де-Компостела, называемый порталом «небесного блажества», — одно из величайших творений романской скульптуры. Он был выполнен по образцу знаменитого портала монастырской церкви Везлэ (Франция) испанским мастером Матео в 1168—1188 гг. Южнофранцузские традиции богатого пластического убранства порталов нашли в Испании благородную почву. Они импонировали развитому декоративному чувству местного населения, воспитанному идущей от вестготов традицией декоративной резьбы по камню и искусством мавританского Юга. Новые формы скульптуры, изображающей человеческую фигуру, освященные авторитетом церкви Сантьяго — паломнического центра, популярность которого в средние века соперничала с Римом и Иерусалимом, получили в Испании широкое распространение.

Одну из наиболее четко очерченных групп памятников представляют собой соборы так называемой саламанкской группы. Все они имеют уникальную в испанской романике особенность: средокрестие увенчано круглым барабаном с куполом на парусах.

Образцом для остальных построек послужил наиболее ранний по времени собор в Саламанке (закончен в 1160 г.). В нем особенности, свойственные романике, причудливо сочетаются с элементами восточной архитектуры. Традиционно «западными», идущими от ранних монастырских церквей, являются план и система объемно-пространственной композиции собора. Собор в Саламанке — один из немногих ранних примеров последовательного применения стрельчатого очертания арок. Внешней облик собора – одно из наиболее ранних проявлений того своеобразного понимания декоративности, которое стало характерным для испанской архитектуры последующих столетий: преобладание гладких плоскостей, по контрасту с которыми небольшие, но обильно декорированные плоскости выглядят особенно нарядно. Возможно, что склонность к перенасыщению орнаментом декорируемых элементов здания явилась следствием длительных контактов с арабским искусством. Еще одну «испанскую» особенность собора составляет плоская крыша. Однако в отличие от большинства романских церквей с плоской крышей края ее увенчаны крепостными зубцами. Собор в Саламанке — пример крайне редкого в романской архитектуре Испании буквального подражания крепостной архитектуре, хотя и не выдержанного с последовательностью, свойственной португальским постройкам, где объемная композиция и очертания башен с плоскими крышами придают соборам подлинно крепостной силуэт.

Французское влияние заметно в великолепном фасаде церкви Санто-Доминго в Сории. Возможно, что фасад Нотр-Дам в Пуатье послужил примером для Санто-Доминго, а пуатьеские мастера приняли участие в его создании. Как бы то ни было, он является одним из основных достижений испанской романики.

К концу романской эпохи в культовой архитектуре Испании заметно усилились арабские влияния. Благодаря реконкисте в состав христианских государств Пиренейского полуострова вошли области, где длительное владычество арабов наложило сильный отпечаток на культуру и быт местного населения. Участие в военных операциях реконкисты постоянно отвлекало испанских ремесленников от повседневных дел, не говоря уже о том, что самая война ложилась тяжелым бременем на плечи населения. В таких условиях только бенедиктинским монастырям, обладавшим очень крупными средствами, было доступно строить большие церкви и пользоваться услугами французских мастеров. Рядовые горожане предпочитали обращаться к беженцам с мавританского Юга (мосарабам), руками которых и было возведено подавляющее большинство скромных по размерам приходских церквей.

Своеобразным примером «романизированных» мусульманских форм является церковь Сан Лоренсо в Сеговии (первая половина XIII в.), где классическому типу каменной сеговийской церкви с арочной галереей вдоль бокового фасада придана не менее классическая для Саагуна квадратная кирпичная башня-донжон над средокрестием.

В 13 в. стиль некоторых церквей сочетает романику с зарождающейся готикой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...