Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Готическая архитектура Испании




На протяжении последнего этапа реконкисты, в условиях борьбы за национальное объединение, непрерывных феодальных междоусобиц и экономического роста городов, развивается готическая архитектура Испании. С наибольшей полнотой тенденции ее развития представлены архитектурой Кастилии и Каталонии, входившей в состав королевства Арагон. В собственно Арагоне, Валенсии и ряде южных областей развивалась архитектура мудехар — арабская по конструкциям и формам, но не чуждавшаяся форм европейского зодчества. Испанскую готику, как и романику отличают ложность и отсутствие единства, вызывавшиеся глубокими социально-экономическими различиями ее отдельных областей.

На смену развитому в романский период строительству городов-крепостей и оборонных замков приходит почти неизвестное в предшествующий период строительство замков-резиденций.

Большинство замков Испании возведено в ХIV-ХV вв. Апогей строительства замков не совпадает с апогеем реконкисты, а наступает позже в эпоху оживления феодальных междоусобиц. Вызванные к жизни одинаковой целью, замки второй половины ХIII-ХV вв. представляют собой единственный тип сооружений особенности и эволюция которых были общими для всех областей Испании.

С упадком Гранадского эмирата и усилением королевской власти уменьшается военное значение замков. Постепенно из крепости замок превращается в благоустроенное жилище дворцового типа. Его жилая часть становится обширнее, комфортабельнее и раскрывается во внутренний двор галереей, подобной галереям городских дворцов. Помимо функций сугубо утилитарных, он приобретает функции представительства: превращается в символ, по которому судят о могуществе и богатстве владельца. Это существенно повлияло на облик замков: чем ближе к нашему времени, тем богаче и изысканнее становится их декор.

Объединение страны под властью «католических государей» ознаменовалось запрещением строительства замков. Больше того, самодержцы Испании приказали разрушить многие замки, служившие оплотом мятежным феодалам.

Замки второй половины ХIII в. (Полан, Садоба) еще близки романским суровой простотой своего облика. Замки XIV в. остаются могучими крепостями и сохраняют суровый облик, но их объемно-пространственная композиция становится более сложной и выразительной. В этом смысле типичен замок Монтеалегра, трапецеидальный в плане, где могучие квадратные угловые башни чередуются с расположенными в центре стены небольшими полуциркульными башенками, а донжон усилен меньшими, служившими для прикрытия вылазок.

Ранее всего замки-дворцы начали строиться в недоступных для арабов районах — в Галисии, как Сотомайор, или на островах, как замок Бельвер в Пальме на острове Мальорка (1309—1314 гг.; мастер Педро де Сальва).

В замке Сотомайор (XIV в.) дворцовые помещения вынесены из донжона в самостоятельный объем, соединенным с ним специальным переходом. Это один из первых замков, где дворцовые помещения отделены от оборонительных. Появление в его ансамбле таких элементов, как переход с большими стрельчатыми окнами, дворца с изящной висячей галереей, защищавшей от зноя жилые покои, демонстрирует усложнение функций замка, постепенное превращение его в представительное жилье.

В XV в., особенно во второй половине его, появляются замки, хотя и сохраняющие традиционный крепостной облик, но уже не имеющие оборонного значения. В замках, сохранивших подлинно военный характер, также проявляется тяга к внешней театральности. Их формы, свидетельствующие как будто об оборонительных устройствах, на деле часто оказываются бутафорскими.

В замке Валенсия дон Хуан сгруппированные по три круглые башенки создают впечатление большой башни, укрепленной меньшими, тогда как на самом деле такой башни нет. Центральная площадь замка утрачивает военные функции и превращается в парадный двор, донжон и башни становятся вместилищем парадных залов и благоустроенных жилых помещений.

Многие замки, вроде замка Олите (1419 г.), оснащаются всеми достижениями ценившей земные радости и комфорт восточной цивилизации — террасными садами, ванными комнатами, прохладными дворами с фонтанами.

Логическое завершение этого процесса, где обилие и изощренность декора достигают наивысшего развития, представляют собой кирпичные замки Медина дель Кампо и Ла Кока.

Городские дворцы Испании распадаются на два типа — кастильский и каталонский.

В противоположность кастильским каталонские города были не только важными политическими центрами, рано освободившимися от сеньориальной зависимости, но и подлинным средоточием экономической жизни, центрами кипучей международной торговли и развитого ремесленного производства. В соответствии с особенностями городов испанских государств гражданские постройки XIII—XV вв. сосредоточены преимущественно и Каталонии, в ее экономическом и политическом центре — Барселоне. В относительно неразвитых городах Кастилии, где ремеслом занимались главным образом мусульмане, гражданские сооружения почти полностью отсутствуют.

В готическую эпоху монастыри утратили былое влияние на формообразующий процесс. Тем не менее в монастырских комплексах Испании имеется немало первоклассных сооружений.

Общими для всех культовых построек Испании чертами, продиктованными климатом страны, являются их небольшая высота, малые размеры окон, плоские крыши и обусловленные этим нерасчлененность и монолитность объема. Самая яркая особенность испанских культовых сооружений — богато декорированная башня над средокрестием — симборио, в строительстве которой можно усмотреть непосредственное продолжение традиций романской архитектуры.

Главная роль в строительстве соборов Старой и Новой Кастилии (в противоположность Каталонии, где основными вкладчиками были горожане) принадлежала капитулу, состоявшему из представителей духовной аристократии. Это обусловило и особенность главных памятников кастильской готики. Соборы в Леоне (1205— 1288 гг.), Бургосе (начат строительством в 1221 г.) и Толедо (начат в 1227 г.), несмотря на ряд местных особенностей, являются французскими постройками на испанской земле. Их появление не было подготовлено предшествующим ходом развития архитектуры. Будучи продуктом ввоза чуждой Испании системы, они остались единичными примерами французской готики на плоскогорья Кастилии. Из них был завершен в XIII в. только собор в Леоне, остальные два достраивались и перестраивались на протяжении XIV и XVвв., и это во многом нарушило цельность и усложнило облик соборов Бургоса и Толедо. Собор в Леоне, напротив, полон гармонии.

Приходские церкви Кастилии сохранили от романской эпохи план в виде латинского креста, приземистые пропорции, гладкие стены с едва заметными щелевидными проемами окон, простую, обобщенную линию силуэтов. Очень показательна для храмов этого типа церковь в Грихальбе (XIII в.). Она воспринимается как единый монолит, поражая чисто восточным культом массы и упрощенной лапидарностью и статикой форм. Единственный элемент, указывающий на ее принадлежность к готике — огромная стрельчатая ниша-портал на фасаде колокольни.

В противоположность приходским церквям эволюция соборов, в возведении которых нередко участвовали иноземные мастера, довольно точно следовала за стилевыми изменениями готики, развивавшейся к северу от Пиренеев. Это особенно ярко проявляется в возведенной в пору заката готики группе соборов Кастилии и развивавшихся под ее культурным протекторатом Андалузии и других южных областей (в Сеговии, Севилье, Саламанке).

Следует подчеркнуть, что несмотря на копирование в ряде случае французских образцов, в Кастилии продолжалась ассимиляция восточной и европейской архитектурной традиции. В результате были созданы сооружения, характеризующиеся определенной самобытностью объемно-пространственной композиции (хор и капелла майор в центре главного нефа, симборио, плоские крыши, колокольни у бокового или на западном фасаде, неразвитость контрфорсов, небольшие окна и массивные стены, приземистые пропорции), определяющие своеобразие не только облика, но и образного строя кастильской готики, ее суровый воинственный и грозный дух.

Культовая архитектура Каталонии обнаруживает мало точек соприкосновения с кастильской. Ее своеобразие предопределили нужды больших городов. Именно на них ориентировались каталонские мастера сосредоточившие свои усилия на создании церкви, специально приспособленной для скопления больших масс народа.

Экономическое благополучие каталонских городов, в противоположность кастильским, создавалось трудом христиан — ремесленников и торговцев, и это обусловило более демократичный по сравнению с Кастилией тип каталонской церкви. Зодчие стремились не только сделать ее возможно более обширной, но и подчеркнуть в ней единство пространственного построения, легкую обозримость интерьера, сделать алтарь максимально видимым и приближенным к молящимся. Этими требованиями и было обусловлено появление двух основных вариантов каталонской церкви — однонефной широкой и трехнефной с очень широким средним нефом и узкими боковыми, которые использовались лишь в случае переполнения центральной части.

Главную особенность каталонских храмов, которой они обязаны необычайной эффектностью интерьеров и которая была одновременно высшим достижением инженерной мысли Каталонии, составляют широкие своды. Их распор принимали на себя массивные внутренние контрфорсы; пространство между ними использовалось для устройства капелл.

В целом культовая архитектура Каталонии характеризуется смелостью и точностью разрешения функциональных и инженерных задач, строгостью и логичностью архитектурной композиции. Будучи созданием трезвого, расчетливого, материалистически мыслящего народа, она никогда не страдала чрезмерностью украшений, свойственной кастильской готике XV в. Выразительность каталонских церквей достигалась сугубо архитектурными средствами, и, в частности, контрастным противопоставлением воздушности, пространственности интерьеров нерасчлененным объемам наружных масс с плоскими крышами, небольшими окнами и поистине крепостной мощью контрфорсов.

Генезис готических храмов Каталонии достаточно прост. Их истоки восходят к архитектуре цистерцианцев, Лангедока и Южной Франции. Но в условиях экономического и культурного подъема XIII—XV вв. храмостроение Каталонии приобрело подлинную самобытность и черты, качественно отличные от ее прототипов.

Эволюция каталонских храмов, определявшаяся задачами создания вместительной церкви, сводится к увеличению ширины главного или единственного нефа, упрощению контуров плана, уменьшению площади опор, объединению пространства апсиды с помещением для молящихся, т. е. к постепенному формированию подлинно единого пространства церкви.

Собор Барселоны

Следующий этап развития трехнефных церквей представлен церковью Санта Мариа дель Мар в Барселоне. Но самая значительная из трехнефных церквей Каталонии — собор в Пальме, на острове Мальорка.

Типичны для однонефных храмов Каталонии церкви монастыря Педральбес и Санта Мариа дель Пино, строительство которых было начато в Барселоне в 1321 и 1327 гг. Планы церквей предельно просты: отсутствуют даже капеллы и обходная галерея алтаря. Огромная пятигранная апсида составляет органическую часть интерьера, в композиции которого торжествует разумная целесообразность. Все здесь подчинено воплощению общего замысла, и, напротив, нет ни одной диссонирующей с ним детали.

Сложные инженерно-экономические задачи, возникавшие перед каталонскими мастерами, были с наибольшим блеском разрешены в соборе Жероны.

И, наконец, еще одна разновидность каталонских церквей с деревянными перекрытиями. Их сходство с дормиториями, больничными палатами и корабельными верфями — еще одно яркое свидетельство в пользу светского характера каталонской готики.

Особенно близка светским постройкам капелла Сант Агуэда в королевском дворце Барселоны (1302-1306 гг., мастер Бертран Рикет), потолок которой, как и в гражданских зданиях был ярко расписан и где отсутствовали обычные в каталонских церквах внутренние контрфорсы и боковые капеллы. Однако в большинстве церквей (Сан Мигель де Монбланк, 1288 г., церквах монастырей кармелитов и Нерелада в Барселоне, XIV в.) значительно превосходивших по размерам этот придворный храмик, арки, поддерживавшие ярко расписанное покрытие, опирались на внутренние контрфорсы.

Архитектура Испании готической эпохи несет на себе печать этого сложного времени. Политическому объединению страны, которым завершилась реконкиста, не предшествовало ее экономическое и культурное объединение.

Наличие двух архитектурных школ — религиозно окрашенной кастильской и рациональной, отмеченной подлинным единством гражданских и культовых построек каталонской — составляет характерную особенность испанской готики.

Столь же характерным и обусловленным своеобразием политической истории Испании был несравнимый по объему с другими европейскими странами размах строительства замков. Последнее роднит архитектуру Кастилии и Каталонии, как роднит ее восходящий к романскому периоду процесс синтезирования восточных и европейских влиянии, завершившийся в XVI в. созданием подлинно национальной архитектуры. Несмотря на объективно более прогрессивный, светский характер каталонской архитектуры, первенствующая роль в этом процессе, как и в сфере политической (в реконкисте и в деле объединения страны), принадлежала Кастилии.

Укоренившаяся в Испании традиция восточной архитектуры была первопричиной появления, несмотря на отсутствие непосредственных контактов, общих черт в зодчестве Кастилии и Каталонии. К ним относятся распространенность деревянных перекрытий, универсализм планировки с внутренним двором, полихромия, виртуозное использование декоративных свойств материалов, их фактурно-цветовой выразительности. Обилие солнца определило преобладание гладких стен, плоских крыш или крыш с минимальным наклоном, малые размеры редко расположенных окон.

Излюбленным в обоих испанских государствах был также прием контрастного сопоставления небольших, но обильно декорированных плоскостей с плоскостями, совершенно лишенными декора. Однако, отмечая общность целого ряда явлений в архитектуре Кастилии и Каталонии, отмечая различную роль наследия обоих государств для последующего развития архитектуры, необходимо подчеркнуть, что более значительной, яркой, самобытной и цельной была готика Каталонии — детище достигших в XIII—XV вв. наивысшего расцвета городов Восточной Испании.

 

Стиль мудехар

С XII по XVI столетие в Испании значительную роль играло искусство мудехаров - мусульман, которые остались жить на освобожденных христианами землях и сохранили свою религию, обычаи и художественные традиции. Доля участия мудехаров в развитии архитектуры, декоративных форм скульптуры и живописи, а также художественного ремесла нельзя свести к чисто внешнему факту сотрудничества. Речь в данном случае идет о более сложном синтетическом явлении, в котором оказались тесно слитыми элементы мавританского, готического и позднее ренессапеного искусства (последние имели в основном декоративное значение). Не случайно исследователи обычно рассматривают это явление как своеобразный стиль мудехар, произведения которого создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами.

 

В стиле мудехар были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная, иногда со стрельчатым завершением арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались все остальные помещения. В стиле мудехар, сооружения которого отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой и жизнерадостным приветливым обликом, охотно строили жилые здания.

 

Привлекали также недорогие материалы: кирпич, дерево, гипс и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль мудехар, распространившись по Пиренейскому полуострову, получил особо интенсивное развитие в некоторых областях, как, например, Кастилия, Арагон, Андалусия, и таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и многих других.

Стиль получил самое широкое распространение и использовался при возведении самых крупных, наиважнейших религиозных и гражданских строений: храмов, королевских дворцовых комплексов (или алькасаров) и стратегических военных укреплений – городских стен, фортов, замков.

Искусство мудехаров — явление сложное, во многом противоречивое, не всегда однородное и безусловное но художественному качеству. Даже лучшие его произведения не сумели освободиться от заключенного в самом стиле оттенка вторичности. Различаются обычно два направления. То, что получило название народного мудехара, развивалось спонтанно в областях, отвоеванных испанцами, где традиции мавританского искусства довольно естественно оказались примененными к культу и обычаям христиан. Постройки народного мудехара охватили области церковной и городской жилой архитектуры, они возводились, как правило, из кирпича и отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими.

 

Придворный мудехар стал складываться несколько позже, по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях, и развивался до XVI века включительно. В этом стиле отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. Воплощением данной тенденции могла быть в испанской действительности еще живая восточная традиция. Элемент вторичности стиля мудехар проявил себя в придворных формах наиболее отчетливо. К данному направлению примыкают в отличие от более поздних пристроек части севильского Алькасара XIV века. Фасад Альгамбры создали мавританские мастера из Гранады, присланные по просьбе кастильского монарха правителем эмирата Мухаммедом V. Об этом шедевре архитектуры часто говорят как о Восьмом Чуде Света. В традиции придворного мудехара в Севилье были сооружены другие дворцы XIV века: Лас Дуэньяс, которым владело герцогское семейство Альба, и так называемый Дом Пилата герцогов Мединаселли (завершенный в середине XVI столетия дворец представляет собой эффектный пример сочетания мавританских и ренессансных форм).

 

Что же касается народного мудехара, то к нему можно отнести многие севильские постройки. В XIV веке общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и естественный, чем в предыдущем столетии, характер. Шло интенсивное строительство церквей, основанием которых служили рассеянные по городу мечети. Их минареты использовались под колокольни, новые здания воздвигались совместно работавшими мастерами, как христианами, так и мусульманами.

 

Стиль стихийно возникавшего народного мудехара отличает севильские церкви: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андрее, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркое, особенно известную своей башней-минаретом с двойными окнами. Церкви строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Отблеск мавританской строительной традиции ощущается в этих постройках гораздо отчетливее и глубже, чем воздействие собственно готических форм.

Основные элементы

В основу архитектурного стиля легли элементы четырех больших мавританских стилей, характерных для эпохи Омейядского халифата, Тайфы, времен правления династий Альмохадов и Насридов. Это подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) и многодольная арки и их вариации с многократными делениями и переплетениями (так называемые «разбитые» арки), арка «мукарнас» с сотовидным сводом, прямоугольный наличник «альфис» для обрамления одной или нескольких арок (араб. alḥíz, alḥáyyiz), аркады «себка» с ажурными сетчатыми экранами и секцией в виде ромба, зубчатые пар

Декор и внутреннее убранство

Постройки возводились преимущественно из кирпича и украшались резьбой, мавританскими орнаментами, рельефным фасадным «кружевом», выложенным дробленой плинфой, майоликой с металлическим блеском – «азулежу» (azulejos). Для интерьеров стиля Мудехар характерны сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, кессонные потолки с отделкой маркетри, арабская резная лепнина, настенные и напольные панно из глазурованной керамической плитки и гигантские металлические люстры апеты башен и валовых стен «мерлон».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...