Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «СУ-33»

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с покупателями и заказчиками аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тесты позволяют установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи.

Проверка по счетам расчётов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по оказанию услуг, выполнению работ; правильность оплаты или получения сумм за выполненные работы, оказанные услуги; своевременность и правильность проведения инвентаризации финансовых обязательств предприятия с целью выявления их реальности.

В соответствии с основной целью необходимо проверить наличие договоров на техническое обслуживание с физическими и юридическими лицами, правильность их оформления.

 Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истёкшими сроками исковой давности. Следует при этом выявить причины её образования и выяснить, были ли предприняты меры к взысканию.

По данным тестирования можно определить уровень организации внутреннего контроля за операциями по расчету с заказчиками и общее состояние учета этих операций.

Таблица тестирования, позволяющая оценить уровень внутреннего и внешнего контроля в ООО «СУ-33»

 

Таблица 6

Оценка учетной системы Комментарий
1. Разработан и утвержден приказ по учётной политике организации Да
2. Разработана и утверждена организационная структура бухгалтерской службы Да
3. Имеются должностные инструкции с распределением фактических обязанностей и полномочий бухгалтерской службы Нет
4. Разработан рабочий план счетов бухгалтерский учёта Да
5. Разработан единый график документооборота Нет
6. Осуществляется контроль за выполнением графика документооборота Нет
7. Применяемая форма бухгалтерского учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная и т.д.) Журнально-ордерная
8. Применение в учёте и управление компьютерных программ Да 1С:Предприятие 7.7
9. Наличие положения о порядке проведения в организации инвентаризации Да
10. Соответствие бухгалтерских проводок действующей методологии Да
11. Осуществляется контроль за договорными обязательствами контрагентов (покупателей, заказчиков) Да
12. Имеется перечень налогов, уплаченных организацией Да
13. Факты проведения налоговых проверок в течении отчётного периода и их результаты Проводились

 

В процессе анализа работы ООО «СУ-33» выяснилось, что должностная инструкция для бухгалтерии не разработаны. Также отсутствует график документооборота.

Для оценки состояния контроля за расчетными операциями необходимо выяснить:

l порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов;

l наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;

l формы, сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов.

Уровень существенности определяется в соответствии с правилом (стандартом) «Существенность и аудиторский риск» [4]. Он выражается в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и представлена бухгалтерская отчетность. Значение уровня существенности фиксируется в общем плане аудита. Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей. Для нахождения уровня существенности можно использовать таблицу № 7.

 

Таблица № 7. Определение уровня существенности по ООО «СУ-33» за 2009 год

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности Доля (%) Значение, применяемое для нахождения уровня существенности
1. Балансовая прибыль предприятия 2326 1 23,26
2. Валовый объем реализации (без НДС) 3657 2 73,14
3. Валюта баланса 72369 34 24605,46
4. Собственный капитал 6711 3 201,33
5. Себестоимость 130340 61 79507,4

 

Среднее арифметическое показателей:

(23,26+73,14+24605,46+201,33+79507,4)/5*100% = 20882,12 тыс.руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(20882,12-23,26)/20882,12*100% = 99,89%

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(79507,4-20882,12)/20882,12*100% = 280,74%

Поскольку и в том и в другом случае отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отбросить значения 23,26 тыс. руб. и 79057,4 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим среднюю величину:

(73,14+24605,46+201,33)/3 = 8293,31

Полученную величину допустимо округлить до 10000 тыс. руб. и будем использовать данный показатель в качестве уровня существенности.

В ООО «СУ-33» были проведены опрос и выборочная проверка документации, по которым можно судить об уровне организации внутреннего контроля на предприятии по расчетам с заказчиками. По окончании процедур опроса и проверки был приведен анализ результатов, сделаны выводы об уровне контроля. Результаты свидетельствуют об среднем уровне контроля по учету расчетов с заказчиками.

Слабыми сторонами организации является:

- нерегулярное проведение сверок с заказчиками;

- вероятность ошибок и полнота заполнения счетов-фактур;

- правильность заполнения книги продаж.

 В ходе работы выявлено, что продажа строительных работ осуществляется в соответствии с заключенными договорами (приложение № 5).

 ООО «СУ-33» ведет бухгалтерский учет затрат по нескольким договорам, заключенным с одним застройщиком или несколькими застройщиками.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика конкретный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить оговоренную цену.

При проверке своевременности и правильности отражения операций по реализации было установлено, что отражение операций по предоставлению услуг заказчикам ведется в соответствии с учетной политикой предприятия и соответствует нормам действующего законодательства.

Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» (приложение № 6), которая составляется на объем выполненных в отчетном периоде строительных работ на основании акта о приеме выполненных работ (форма № КС-2) (приложение № 7) и подписывается заказчиком и подрядчиком, которая является основанием для расчетов между ними и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 «Продажи»

Дт 62.1 Кт 90.1.1 – 155 433,52 руб

При погашении заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 50 «Касса»).

Дт 51 Кт 62.1 – 100 000 руб.

Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Выполненные работы и затраты отражаются в справке исходя из договорной стоимости.

Акт о приемке выполненных работ составляется после завершения этапа работ, когда подрядчик выполнил строительно-монтажные работы, а заказчик не имеет к ним претензий. На основании акта (форма № КС-2) данные из этого документа подрядчик переносит в справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Заказчик на основании справки (форма КС-3) расплачивается с ним. Акт подписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, и заказчика, принявшего объект.

 При заключении всех договоров на выполнение работ в анализируемом хозяйстве ООО «СУ-33» предусматривается аванс. Под авансом подразумевается предоплата, осуществленная в счет будущей поставки продукции, выполнения работ либо оказания услуг.

На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за выполненные работы.

Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

При поступлении на расчетный счет или в кассу организации денежных средств от заказчика в виде аванса, оформляется следующая проводка:

Д-т 51 «Расчетные счета» (50 «Касса») К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным», - поступил аванс.

 Авансы не приносят организации экономической выгоды, так как ей предстоит исполнить свои обязательства - выполнить работу или оказать услугу. И только после исполнения обязательства можно сказать, что организация получила доход. Если же организация откажется от взятых на себя обязательств, то аванс придется вернуть.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов авансы полученные учитываются на счете 62, «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным».

После оказания услуг организация производит зачет ранее полученной предварительной оплаты в счет данной поставки продукции, что отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным», К-т 62.1 - произведен зачет ранее полученного аванса.

При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие и правильность сумм НДС, предъявляемых заказчикам.

При выборочной проверке счетов-фактур (приложение № 8), которые выписывались заказчикам, была проверена правильность начисления суммы НДС. Во всех проверенных счетах не вызвала сомнений правильность отражения НДС, который выделен отдельной строкой или графой. Таким образом, можно сделать вывод, что налог был начислен в соответствии с законодательством.

При обнаружении таких счетов можно было бы предположить, что это был случайный пропуск, была увеличена выборка, в результате чего было подтверждено, что ошибки являются систематическими, многие счета-фактуры недооформлены, постоянно нарушается Глава 21 НК РФ, согласно которому, счета, не оформленные соответствующим образом, не могут служить основанием для зачета НДС у покупателей ООО «СУ-33», кроме этого, бухгалтер не проверял правильность заполнения счетов-фактур.

Поскольку на предприятии полностью автоматизирован бухгалтерский учет, начисление НДС производится точно, своевременно и без ошибок. Все счета-фактуры автоматически регистрируются в книге учета и отражаются в книге продаж. Автоматизация обеспечивает контроль за их нумерацией. Счета-фактуры, которые прошли выборочную проверку, не имеют некоторых реквизитов (ИНН покупателя, его адреса и т.д.), некоторые счета-фактуры не полностью отражают наименование заказчика.

ООО «СУ-33» работает по безналичной форме расчетов. В ходе аудиторской проверки нарушений при осуществлении взаимной сверки не установлено, поскольку учет автоматизирован. Занесение банковских операций в 1С «Предприятие» осуществляется своевременно, банковских операций – в день получения выписок банка (приложение № 9). Получение банковских выписок осуществляется ежедневно.

Для определения достоверности задолженности по расчетам с заказчиками необходимо регулярно производить сверку расчетов. В ходе опроса было отмечено, что сверки производятся нерегулярно, только при возникновении спорных вопросов, не со всеми заказчиками и охватывают менее 50 % расчетов.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств инвентаризация расчетов должна проводиться постоянно. В ходе проверки выяснилось, что инвентаризация расчетов с заказчиками производятся редко, результаты не обосновываются документально актами сверок (приложение № 10).

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному заказчикам счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.

При проверке ООО «СУ-33» был отмечен рост дебиторской задолженности. Чтобы сделать вывод, какое влияние она оказывает на проверяемое предприятие, необходимо ее проанализировать. Весомую роль дебиторской задолженности в ООО «СУ-33» составляют покупатели. Чтобы определить, как она изменилась за последнее время, необходимо ее проанализировать.

Анализ состава и движения дебиторской задолженности можно провести на основании данных бухгалтерского баланса и приложения к бухгалтерскому анализу (таблица № 8).

 

Таблица № 8. Анализ состава и движения дебиторской задолженности ООО «СУ-33»

 

Показатели

Годы

Отклонение 2009 г. от 2006 г.,%

2006

2007

2008

2009

Сумма, тыс.руб. % Сумма, тыс.руб. % Сумма, тыс.руб. % Сумма тыс.руб. %
Дебиторская задолженность, 24825 100 53156 100 21712 100 26744 100 107,73
в т.ч. Расчеты с покупателями и заказчиками 868 3,5 38074 71,63 17487 80,54 9980 37,32 1149,77
Авансы выданные 20157 81,2 9732 18,31 2015 9,28 12833 47,98 63,67
Прочая задолженность 3801 15,3 5350 10,06 2151 9,91 3932 14,7 103,45

По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод, что общая сумма дебиторской задолженности в 2009 году по сравнению с 2006 годом возросла на 7,73% и составила 26744 тыс. руб. Это связано в первую очередь, с увеличением величины расчетов с покупателями и заказчиками с 868 тыс. руб. в 2006 году до 9980 тыс. руб. в 2009 году. Таким образом, размер задолженности увеличился на 1050%. А по авансам выданным идет снижение по сравнению с 2006 годом в 2009 году она снизилась на 36,33% и составила 12833 тыс.руб. Прочая задолженность задолженность увеличилась с 3801 тыс. руб в 2006 году до 3932 тыс руб. в 2009 году, что составило 3,45%.

Расчет основных показателей дебиторской задолженности представлен в таблице № 9.

 

Таблица № 9. Анализ основных показателей дебиторской задолженности

№  п/п Показатели  Год      

Отклонения

2009г. От 2006г.

    2006 2007 2008 2009 +/- %
1 Оборачиваемость дебиторской  задолженности, обороты 1,38 4,03 13,53 2,77 1,39  
2 Период погашения дебиторской  задолженности, дни 260,45 89,3 26,61 129,96 -130,49 49,90
3 Доля дебиторской задолженности  в общем объеме текущих активов, % 74,9 57,86 36,4 40,03 -34,87 53,44

 

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что оборачиваемость дебиторской задолженности в днях резко сократилось с 260,45 дней в 2006 году до 129,96 дней в 2009 году, т.е. На 130,49 дней или на 49,9%. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов в 2009 году составила 40,03%, что на 53,44% меньше, чем в 2006 году (этот показатель был равен 74,9%). Таким образом, можно сделать вывод, что в ООО «СУ-33» в течении трех лет наблюдается рост ликвидности активов.

Анализ состояния кредиторской задолженности представлен в таблице № 10.

Таблица № 10. Анализ состояние кредиторской задолженности ООО «СУ-33»

 

 

 

Показатели

Годы

 

Отклонение 2008 г. от  2006 г., +/-

 

2006

2007

2008

2009

 
Сумма,  тыс.руб. % Сумма,  тыс.руб. % Сумма,  тыс.руб. % Сумма,  тыс.руб. %  
Кредиторская задолженность, всего 37152 100 95732 100 51139 100 55458 84,5 18306  
в т.ч. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 11022 29,7 51626 53,93 37812 73,9 29482 44,9 18460  
Авансы полученные 23514 63,3 32713 34,17 11812 23,1 24075 36,7 561  
расчеты по налогам и сборам 2424 6,52 273 0,285 1341 2,62 361 0,55 -2063  
займы - - 10000 10,4 10348 20,2 - - -  
прочая 192 0,5 1120 1,17 234 0,46 1541 2,35 1349  
Долгосрочная задолженность - - - - - - 10200 15,5 10200  
в т.ч. Займы - - - - - - 10200 15,5 10200  
ИТОГО 37152 100 95732 100 51139 100 65658 100 28506  

 

По данным предоставленным в таблице, можно сделать вывод, что величина кредиторской задолженности увеличилась с 37152 тыс. руб. в 2006 году до 55458 тыс. руб. в 2009 году, т.е. на 18306 тыс. руб. Наибольший удельный вес в кредиторской задолженности занимает задолженность поставщиками и подрядчикам: в 2006 году — 29,7%, в 2007 году — 53,93%, в 2008 году — 73,9%, в 2009 году – 44,9%. В 2009 году образовалась долгосрочная кредиторская задолженность, что составляет 10200 тыс. руб.

В заключении анализа можно провести сравнение дебиторской и кредиторской задолженностей, их изменения (таблица № 11).

 

Таблица № 11. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской
задолженностей и займов ООО «СУ-33» за 2007-2008 гг.

 

 
Показатели 2008 г. 2009 г. Темп роста,% Отклонение, +/-  
Дебиторская задолженность 21712 26744 123,18 5032  
Кредиторская задолженность 51139 55458 108,45 4319  
Займы 10348 0 0 -10348  

 

Из таблицы можно сделать вывод, что дебиторская задолженность в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 23,18%. Так же увеличилась кредиторская задолженность по сравнению с 2007 годом на 8,45%. В 2009 году образовалась долгосрочная кредиторская задолженность (займы).

Аудит планировался таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета. Проведенный аудит предоставляет достаточное основание для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Финансовая отчетность ООО «СУ-33» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...