Целостный подход в изучении личности
Целостный подход предполагает изучение явлений как в их включенности в систему (системы) всеобщей взаимосвязи, так и реализацию этого во внутренних взаимосвязях, воплощенных в специфических механизмах. Рассматривая целостный подход к изучению личности следует учитывать, что все многообразие психических особенностей человека нельзя вывести из одного основания (так называемый монистический подход), что оно обусловлено совокупностью детерминирующих, ведущих механизмов. Таким образом, следует рассматривать систему базовых оснований личности. В этом случае следует говорить о полифоническом подходе. Базовые основания относятся к следующим сферам жизнедеятельности человека: 1) ценностной; 2) отношений с другими людьми; 3) творческой; 4) сознания; 5) деятельности. Понятие ценностности Ценностность является центральным, системообразующим фактором. Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе (представленность собственного «Я»). Когда оба эти содержания связаны друг с другом так, что каждое из них реализуется через другое, т. е. когда они оказываются двумя сторонами одного и того же, следует говорить о личностной ценностности. Ценностность — это те отраженные субъектом области его существование, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, собственного «Я». Ценностность можно охарактеризовать одновременно и как объективное «видение» личности (личность выделяет и осознает себя через отношение к определенной стороне действительности, определенным объектам), и как личностное «видение» объектов (те или иные стороны действительности приобретают для субъекта личностный смысл; становятся личностно значимыми).
Ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6—7 лет и сохраняется в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста. До этого ребенок, конечно, выделяет те или иные конкретные формы внешнего содержания, наиболее предпочтительные для него. Но это именно конкретные формы, которые не достигают уровня обобщенности. С другой стороны, ребенок выделяет свое «Я» (например, «Я сам» трехлеток), но такое «Я» не отражает целостности личности, оно относится к отдельным конкретным действиям, Б 6 — 7 лет реализуется двойной процесс (обе стороны которого взаимосвязаны). С одной стороны, происходит обобщение разных конкретных значимых содержаний в трех формах (планах): деятельности, личностных отношений, сознания и познания[2]. С другой стороны, именно по отношению к этим обобщенным формам внешнего содержания выделяется осознание своего «Я», «Я — образа», как относящегося теперь к целостной личности. Структура ценностности может быть представлена следующим образом:
Обобщенное Я содержание
Эти особенности отличают понятие ценностности от понятий направленности, ценностных ориентации. Ценностность является ведущим основанием личности, определяет целостность личности, особенности психического развития и их конкретные проявления. Тип ценностности обусловливает особенности и других базовых оснований личности (отношения «Я — другой», «способности преодоления привычных представлений о мире и о себе», сознания, деятельности), особенности умственного развития, памяти, учебной деятельности, рефлексии. Тип ценностности, оформляющийся в период 6 — 7 (6 — 8) лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей (а иногда и вопреки им), во-первых, сохраняется в дальнейшем, даже и во взрослом состоянии и, во-вторых (как и другие базовые основания личности), является универсальным, т. е. действует в разных сферах функционирования субъекта.
Типизация ценностности отражает основные обобщенные планы функционирования субъекта: деятельности, плана отношений и плана сознания, познания. Выделение соответствующего этим планам содержания и сознания, утверждения себя, своей личности, своего «Я» определяет три основных типа ценностности: деятельности, отношений, сознания и познания и их сочетание. Другие типы ценностности (ценностность общения, ценностность требований и норм и в том числе учебная ценностность, ценностность реально-привычного функционирования, ценностность плана познания, осознания действительности). Творческая направленность характерна для людей с универсальной ценностностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|