Характеристика рынка телекоммуникационных услуг
В результате реформы Министерство Российской Федерации по связи и информатизации перестало быть собственником сетей и предприятий электросвязи и прекратило выполнять хозяйственные функции в области электросвязи. В настоящее время Министерство Российской Федерации по связи и информатизации выполняет функции государственного регулирования в отрасли. К ним относятся: реализация государственной политики в отрасли "Связь и информатизация", проведение научно-технической политики, лицензирование деятельности физических и юридических лиц в сфере оказания услуг связи, сертификация средств связи, регулирование совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти использования частотного ресурса Российской Федерации, осуществление контроля за развитием рынка услуг связи и рынка оборудования связи и стимулирование их развития, управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях, координация деятельности операторов связи, прогнозирование развития сетей связи, формирование и защита информационных ресурсов страны. В результате приватизации было создано 127 акционерных обществ электросвязи. Оператором междугородных и международных услуг электросвязи стало акционерное общество "Ростелеком". Министерство Российской Федерации по связи и информатизации выдает юридическим лицам и физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, лицензии на осуществление деятельности по предоставлению услуг связи. Начиная с 1992 года было выдано более 7400 лицензий на оказание телекоммуникационных услуг. На рынке действуют наряду с традиционными операторами сетей общего пользования около 4500 новых операторов. В общем объеме рынка телекоммуникационных услуг доля новых операторов составляет 46 процента. В настоящее время в Российской Федерации создан открытый рынок телекоммуникационных услуг.
В процессе развития телекоммуникационного рынка сформировались следующие основные сегменты. 1. Мобильная связь. Переживает период динамичного роста, в этом сегменте рынка развернулась наиболее острая конкурентная борьба. В настоящий момент в России насчитывается более 2,9 млн. абонентов мобильной связи, что соответствует уровню охвата 2 процента. Количество абонентов мобильной связи увеличивается в 1,5 – 1,8 раза ежегодно. Наблюдается постоянное снижение тарифов на услуги мобильной связи. Инвестиционная и маркетинговая стратегия операторов мобильной связи со стороны государства не контролируется. Потенциал роста рынка мобильной связи оценивается как высокий. 2. Местная телефонная связь. Обеспечивается 92 традиционными операторами связи и около 2700 новыми операторами связи. Доля новых операторов на рынке услуг связи, оказываемых операторами проводной телефонной связи, в целом по России составляет около 15 процентов. Однако в наиболее экономически развитых регионах страны данный показатель значительно выше (например в гг. Москве и Санкт-Петеребурге – более 50 процентов). Новые операторы связи концентрируют свои усилия на привлечении наиболее платежеспособных клиентов, предлагая им весь спектр самых современных и качественных услуг. Инвестиционная и маркетинговая стратегия новых операторов связи со стороны государства не контролируется. Доля традиционных операторов на рынке услуг связи проводной телефонии составляет 85 процентов. Большая часть традиционных операторов внесена в реестр субъектов естественных монополий, при этом они являются относительно небольшими компаниями (100-300 тыс. номеров). Лишь 3 региональных компании имеют более 1 млн. телефонных номеров каждый. Это акционерные общества "Московская городская телефонная сеть" (3,9 млн. абонентов), "Петербургская телефонная сеть" (1,75 млн. абонентов) и "Электросвязь" Московской области" (1,24 млн. абонентов). Они вместе обслуживают около 22 процентов абонентов в России.
Тарифы и инвестиции традиционных операторов связи в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" регулируются Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – органом, контролирующим естественные монополии в области связи. Тарифы на услуги местной телефонной связи для основного числа абонентов (население) установлены ниже себестоимости этих услуг, действует система перекрестного субсидирования. Деятельность по развитию местных телефонных сетей является экономически неэффективной. Срок окупаемости капитальных вложений превышает 25 лет. В целях выравнивания своих позиций на рынке высококачественных и современных услуг связи традиционные операторы вынуждены создавать дочерние или совместные предприятия, в рамках которых и реализуется данная деятельность. В течение последних 3 лет наблюдается падение показателей ввода номерной емкости. 3. Междугородная и международная связь. Здесь доминирует акционерное общество "Ростелеком", которое пропускает около 70 процентов всего междугородного и международного трафика Российской Федерации. При этом операторы других сетей в той или иной степени используют инфраструктуру этого акционерного общества при оказании ими услуг связи. В условиях конкуренции доля акционерного общества "Ростелеком" в этом сегменте рынка услуг постоянно снижается. Наличие перекрестного субсидирования приводит к установлению высоких розничных тарифов на услуги междугородной и международной связи. Новые операторы связи работают в том же самом сегменте рынка, что и акционерное общество "Ростелеком", но не несут нагрузку по дотированию услуг местной телефонной связи, в результате чего имеют возможность эффективно конкурировать с акционерным обществом "Ростелеком" в области ценовой политики, сохраняя при этом сверхвысокие прибыли от оказания услуг междугородной и международной связи.
4. Передача данных, телематические услуги (включая Интернет). Один из наиболее быстро развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка, в том, что касается роста абонентской базы и развития инфраструктуры. Тарифная и инвестиционная политика операторов связи в сегменте услуг передачи данных и Интернета со стороны государства не контролируется. Ключевые показатели аудитории Интернета: · 38 млн. российских пользователей от 16 лет и старше в 2008 году выходили в сеть хотя бы раз в шесть месяцев. · аудитория Интернета в РФ составляет 32% от общего населения страны. · за 6 лет полугодовая аудитория Интернета выросла в 4,4 раза, суточная - 9,1 раз. · суточная аудитория Интернета в 2008 году составила половину от полугодовой. В настоящее время международными регулирующими организациями рынки доступа выделены в отдельный сегмент маркетинга телекоммуникаций. Общие принципы организации доступа в телекоммуникациях строятся на понятии Сети доступа, а ключевыми субъектами развития рынков доступа в сфере телекоммуникаций являются оператор доступа, обеспечивающий проводный или беспроводный доступ к сети, и провайдер доступа, отвечающий за возможности пользования услугами доступа со стороны абонентов. Доступ в телекоммуникациях подразумевает предоставления услуг другому оператору на определенных условиях на основании ограниченного или неограниченного доступа с целью предоставление телекоммуникационных услуг. Доступ в телекоммуникациях охватывает доступ к элементам и сетевому оборудованию, включающему стационарные и нестационарные средства, доступ к физической инфраструктуре, доступ к соответствующим системам программного обеспечения, доступ к выделенным сетям телекоммуникаций, доступ к сетям для услуг цифрового телевидения, доступ к виртуальным услугам. Европейский подход к регулированию рынков телекоммуникаций базируется на концепции доминирования, в рамках которой неприменимы правовые механизмы регулирования естественных монополий. Исторически так сложилось на большинстве рынков телекоммуникаций, что операторы формировали свои коммерческие сети (фиксированные и мобильные) путем подключения (взаимосоединения) к Телефонной сети общего пользования (ТСОП). Таким образом, возник Рынок доступа на сети фиксированной и мобильной связи, регулирование которого на сегодня является одной из важнейших задач. Исходя из показателя доли рынка, а также путем консолидации рынка среди операторов телекоммуникаций выделяются Операторы со значительной рыночной силой, для которых происходит тарифное регулирование относительно услуг доступа на их сети. Применение такого подхода обусловлено тем, что отношения между операторами телекоммуникаций по вопросам доступа и использования их сетей первичны по отношению к вопросам предоставления услуг связи, поскольку рынки доступа формируют самостоятельные товарные рынки услуг присоединения и пропуска трафика, подлежащие обязательному госрегулированию с целью гарантировать доступ в сеть и ее использование оператору связи, не обладающему такой инфраструктурой, но планирующему заняться предоставлением телекоммуникационных услуг.
В качестве рынков доступа в современных телекоммуникациях можно рассматривать: 1.Доступ в сеть Интернет. Рынки доступа в глобальную сеть Интернет и рынки фиксированной связи во многом взаимосвязаны, поскольку опираются, в основном, на проводные сети операторов фиксированных сетей. Интернет становится единственной информационной средой с растущей аудиторией, а также с растущей частотой пользования, причем Интернет-аудитория будет расти независимо от состояния экономики. Постоянное увеличение пропускных способностей каналов телекоммуникаций для конечных пользователей существенно увеличивает объемы потребляемой абонентами информации, прежде всего, за счет доступа в сеть Интернет. Среди основных маркетинговых особенностей рынков доступа к сети Интернет можно выделить следующие: 1. Повсеместное распространение сетей широкополосного доступа способствует развитию это сектора рынка; 2. Рынки доступа в Интернет, исключая крупные города, являются высококонцентрированными, т.е. по-сути, монополизированными; 3. Доступ к сети Интернет в малых городах органичивается монопольно высокими ценами за использование решений "последней мили"; 4. В виду развития т.н. "тяжелого контента" (мультимедиа) основной акцент - переход на безлимитные тарифы; 5. Общемировая тенденция перетекания рекламных бюджетов из конвенциальных в онлайн-медиа и рост Интернет-рекламы, особенно, за счет решений Мобильного маркетинга и Интернет-маркетинга.
Организация доступа в сеть Интернет. · коммутируемый удаленный доступ (Dial-Up) к сети Интернет с использованием Телефонной сети общего пользования (ТСОП) со скоростями до 56 кбит/c; · доступ к сети Интернет на базе технологии ISDN со скоростями 64 кбит/c или 128 кбит/c в зависимости от типа оконечного оборудования на двух точках соединения; · доступ к к сети Интернет на базе технологии ADSL со скоростями от 64 кбит/c до 8,160 Мбит/c при входящей связи (от сети к абоненту) и от 64 кбит/c до 1,216 Мбит/c при исходящей связи (от абонента к сети); · доступ к сети Интернет по выделенной линии с использованием технологии SDSL (скорость передачи от 64 кбит/c до 2,3 Мбит/c по двухпроводной выделенной линии), технологии Ethernet (скорость передачи до 100 Мбит/c), метода подключения к синхронному/асинхронному порту маршрутизатора (со скоростями 19,2 кбит/c и 33,6 Мбит/c с минимальными требованиями к оборудованию сети пользователя); · доступ к сети Интернет с гарантированной полосой пропускания со скоростями передачи от 64 кбит/c до 20 Мбит/c и выше; · доступ к сети Интернет на базе беспроводных технологий Wi-Fi / WiMAX; · доступ к сети Интернет на базе линий спутниковой связи; · высокоскоростной выделенный доступ к сети Интернет (с использованием технологий SDSL, ADSL, E1, Ethernet) со скоростями передачи от 2 Мбит/c. 1. Доступ по выделенным каналам и линиям. Наиболее затратной статьей расходов на организацию доступа для абонента является построение выделенного канала, что, в основном, связано с арендой транспортной платформы. Современный бизнес немыслим без активного потребления разнообразного контента, однако это требует резкого увеличения пропускной способности каналов, в частности, на участке между офисом клиента и провайдером доступа. Доступ по коммутируемым каналам не может обеспечить необходимую надежность соединения, а выделенная линия позволяет разместить в Интернете web-сервер компании. Основные маркетинговые особенностей рынков доступа по выделенным каналам и линиям можно выделить следующие: 1. Оптимален для компаний среднего и малого бизнеса (корпоративный сектор), представительств зарубежных фирм, государственных и некоммерческих организаций, а также индивидуальных пользователей. Все крупные компании стараются перейти на доступ по выделенным каналам; 2. Доступ по выделенным линиям позволяет сократить эксплуатационные расходы и улучшить работы компании в целом за счет объединения локальных сетей офисов и филиалов, расположенных в различных географических зонах, в единую корпоративную сеть с возможностями обеспечения как документального обмена информацией, так и передачи голосового и видеосигнала в реальном масштабе времени; 3. Работа по выделенным каналам открывает такие возможности Интернета, как RealVideo, RealAudio, IP-телефония, видеоконференция, а услуги электронной почты и Интернет-серфинга становятся удобнее и надежнее; 4. Наблюдается постоянное снижение стоимости подключения к выделенным каналам, что объясняется удешевлением оборудования, ростом конкуренции между провайдерами доступа, снижением цены на внешние спутниковые и наземные каналы; 5. Поскольку спутниковые каналы имеют временные задержки передачи и имеют достаточно высокую арендную стоимость, большинство провайдеров доступа на сегодня использует внешние волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), которые обеспечивают более надежную связь. Организация доступа по выделенным каналам и линиям: · доступ к международным сетям телефонной связи по арендованным цифровым выделенным каналам с пропускными способностями от 64 кбит/c до 2048 кбит/c; · доступ к местным сетям телефонной связи по арендованным цифровым выделенным каналам с пропускными способностями от 64 кбит/c до 8 Мбит/c; · доступ для организации связи между компьютерными или информационными сетями по выделенным каналам с пропускными способностями от 64 кбит/c до 8 Мбит/c;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|