Понятие, признаки и типы государства
Возникновение государства означало появление организации особого рода, способной поддерживать данный способ производства и воспроизводства самой жизни на земле, согласовывать противоречивые интересы различных слоев населения, придать им всеобщую форму и стремиться обеспечивать их повсюду, выступая от имени того или иного общества в целом. Оно закономерно сопровождалось: во-первых, разделением населения по территориальным единицам в зависимости от места жительства взамен прежним родам (фратриям, филам и др.); во-вторых, учреждением особой, не совпадающей непосредственно с населением публичной власти, материализованной (воплощенной, сосредоточенной) в специальном механизме, распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц; в-третьих, введением требуемых для содержания этой власти и выполнения «общих дел» налогов, займов, векселей и других подобных источников дохода. В этих трех моментах наиболее отчетливо выражены специфические черты государства. Принципиально важно и то, что государство, являясь как бы политической оболочкой, официальным представителем и легитимной базой любого классово-организованного общества в целом, представляет собой универсальную организацию, действует суверенно, наряду со специфическими задачами выполняет те самые «общие дела» (например, поддержание согласия и равновесия в данном сообществе, нахождение приемлемого компромисса, регистрация рождения, брака и смерти, ведение статистики), которые вытекают из природы всякого человеческого общества на всех этапах исторического его развития. Отмеченные выше свойства государства, так или иначе, оттеняются многими современными авторами, хотя их дефиниции порою внешне отличаются друг от друга[181]. Синтезируя их, можно заключить, что государство - это универсальная территориальная политическая организация, в которой материализуется особая публичная и суверенная власть наиболее могущественных слоев населения, используемая как для согласования и защиты их интересов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого человеческого сообщества.
В истории земной цивилизации существовали и продолжают функционировать разные государства. Их можно классифицировать по различным основаниям - по величине территории, по численности населения, по его этническому составу, по форме и т.д. Соответственно, возможно выделение великих (больших), средних и малых; мононациональных и многонациональных; унитарных, федеративных и конфедеративных; монархических и республиканских; демократических и недемократических; развитых и слаборазвитых; древних, средневековых и современных и т.п. государств. Но подобные группировки рассчитаны на «классы» государств, выделяемые по какой-либо одной их характеристике. Хотя они и имеют определенное значение, тем не менее, нельзя смешивать их с типологией [182] государств, осуществляемой по совокупности коренных признаков общественно-экономических формаций в истории человечества. Исторический тип государства олицетворяет разные государства, относящиеся к одной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и т.д. По общему правилу, государство являет собой политическую организацию наиболее могущественных слоев населения, овладевших ведущими экономическими, социальными, политическими и духовными рычагами в данной общественно-экономической формации и благодаря этому занимающих доминирующее положение в обществе на том или ином этапе его исторического развития. Однако, в виде исключения, в общественном развитии встречаются периоды, когда различные социальные группы находятся в таком равновесии сил, при котором публичная (государственная) власть на время получает известную самостоятельность по отношению к различным социальным группам, опирается на коалиционные силы. В такие переходные периоды истории государство нуждается в особой характеристике с учетом относительной самостоятельности по отношению к обществу, его экономической и политической системе, социальной структуре и духовным ценностям.
Типичными признаками государства следует признать: территориальность, универсальность, публичную власть, суверенитет, взимание налогов и других обязательных сборов (платежей). Рассмотрим каждый из этих признаков в отдельности. Территориальность выражается в том, что каждое государство имеет свою территорию, под которой подразумеваются земная поверхность, недра, водное и воздушное пространство в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и иностранных территориальных водах, гражданские суда в открытом море, кабины летательных аппаратов в атмосфере. Все, что находится на этой территории, так или иначе подвластно государству в том смысле, что расположено в поле его воздействия. Население территории современного государства состоит из его граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Под гражданством подразумевается отношение принадлежности физического лица, в рамках которого, с одной стороны, это лицо наделяется определенными правами, свободами и обязанностями, с другой - государство признает его «своим», возлагает на него обязательства и берет его под защиту. Иностранцами считаются граждане зарубежных государств, лицами без гражданства - люди, в силу тех или иных причин не имеющие гражданства ни одного государства. Общепризнанными нормами международного права и внутренним (национальным) законодательством всех стран гарантируются целостность и неприкосновенность территории каждого государства, недопустимость каково бы то ни было на нее посягательства. Территория федеративного государства складывается из территорий субъектов федерации. Оба эти момента четко зафиксированы в Конституции РФ 1993 года, предусматривающей, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее территориальной целостности», что эта территория «включает в себя территории ее субъектов» (ст. ст. 5,67).
Признак универсальности состоит в том, что государство имеет всеобщую направленность, занимается не отдельными «уставными», а всевозможными задачами, связанными со всеми сферами жизнедеятельности людей, общества. Сюда относятся и экономика, и социальная жизнь, и политика, и духовная жизнь, конечно, в той мере, в какой они имеют общенациональное значение и в какой мере можно воздействовать на те или иные отношения без ущемления прав, свобод и естественных интересов их участников. Если такое воздействие осуществляется государством с тоталитарным режимом, то оно может быть беспредельным и, стало быть, ущербным. Оно, однако, является благотворным, когда исходит от демократического государства, заинтересованного в свободном, прогрессивном развитии общества, каждой личности. Универсальность государства проявляется и в неограниченной возможности выбора средств воздействия на общественные отношения и их участников, что во многом определяется национальным государственно-правовым режимом. Публичная власть представляет собой органическое единство согласованной воли и совокупной силы тех, в чьих руках она сосредоточена. Она возвышается над «частным», выступает как организованная совместная власть, пронизывающая весь механизм государства. Можно даже сказать, что государство в определенном срезе выступает как своеобразная форма организации публичной власти, как непосредственный институционализированный ее носитель, как физическое, т.е. материально-предметное и организационное ее воплощение. В понятии публичной (государственной) власти интегрируются социально-психологический, социально-волевой и «физически» институционализированный моменты в государственно-организованном обществе, аккумулируются и соотносятся друг с другом двоякого рода факторы, а именно: детерминированная реальными условиями жизни общая воля, претендующая на признание обязательной всеми членами общества, и универсальная организация, способная официально сформировать и властно выразить вовне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране.
Если социальная власть вообще может рассматриваться как функциональное свойство особого человеческого сообщества или корпорации, необходимое для упорядочения его собственной, внутренней жизнедеятельности, то в государственной власти аналогичное качество переведено в особое состояние: оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение устойчивости ее экономического, политического и социального строя. Публичная власть должна быть легитимной [183], т.е. имеющей социально-политическое и конституционное (юридическое) основание для того, чтобы выступать от имени народа страны. Важно также международно-правовое ее признание. Суверенитет [184] государства - это его монопольное положение (верховенство) в своем функциональном пространстве, независимость от других властей внутри и за ее пределами. Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой «такой же» власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок функционировать в одном и том же государстве. Существование «двоевластия» в некоторые периоды истории, связанное с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточение в своих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняет этого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжаться не может, одна из них непременно сходит со сцены. В современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно прислушиваться к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований (партий, движений и др.). В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет суверенитет государства, поскольку такие «ограничения» носят добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по всеобщему согласию. Разумеется, что внутри единого, унитарного государства не может быть других суверенных государственных образований. Если какая-либо «республика» такого государства объявляет себя суверенной, то это - не более чем нонсенс.
В федеративных государствах суверенитет признается за союзным государством, а по законодательству некоторых стран - также за субъектами федерации. В России по Федеративному договору[185] суверенными считаются и республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями некоторых республик в составе России. Так, в ст. 1 Конституции РТ говорится, что «с уверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан». Сюда примыкают республики, в конституциях которых указывается не на суверенитет государства, а на «суверенное осуществление государственной власти на своей территории» (см.: ст. 1 Конституции Удмуртской Республики). В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ст. 4). В ней есть также положение о том, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (ст. 67). Более того, в целом ряде постановлений и определений Конституционного Суда РФ, решениях высших судебных органов субъектов Российской Федерации прямо указывается, что нормы учредительных документов субъектов Российской Федерации, содержащие в той или иной форме упоминание о суверенитете субъекта Российской Федерации, не соответствуют Конституции РФ и подлежат отмене.[186] Наконец, атрибутом всякого государства являются налоги [187] и прочие обязательные платежи в казну [188], необходимые для финансирования расходов по содержанию государственного механизма, по поддержке производственной и социальной сфер, науки, культуры, образования, международного сотрудничества и т.д. Налоги и другие обязательные платежи устанавливаются только государством или его территориальными образованиями и должны быть разумными. Непомерное их применение, свидетельствующее о неумении соотнести расходы с реальными доходами, превращается в социальное зло, которое негативно сказывается на всем - и на производстве, и на распределении, и на уровне жизни людей, и на других показателях жизнедеятельности общества. Таковы родовые признаки государства, характеризующие его как особую политическую организацию, принципиально отличающуюся от других образований людей и их общностей. Ни политические партии, ни религиозные учреждения, ни профессиональные союзы, ни всевозможные другие негосударственные организации не обладают этими признаками. Они не имеют своих территорий, публичной власти и суверенитета, занимаются лишь определенными видами деятельности и не взимают налогов. Разумеется, что конкретное содержание каждого из признаков государства исторически меняется. По мере смены типов государства, изменения его формы и развития демократических начал в его жизнедеятельности они наделяется новым, более богатым и актуальным смыслом. Однако сама совокупность указанных выше признаков остается незыблемой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|