Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое и социальное государство




Применительно к гражданскому обществу принято говорить о правовом и социальном государстве. Да и сами категории «гражданское общество» и «правовое государство» [197] исторически появились примерно на одном и том же этапе общественного прогресса - в эпоху буржуазно-демократических революций, что уже само по себе говорит об их взаимообусловленности. Не случайно Борис Петрович Вышеславцев[198] характеризовал демократическое и правовое государство как «право-организацию народов, правовым образом организованный народ; автономный народ, самоуправление, солидарность»[199]. Во многих развитых странах ныне превращение государства в «правовое и социальное» закреплено конституционно.

Конституция РФ 1993 года тоже провозгласила, что Российская Федерация - правовое и социальное государство (ст. ст. 1,7), хотя в действительности здесь имеется в виду не реальное положение, а перспективная цель в обществе.

Правовым считается государство, в котором господствует право, т.е. общественные отношения покоятся на прочных правовых началах, признаются и обеспечиваются естественные права и свободы личности, все государственные органы и должностные лица функционируют в строгом соответствии с правом и им ограничены, все они принуждаются к неуклонному исполнению его норм точно так же, как и граждане. «В конституционном государстве власть, становясь правовой, принципиально отличается от власти в исторически предшествующих конституционному государству типах государства, – писал видный российский юрист прошлого Богдан Александрович Кистяковский[200]. – Конечно, в различных странах … конституционное государство организовано чрезвычайно различно. … Но по сравнению с основными принципами конституционного или правового государства все эти различия оказываются деталями… Основной принцип правового или конституционного государства состоит … в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать. …Есть известная сфера самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не имеет право вторгаться»[201].

Социальным становится государство, которое придает первостепенное значение полнокровному воспроизведению жизни в стране, т.е. семье, здравоохранению, образованию, науке, культуре и другим социальным вопросам, решая их приоритетно, а не по остаточному принципу. В основном документе России говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»; «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [202].

О государстве с такими свойствами мечтали выдающиеся мыслители разных исторических эпох. Еще Аристотель говорил, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя».[203]

Представители естественно-правовой школы (Гоббс[204], Локк[205] и др.) добивались того, чтобы государство признавало и гарантировало неотчуждаемые права и свободы каждого человека.

Немецкий ученый Кант[206] дал философское обоснование идеи, что государство должно считаться с верховенством народа, действовать путем достижения равновесия власти и в соответствии с конституционным правом не ограничивать своих граждан в области личной свободы, совести, мысли и хозяйственной деятельности. Гегель[207] видел в государстве наиболее совершенную организацию жизни свободных людей, где всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, достигается наивысшая форма единства правового содержания и морального убеждения. Иеринг[208], Паунд[209] и многие другие западные исследователи сходились в том, что законодатель также подзаконен, как и всякий гражданин, что только там, где государственная власть сама подчиняется установленному ей порядку, она приобретает необходимую правовую прочность. В России подобные идеи развивались в трудах Д.И. Писарева[210], А.И. Герцена[211], Н.Г., Чернышевского[212], А.Н. Радищева[213], П.И. Пестеля[214] и других прогрессивных деятелей. В.Ф. Шершеневич[215], например, отстаивал мнение о том, что в государстве должны обеспечиваться: а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву[216].

Все эти гуманистические идеи воплощаются в правовом и социальном государстве, где есть и разделение властных функций, и гарантии естественных прав и свобод личности, и верховенство закона во всех сферах жизни, и взаимная ответственность государства и личности, и подзаконность деятельности всех ветвей власти, и приоритет власти, и приоритет социальных потребностей, и соответствие внутреннего (национального) нормативно-правового массива общепризнанным нормам международного права.

Но для появления действительно правового и социального государства требуются определенные предпосылки, в том числе полнокровное гражданское общество с многоукладной экономикой при равенстве всех форм собственности, с высокоразвитой политической системой, со свободными, инициативными и активными людьми, с их надлежащим уровнем сознания, психологии и культуры, с демократическими традициями и стереотипами взаимоотношений как внутри страны, так и за ее пределами. Эти предпосылки в равной степени необходимы для России. Иначе те конституционные положения, о которых говорилось выше, могут остаться пустыми, лишенными фактического содержания.

Вопросы для самоконтроля

1) Какие существуют точки зрения на генезис государства и права?

2) Что собой являло первобытное общество?

3) Какие исторические посылки привели к зарождению государства и права?

4) Какие доктрины происхождения права получили свое распространение в истории политической и правовой мысли?

5) В чем суть учения Фомы Аквинского по вопросу о происхождении государства и права?

6) Кто выдвинул патриархальную теорию происхождения государства?

7) Какой теории на происхождение права придерживался российский социолог Н.К. Михайловский?

8) Кто является разработчиком органической теории происхождения государства?

9) Какова суть психологической теории происхождения государства и права?

10)Каковы воззрения на происхождение государства А. Радищева и Г. Гроция?

11)Какие модификации можно выделить в теории решающей роли насилия в происхождении государства и права?

12)Как интерпретируется государство в теории элит?

13)Что собой являют технократические теории государства?

14)Назовите воззрения на государство, получившие распространение в 20-м веке.

15)В чем суть марксистского учения о государстве?

16)Приведите встречающиеся в литературе определения государства.

17)Перечислите и раскройте основные признаки государства.

18)Как соотносятся классификация и типология?

19)Какие типологии государств получили свое распространение и признание в отечественной юриспруденции?

20)Что собой являет суверенитет государства?

21)Как решается проблема суверенитета в федеративных государствах?

22)Как можно сформулировать соотношение общества и государства?

23)Что принято понимать под гражданским обществом?

24)Какие институты гражданского общества имеют правовую легализацию?

25)Какие черты присущи правовому государству?

26)В чем суть социального государства?


 


Тема 6. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.

Бердяев Н.А. [217]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...