Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоприменение. Правоприменительные акты




Правда заключается (…) в том, чтобы (…) иметь в виду не закон, а законодателя, не букву закона, а мысль законодателя, не самый поступок, намерение человека, не часть, а целое.

Аристотель [480]

Понятие правоприменения

Правоприменение осуществляется в рамках особого, правоприменительного правоотношения и является разновидностью индивидуально-правового регулирования, о чем уже говорилось в предыдущих подразделениях данного труда.

Напомним, что в ряде случаев индивидуальное регулирование производится на основании и в соответствии только с теми нормами права, которые определяют компетенцию (юрисдикцию, полномочия) данного органа или должностного лица. Например, Президент согласно ст.83 Конституции РФ назначает Председателя Правительства, формирует персональный состав Совета Безопасности, назначает и освобождает полномочных своих представителей в регионах, высшее командование Вооруженных сил РФ. В подобной ситуации индивидуально-правовое регулирование «на основе закона и в соответствии с ним» означает, что при этом реализуется исключительно компетенционная норма: индивидуально-правовое предписание принимается компетентным органом или должностным лицом в осуществление своих полномочий, однако оно не является специфическим средством применения какой-либо другой нормы права, для реализации которой надо было бы властно подтвердить определенный юридический факт, конкретизировать юридические права или принять иные подобные меры, организующие как бы со стороны правореализацию участниками регулируемого именно этой нормой отношения.

Картина меняется существенно, когда компетентные органы и должностные лица, осуществляя опять же свои полномочия, устанавливают юридические факты, конкретизируют права и обязанности, индивидуализируют меру ответственности и т.д. применительно к определенной норме. Скажем, арбитражный суд признает сделку недействительной или восстанавливает пропущенный по уважительной причине срок исковой давности, реализуя тем самым не только нормы АПК РФ, определяющие полномочия и порядок деятельности суда, но и соответствующие нормы гражданского права, регулирующие сделки и восстановление срока исковой давности (ст. ст. 166-181, 205 ГК РФ). В подобных случаях сами полномочия компетентного органа осуществляются для того, чтобы организовать реализацию какой-либо другой правовой нормы применительно к конкретному жизненному обстоятельству. Соответственно, формула «индивидуально-правовое регулирование на основе и согласно закону» приобретает более емкий смысл, поскольку подразумевается как закон, определяющий компетенцию данного органа (должностного лица), так и закон, очерчивающий общие контуры решения возникшего юридического «дела». Причем с первым из них орган индивидуально-правового регулирования сообразует свои собственные действия, а при помощи второго - в казуальной форме, но властно доводит до логического завершения организацию соответствующих отношений. Как раз такая разновидность индивидуально-правового регулирования является правоприменением.

Здесь есть правоприменитель, специфическое правоприменительное отношение, в рамках которого осуществляется доказывание правонарушения и вины правонарушителя, принимается правоприменительный акт.

Правоприменение наиболее характерно для судебных и правоохранительных учреждений. Оно, однако, нередко является органической частью деятельности многих других органов исполнительной власти, таких, как министерства и ведомства, федеральные комиссии и т.д. В роли правоприменителя порою выступают банковские и финансовые структуры. Например, согласно Положению о государственной налоговой службе, утвержденному указом Президента РФ от 31 декабря 1991 года, налоговая инспекция в необходимых случаях приостанавливает операции по банковским счетам налогоплательщика, изымает связанные с сокрытием или незаконным занижением налогов документы, применяет штрафные финансовые санкции. Во исполнение Положения о порядке проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ 6 мая 1994 года, Министерство финансов России выдает аттестаты и лицензии по общему и некоторым другим видам аудита. Лицензии на финансовые услуги, на привлечение на коммерческой основе финансовых средств в страховую деятельность выдает Росстрахнадзор, действующий соответственно Положению о федеральной службе по надзору за страховой деятельностью, которое утверждено Правительством РФ 19 апреля 1993 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...