Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы воспитания общей выносливости




К методам воспитания общей выносливости относятся следующие:

метод слитного (непрерывного) упражнения умеренной и переменной интенсивности;

метод повторного интервального упражнения;

метод круговой тренировки;

игровой метод;

соревновательный метод.

На начальных этапах развития аэробной выносливости (независимо от возраста спортсмена) следует постепенно повышать нагрузку на основе метода длительного непрерывного упражнения. Например, скорость бега - от 140-200 м/мин. (1км за 6-8 мин.) на первых занятиях и до 210-300 м/мин. (1км за 4-4,5мин.) через несколько месяцев занятий.

Если для развития общей выносливости тренер использует на занятии многократные прыжки через короткую скакалку, то можно посоветовать следующее. Длительность непрерывных прыжков должна быть 2 минуты на первых занятиях, через 3-4 недели - 3 мин.30 сек. Высота подскока не более 10-15 см. Темп прыжков - 135-140 раз в 1 минуту.

Методы повторного интервального упражнения на начальных этапах тренировки на выносливость желательно не применять. При развитии общей выносливости очень важно учить юных спортсменов правильно дышать (глубоко и ритмично). Целесообразно во время продолжительного бега дышать в ритме шагов: 3-4 шага - вдох, 2-3 шага - выдох.

Основными методами воспитания общей выносливости у юных спортсменов являются: равномерный метод, различные варианты переменного метода тренировки, игровой метод, круговой метод тренировки.

Не следует отдавать предпочтение какому-либо из методов воспитания выносливости.

В процессе воспитания выносливости тренировочная нагрузка характеризуется следующими 5 компонентами:

) интенсивность выполнения упражнения (скорость передвижения);

) продолжительность упражнения;

) продолжительность отдыха;

) характер отдыха (заполнение пауз другими видами деятельности);

) число повторений.

В зависимости от сочетания этих компонентов будут различными не только величина, но и характер ответных реакций организма. В качестве примера приведём характеристику компонентов тренировочной нагрузки в занятиях с юными спортсменами 12-13 лет.

При использовании переменного метода пробегают 3 отрезка по 1400 м, в том числе выполняется 3 ускорения до 50 м, время преодоления дистанции 6 минут, отдыхом служит бег трусцой от 90 до 120 секунд. Интенсивность работы составляет 46% от максимальной. К концу пробежки ЧСС равна 175 - 180 уд/мин.

При равномерном методе преодолевается дистанция 1400 м, время преодоления - 7 минут, интенсивность составляет 39% от максимальной, к концу пробежки ЧСС равна 175 - 180 уд/мин. Отдых отсутствует.

Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в учебный период - постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.

Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше (падение её показателя после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки “на выносливость”, чем у юношей (например, если начальный норматив в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10-11 лет почти одинаков, то для девушек 16-18 лет устанавливается не только в два раза меньше, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления. Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.

К эффективным средствам воспитания общей выносливости в этом возрасте (13-14 лет) относятся: длительный бег и кроссы с различной степенью интенсивности, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах.

Представляет интерес характеристика методов воспитания общей выносливости у юных спортсменов, предложенная В. И. Ляхом (таб. 2).

 

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7 - 17 лет (по В. И. Ляху, 1998)

Таблица 2

№ п/п Метод

Нагрузка

Отдых Упражнение
    Число повто-рений Длительность Интенсивность    
1 Слитного непрерывного упражнения) 1 Не менее чем 10-15 минут Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160-170 уд/мин Без пауз Ходьба, бег, передвижение на лыжах, многократные прыжки через скакалку и др.
2 Повторного (интервального упражнения) 3-4, при хорошей подготовке больше 1-2 мин(для начинающих) 3-4 мин(для достаточно тренированных) СубМаксимальная ЧСС 120-140 вначале, до 170-180 уд/мин Активный (бег трусцой ходьба) Ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через скакалку и др.
3 Круговая тренировка по методу непрерывной работы Число кругов 1-3 раза Время прохождения круга от 5 до 10 мин. Длительность работы на одной станции 30-60 сек. Умеренная или большая Без пауз Повторный максимум (пм) каждого упражнения(индиивидуально) 1/2-1/3 пм(вначале), 2/3-3/4 пм через несколько месяцев занятий
4 Круговая тренировка в режиме интервальной работы Число кругов 1-2 раза 5-12 мин длительность работы на одной станции 30-45 сек. Суб. Максимальная переменная Отдых между станциями 30-60 сек, отдых между круга-ми 3 мин. Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом, на гимнастической стенке и т.д.
5 Игровой 1 Не менее 5-10 мин. Переменная Без пауз Подвижные и спортивные игры типа «мяч капитану», «охотник и утки» «мини баскетбол»
6 Соревновательный 1 В соответствии с требованиями программы Максимальная Без пауз 6 или 12 минутный бег, на 1000-1500 м

 

Не следует отдавать предпочтение какому-либо одному методу. Необходимо использовать оптимальное сочетание этих методов (В. П. Филин, Н. А. Фомин, 1980).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...