Глава 2. Организация и методы исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Организация исследования
В исследовании приняло участие 20 юных спортсменов 13-14 лет. Для эксперимента были образованны две исследуемые группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли 10 спортсменов, занимающихся в учебно-тренировочной группе первого года обучения УТГ-1 (1), в экспериментальную группу вошли 10 спортсменов, занимающихся в учебно-тренировочной группе УТГ-1 (2) первого года обучения. База исследования: тестирование проводилось на стадионе ДЮСШ «Малахит», на беговой дорожке (круг 160 м) и в лёгкоатлетическом манеже стадиона «Ураласбест» (круг 200 м). Этапы педагогического эксперимента: первый этап эксперимента (25.08.08 г- 25. 11. 2008г.) -изучение литературных источников по проблеме исследования, определение исходного уровня выносливости юных бегунов контрольной и экспериментальной групп, анализ и сравнение результатов педагогического тестирования. Задачи первого этапа исследования: 1. Подбор и проведение контрольных тестов. 2. Составить комплексы учебно- тренировочных занятий по воспитанию выносливости для экспериментальной группы юных бегунов. В него вошли: комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки бегунов, недельные тренировочные планы. Второй этап исследования (26.11.08 г.-20.08.2009 г.)- реализация комплекса учебно-тренировочных занятий в процессе тренировок (экспериментальная группа). Третий этап исследования [21.08.09 г.-20.09.2009 г.] включал анализ и сравнение уровня воспитания выносливости юных бегунов экспериментальной и контрольной групп. Учебно - тренировочные занятия проводились по «Бег на средние и длинные дистанции. Примерная программа для специализированной детско-юношеской спортивной школы» [2005]. Примерный план учебно-тренировочных занятий в УТГ-1(контрольная группа) представлен в таблице 4.
Таблица 4 Примерный план учебно-тренировочных занятий в группах УТГ-1 первого года обучения (контрольная группа)
В ноябре 2008 года было проведено первое тестирование в группах УТГ-1 (1) и УТГ-1 (2). Результаты тестирования показали, что группы не имели существенных различий. Спортсмены УТГ-1(1) стали контрольной группой, спортсмены УТГ-1(2) экспериментальной.
Учебно-тренировочные занятия проводились 5 раз в неделю. Комплексы упражнений выполнялись на первом и третьем занятии в неделю. Занятия проводились по «Бег на средние и длинные дистанции. Примерная программа для специализированной детско-юношеской спортивной школы» (2005).. Примерный план учебно-тренировочных занятий в УТГ-1(2) (экспериментальная группа) представлен в таблице 5. Таблица5 Примерный план учебно-тренировочных занятий в УТГ-1(2) первого года обучения (экспериментальная группа)
Методы исследования
Поставленные цели и задачи исследования реализовывались следующими методами: ) теоретическими: изучение, обобщение научно-методической литературы по проблеме воспитания выносливости у юных спортсменов на занятиях по легкой атлетике. Посредством теоретического анализа освещены основные положения данной темы. Проведен аналитический обзор, дающий представление о современном состоянии проблемы, теоретические предпосылки решения и практическая значимость. ) эмпирическими: педагогического эксперимента, наблюдения, тестирования, метод математико-статистической обработки результатов исследований (Т-критерий Стьюдента). Метод педагогического эксперимента- прямой сравнительный, предусматривал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Этот эксперимент проводится на основе сравнения двух сходных параллельных групп: экспериментальной, занимающейся по исследуемой методике и контрольной, занимающейся по иной, чем в экспериментальной группе методике. Педагогический эксперимент, проводившийся в ДЮСШ «Малахит», позволил выявить уровень развития общей выносливости у юных спортсменов 13-14 лет. Подбор тестов и методика тестирования осуществлялась в соответствии с «Бег на средние и длинные дистанции. Примерная программа для специализированной детско-юношеской спортивной школы» [2005]. Тестирование позволяет оценить уровень подготовленности у занимающихся, степень развития выносливости. Тест «Оценка общей выносливости» Для оценки общей выносливости, связанной с предельной мобилизацией аэробных возможностей, был использован тест, предусматривающий выполнение работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью - 6-минутный бег. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за 6 минут.
Тест «Определение абсолютного показателя выносливости» Для определения абсолютного показателя выносливости использовался тест бег на 1000 метров. Испытание проводится по беговой дорожке. Испытуемые стартуют с высокого старта. Результатом является время, за которое юный спортсмен пробежал данную дистанцию. Тест «Оценка максимальной аэробной выносливости» Челночный бег 5 х 20 м. Проводится по ровной дорожке длиной 20 м, ограниченной двумя параллельными чертами. За каждой чертой наносятся два полукруга радиусом 50 см с центром, обозначенным на полукруге. На стороне старта в полукруге помещаются три кубика. Из положения высокого старта по команде «марш» испытуемый берет кубик и бежит к противоположной прямой и кладет кубик в центре полукруга и возвращается назад к стартовой черте и берет второй кубик, бежит к противоположной стороне кладет его в полукруг, то же самое проделывает с третьим кубиком. В протокол записывается время в секундах от старта до момента, когда кладется третий кубик. Если кубик бросается, роняется и кладется неаккуратно, назначается повторная попытка. Глава 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результатов констатирующего этапа исследования
На первом этапе эксперимента выявлен уровень подготовленности юных легкоатлетов, как контрольной, так и экспериментальной групп. После проведения каждого теста нами были зафиксированы результаты и занесены в протокол. Затем полученные данные были подвергнуты математической обработке. Уровень подготовленности юных спортсменов оценивался по пятибалльной системе (табл. 6)
Таблица 6 Контрольные нормативы для юных спортсменов 13 - 14 лет (учебно-тренировочные группы 1-й год обучения)
Таблица 7 Результаты тестирования контрольной группы юных легкоатлетов 13-14 лет, на первом этапе эксперимента
Таблица 8 Результаты тестирования экспериментальной группы юных легкоатлетов 13-14 лет, на первом этапе эксперимента
Полученные данные, сравнивались с нормативами по физической подготовленности для учебно-тренировочных групп юных легкоатлетов 1-го года обучения(программа «Бег на средние и длинные дистанции. Примерная государственная программа для специализированных детско-юношеских спортивных школ,2005) (табл.6). Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп, на первом этапе исследования: 1) тест «Бег 6 мин, м»- 40% юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости; 2) тест «Челночный бег 5*20 м (с)-30% юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости; ) тест «Бег 1000 м (с)»-30% юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости. Полученные результаты после проведения первого этапа тестирования показывают, уровень развития общей и специальной выносливости большинства юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп находится на среднем уровне. В проведенных нами тестах виден недостаточный уровень развития общей и специальной выносливости. Данная проблемная ситуация, снижает эффективность тренировочного и соревновательного процесса и обуславливает необходимость разработки комплексов учебно-тренировочных занятий, реализуемых преимущественно в подготовительный период и направленных на воспитание общей и специальной выносливости.
3.2 Обсуждение результатов исследования
После исходного тестирования разница в проведении основной части занятия в контрольной и экспериментальной группах заключалась в том, что в контрольной группе она проводилась по общепринятой методике, а в экспериментальной использовался специальные комплексы упражнений. Данные комплексы занятий реализовывались в экспериментальной группе юных легкоатлетов, на протяжении всего этапа эксперимента. В разработку вошли недельные тренировочные планы. В течение эксперимента мы использовали с экспериментальной группой большое количество спортивных и подвижных игр, нежели в контрольной группе, так как именно подвижные и спортивные игры на базе всесторонней физической подготовки способствуют созданию прочного фундамента общей выносливости. На третьем этапе исследования, было проведено повторное тестирование юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп, полученные сравнивались и анализировались.
Таблица 9 Результаты тестирования экспериментальной группы юных легкоатлетов, на контрольном этапе эксперимента
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы, на контрольном этапе исследования показывают: ) тест «Бег 6 мин»- 20% юных легкоатлетов контрольной группы показывают высокий результат, а 80% показывают средний результат. В экспериментальной группе 70% показывают средний уровень развития выносливости; и 30% высокий уровень развития выносливости. ) тест «Челночный бег 5*20м (с)»- 30% юных легкоатлетов контрольной и 70% экспериментальной группы показывают высокий уровень развития выносливости; ) тест «Бег 1000м, (с)-40% юных легкоатлетов контрольной и 70% экспериментальной группы показывают высокий и средний уровень развития выносливости.
Таблица 10 Результаты тестирования контрольной группы юных легкоатлетов 13-14 лет, на контрольном этапе эксперимента
Показатель величины среднего значения теста «Бег 6мин» у юных легкоатлетов экспериментальной группы на первом этапе исследования составил 1321м, в конце эксперимента 1380м, результат увеличился на 69 метров [4,46%]. В контрольной группе на первом этапе исследования составил 1211м, в конце исследования 1294м, результат увеличился на 83 метра [6,85%]. При выполнении данного теста в экспериментальной группе tst=1,7 (расчетный) при р>0,05 что меньше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями недостоверны. При выполнении данного теста в контрольной группе tst=3,02(расчетный) при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1 из этого следует, что различия между показателями достоверны. При расчете достоверности различий между конечными результатами экспериментальной и контрольной групп tst=4,13(расчетный) при р<0,01, что больше граничного значения, значит различия между показателями являются достоверными (табл.11).
Таблица 11 Сравнительные результаты теста «Бег 6 мин»
Рис. 1 Уровень подготовленности в 6-ти минутном беге Показатель величины среднего значения теста «Челночный бег 5*20м(с)», у юных легкоатлетов на первом этапе исследования 24,85с, в конце исследования 23,8 прирост в результате составил 1,05с[4,22]. В контрольной группе на первом этапе исследования величина среднего значения 25,3с, в конце исследования 24,79 прирост составил 0,51с[2,01%]. На данном этапе тестирования в экспериментальной группе tst=3,5,при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует, различия между показателями являются достоверными, в контрольной группе tst=1,18 при р>0,05, что является меньше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями являются недостоверными. При расчете достоверности различий между конечными результатами экспериментальной и контрольной групп tst=2,75, при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, значит различия между показателями достоверны.(табл.12) Таблица12 Сравнительные результаты теста «Челночный бег 5*20м(с)»
Рис. 2. Уровень подготовленности в челночном беге Показатель величины среднего значения теста «Бег 1000м(с)» у юных легкоатлетов экспериментальной группы на начальном этапе составил 4,40мин,с, в конце 4,15мин,с, прирост составил 0,25с[8,92%]. В контрольной группе в начале эксперимента показатель величины среднего значения 4,64мин,с, в конце 4,32мин,с,прирост составил 0,32с[7,52%]. На данном этапе тестирования в экспериментальной группе tst=2,21 при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями считаются достоверными. В контрольной группе tst=3,76 при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями считаются достоверными. При расчете достоверности различий между конечными результатами экспериментальной и контрольной групп tst=4,72 при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями считаются достоверными.(табл.13). Таблица13 Сравнительные результаты теста «Бег 1000м(с)»
Рис.3. Сравнительные результаты теста «Бег 1000м(с)»
Таблица 14 Сравнительный прирост результатов тестирования на контрольном этапе исследования в%
При анализе достоверности между группами и между результатами начала и конца эксперимента нами было выявлено, что средняя арифметическая величина экспериментальной группы по двум тестам была выше величин контрольной группы. Заключение
В системе физического воспитания молодежи и взрослого населения легкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Бег- один из самых массовых видов спорта и широко распространен во всех регионах Российской Федерации. Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию, совершенствованию двигательных качеств и навыков необходимых для трудовой деятельности человека. Основная цель занятий легкой атлетикой -достижение физического совершенства и наиболее высоких результатов при участии в соревнованиях. Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов легкой атлетики, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости. Ясно одно, что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «в нужном русле», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы. Всё это происходит при рациональном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами. Ведь уже давно доказано, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности [Полунин, 2003]. Анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания выносливости юных легкоатлетов и полученные в процессе исследования данные позволяют сделать следующие выводы: ) на первом этапе исследования в проведенных тестах наблюдается недостаточный уровень развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет. Существующая проблемная ситуация, снижала результативность соревновательного процесса юных легкоатлетов и вызывала необходимость пересмотра планирования тренировочного процесса. Данные изменения в тренировочном процессе реализовывались на тренировках в экспериментальной группе. ) Проведенное исследование показало, что дополнительное использование специальных упражнений в экспериментальной группе, выполняемых в различных режимах, позволяет существенно влиять на воспитание выносливости у юных спортсменов 13-14 лет на учебно-тренировочных занятиях. Но в дальнейшем требует дополнительной доработки. На контрольном этапе исследования было проведено повторное тестирование и получены следующие данные: тест «Бег 6мин, м» у юных легкоатлетов экспериментальной группы в конце эксперимента прирост составил 69м[4,46%]. В контрольной группе прирост-83м[6,85%]. тест «Челночный бег 5*20м,[c]» у юных легкоатлетов экспериментальной группы прирост составил 1,05с[4,22%]. В контрольной группе прирост составил 0,51с[2,01%]. тест «Бег 1000м,[с]» у юных легкоатлетов экспериментальной группы прирост составил 0,25с[8,92%]. В контрольной группе прирост составил 0,32с[7,52%]. При анализе достоверности между группами и между результатами начала и конца эксперимента нами было выявлено, что средняя арифметическая величина экспериментальной группы по двум тестам была выше величин контрольной группы. В конце проделанной нами работы можно сделать вывод, что используемое нами планирование тренировочного процесса недостаточно эффективно, это видно по проведенному контрольному тестированию. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978, - 286с. 2. Васильева, В.В. Физиология человека [Текст]: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. В.В. Васильевой. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 319 с. 3. Волков, В.М. Тренеру о подростке [Текст] / В.М. Волков. - М.: Физическая культура и спорт, 1973. -75с. 4. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: Учебн. пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Текст] / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с. 5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физическая культура и спорт, 1970. -200с. . Коледин, С.В. Физическая подготовка юных спортсменов [Текст] / С.В. Коледин. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -52с. . Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с. . Коц, Я.М. Физиология спорта: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -296с. . Кузнецов, З.И. Развитие двигательных качеств школьников [Текст] / З.И. Кузнецов. - М.: Просвещение, 1967. - 203с. . Курепина, М.М. Анатомия человека: Учебник для институтов физкультуры [Текст] / М.М. Курепина. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 326с. . Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития [Текст] В.И. Лях // Физическая культура в школе. 1998. - № 1 - С. 7-15. . Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя [Текст] / В.И. Лях. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с. . Макаров, А.Н. Легкая атлетика: Учебник для учащихся отделений физического воспитания пед. училищ [Текст] / А.Н.Макаров, П.З.Сирис, В.П. Теннов. - 2-е изд. Дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 208с. . Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 271 с. . Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991, - 543с. . Мотылянская, Р.Е. Выносливость у юных спортсменов [Текст] / Р.Е. Мотылянская. - М.: Физическая культура и спорт, 1973. - 157 с. . Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: Физическая культура и спорт, 1970. - 479 с. . Озолин, Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под ред. Н.Г.Озолина, Д.П. Маркова. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 670 с. . Озолин, Н.Г. Развитие выносливости спортсмена [Текст] / Н.Г. Озолин. -М.: Физическая культура и спорт, 1979. - 128 с. . Озолин, Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под ред. Н.Г.Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Приимкова. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671с. . Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель: ООО «Изательство АСТ», 2002. - 864 с. . Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре / П.К. Петров. - М.: Издательство Владос-Пресс, 2002. - 112 с. . Фомин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В.П.Фомин. - М.: Физическая культура и спорт, 1974. - 70с. . Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|