Методика аудита финансовых вложений
Стр 1 из 2Следующая ⇒ АУДИТ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ II часть АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ Цель аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками -установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бух. отчетности. Задачи аудита:Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок, проверить организацию первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, состояние задолженности перед поставщиками и подрядчиками, правильность отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, организацию налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. В ходе аудита подлежат проверке: а) поступление ТМЦ (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; б) выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; в) списанные безнадежные к взысканию долги; г) выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие меры были приняты к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения. В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату.
К источникам получения аудиторских доказательств относятся:
-договоры с поставщиками и подрядчиками; - счета-фактуры, -таможенные декларации, накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ; - документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах), -журналы регистрации счетов-фактур, книга покупок; - регистры аналитического и синтетического учета по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 19 «НДС по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты с бюджетом», прочие.
МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 1. Проверка наличия договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Помимо соблюдения формы договора проверяется полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.
2. Проверка поступления товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг); в том числе и неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями;
3. Проверка наличия и обоснованности выставленных поставщикам и подрядчикам претензий.
4. Проверка обоснованности и документального оформления безнадежных к взысканию долгов. Особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитор обязан выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию.
При дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.
5. Проверка дат проведения и характера операций, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.
6. Определяется, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций, правильность списания сомнительных долгов.
Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчетные операции с поставщиками по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы.
Основные виды нарушений:
1. В части организации первичного учета: - арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров); - несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации; - регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы; - отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу; - нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений); - отсутствие графиков документооборота; - ошибки при регистрации документа (количественные или качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры); - несвоевременная регистрация документа в учетном регистре. 2. В части организации бухгалтерского и налогового учета: - перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (Д-т 60 К-т 60 субсчет «Авансы выданные» или 76); - несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности(Д-т 91 К-т 60); - возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам; - отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
- возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями; - несвоевременное предъявление претензий поставщикам, отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм; - счетные ошибки при исчислении курсовых разниц; - неправильное отражение на счетах суммовых разниц; - списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность; - неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов (Д-т 63 или 91 К-т 60 субсчет «Авансы выданные»); - отсутствие аналитического учета по поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям АУДИТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям действующим в РФ нормативным документам. Основной нормативный документ учета финансовых вложений - Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся: -государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); -вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); -предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; -дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр. Задачи аудиторской проверки учета финансовых вложений:
- изучение состава финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них; - оценка состояния синтетического и аналитического учета финансовых вложений; - подтверждение бухгалтерского учета финансовых вложений; - проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с финансовыми вложениями при соблюдении требований законодательства Российской Федерации; - подтверждение достоверности начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями; -своевременное проведение инвентаризации финансовых вложений, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.
К источникам получения аудиторских доказательств относятся:
- документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений, в частности учетная политика организации;
- бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс (форма №;1), отчет о прибылях и убытках;(форма №;2), отчет о движении денежных средств (форма №;4));
- регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений по счетам по счетам 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы», 90 «Продажи», 98 «Доходы будущих периодов»; - первичные документы по отражению финансовых вложений.
МЕТОДИКА АУДИТА ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 1. Провести анализ данных первичных документов и учетных регистров и выяснить состав финансовых вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; государственные,муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи, акции, облигации, депозиты, предоставленные займы и др.) 2. Ознакомиться с организацией учета и хранения ценных бумаг. 3. Провести анализ доходности и установить экономическую целесообразность финансовых вложений, исследовать влияние отвлечения средств на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 4. Рассмотреть хозяйственные операции, в результате которых произошло изменение размере и состава финансовых вложений на предприятии (предоставление и возврат займов, осуществление вклада в уставный капитал и т.п) 5. Произвести взаимную сверку документов, которыми оформлялось движение финсовых вложений: договоры, акты приема -передачи, ценные бумаги,сертификаты ценных бумаг и др. 6. Проанализировать соответствие документов действующему законодательству и на наличие всех необходимых реквизитов,а также правильность произведенных арифметических расчетов.
7. Оценить правильность формирования стоимости ценных бумаг, выявить состав затрат, связанных с их приобретением и отражаемых по дебету счета 76 субсчет «Приобретение ценных бумаг» или по дебету счета 58 на аналогичном субсчете. 8. Проверить правильность отражения в учете фактической себестоимости ценных бумаг и финансовых результатов при их реализации. 9. Проверить правильность формирования, использования и учета резервов под обесценивание ценных бумаг, отражаемых на счете 59 «Резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги». 10. Провести инвентаризацию финансовых вложений. Основные виды нарушений - отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения; -оформление документов с нарушением установленных требований; -некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете; -неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг; -несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами; -несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений.
АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ Цель аудиторской проверки: Подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Задачи аудиторской проверки: По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить: -состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования); -правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета); -правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета); -правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.); -правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных); -полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.); -правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета); -правомерность применения налоговых льгот. К источникам получения аудиторских доказательств относятся: - учетная политика в целях бухгалтерского учета; -учетная политика в целях налогового учета; -расчетные ведомости по начислению заработной платы; - учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68 «Расчеты с бюджетом», 70 «Расчеты по оплате труда», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и др.; -учетные регистры по счетам 19 «НДС по приобретенным ценностям», 51 «Расчетный счет». 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками», 62 «Расчеты с покупателями» -Главная книга; -Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), -расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр; -книги покупок и продаж; -первичные документы, выставленные и полученные счета-фактуры, УПД.
Основные виды нарушений. -неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам; - неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии указания на него в расчетно-платежных документах отдельной строкой; -ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.); -нарушение сроков платежей по налогам; -отсутствие первичных документов и/ или их неправильное оформление; -отсутствие и/или неправильное оформление учетных регистров в целях налогового учета; -неправильное применение ставок налогообложения; -неверное составление бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|