Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ФИЛОСОФИЯ»

квалификация (степень) «бакалавр»

 

Нижний Новгород

 

УДК 1

 

Рабочая программа по дисциплине «Философия» / Сост. С.А.Ермаков, И.А. Белая. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014. – 9 с.

 

 

Обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры культуры предпринимательства 23 января 2014 г. Протокол № 1.

 

 

Отв. редактор: зав. кафедрой культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства ННГУ, д. филос. н., проф. Ермаков С.А..

 

 

 

1. Цели и задачи дисциплины:

 

Целью курса философии является повышение качества профессионального образования на основе овладения общекультурными компетенциями, содействующими подготовке бакалавров.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- дать необходимый и достаточный объем знаний по философской проблематике, раскрыть своеобразие мировоззренческих основ различных философских учений, показать их значимость в постижении реального мира;

- выработать необходимые умения и навыки, связанные с культурой философского мышления, категориальным видением мира, дифференциацией различных форм его освоения;

- развить навыки критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

- способствовать развитию творческого мышления, способности к этической экспертизе технических проектов, системному взгляду на явления социальной и профессиональной жизни, сценарному видению будущего;

- содействовать пониманию важности межкультурной компетентности и толерантности, индивидуально-ответственного поведения личности, овладению приемами ведения дискуссии и диалога.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

- дисциплина цикла ГСЭ;

- специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

- является предшествующей для дисциплин «Социология» и «Политология», теоретических разделов общепрофессиональных дисциплин.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций:

- Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);

- Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков (ОК – 6):

- Анализировать исторические факты, философские проблемы (ОК – 10).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
   
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе: - - -
Лекции      
Семинары      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе: - - -
Творческая работа (эссе)      
Подготовка презентаций      
Рабочая тетрадь в Moodle      
Тестирование      
Подготовка к конференции      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен экзамен  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1. Историко-философское введение Предмет философии. Представления о философии на различных этапах развития человечества. Истоки философского знания. Место и роль философии в культуре. Философия и наука. Функции философии. Структура философского знания. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Особенности восточной философии и причины ее актуализации в современных условиях. Основные черты индийской философии. Философия буддизма. Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь Спасения. Специфика осмысления мира и общества в древнем Китае. Понятия «Тянь» и «Жэнь». Ян и Инь как основные принципы устройства мира. Античная философия. Философские центры древней Греции: Милетская и Элейская школы. Сократ и поворот к человеку: «Познай самого себя». Философские взгляды Платона. Философия Аристотеля. Святоотеческая литература и ее значение. Средневековая философия. Теоцентризм. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения Философия Декарта и Бэкона. Социально-политические воззрения Т. Гоббса. Немецкая классическая философия, ее единство и многообразие форм. Кант, его теоретическая и морально-практическая философия. Категорический императив Канта. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Учение К. Маркса и его место в истории философии. Древнерусская философия. Нил Сорский и его трактат «Предание и устав». Становление светской философии XVIII века. Философские взгляды М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Основные направления русской философской мысли конца XVIII - начала XIX веков. Западники. Славянофилы. «Русский космизм». Н.Ф. Федоров и его проект «общего дела». Н.А. Бердяева о судьбе России. Вклад русской философии в мировую культуру. Основные направления зарубежной философской мысли ХХ века. Проблема бессознательного, психического в европейской философии. З. Фрейд. «Коллективное бессознательное» К.Г. Юнга. Основные идеи Э. Фромма. Философия экзистенциализма, ее идейные и социальные истоки. Ж.-П. Сартр. А. Камю. Прагматизм. У. Джемс и Д. Дьюи о преимуществах прагматизма. Неопозитивизм. Современная философия техники. Герменевтика и проблема понимания.  
2. Философское понимание мира Учение о бытии. Реальность естественная и искусственная. Научные, философские и религиозные картины мира. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Эволюция реальности и синергетика. Понятия материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие. Мир как процесс. Детерминизм и индетерминизм. Диалектика. Метафизика. Основные философские принципы, законы, категории, их содержание и взаимосвязь. Понятие сознания. Сознание, самосознание и личность. Исторические этапы развития личности и проблема самосознания. Сознание и познание. Проблема познаваемости мира в истории философии. Скептицизм и агностицизм. Чувственный и рациональный уровни познания. Повседневное, научное и вненаучное знание. Критерии научности. Понимание и объяснение. Структура научного познания. Основные формы и методы научного познания. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Проблема истины. Действительность, мышление. Логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Познание, творчество, практика.  
3. Философская антропология Основные философские и религиозные учения о человеке. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Тело человека как объект философского анализа. Единство соматических и психических элементов, их взаимовлияние. Философия пола. Манипуляции человеческой телесностью и биоэтика. Человек как общественное существо. Индивид, индивидуальность, личность. Человек в системе социальных связей. Человек, общество, культура. Понятие духовности. Духовное как нравственное, как религиозное. С.Л. Франк о духовном мире человека. Душевная стихия. Организованное начало души. Духовный опыт в жизни человека. Пережитое как достояние человека. Свобода и ответственность. Смысл искупления и прощения. Духовный кризис человека. Философская терапия как терапия мудростью. Любовь как ценность личности. Смысл и назначение любви. Любовь и влюбленность. Семья и брак. Значение семьи в жизни человека. Смысл жизни как проблема философии. Смысл человеческого бытия. Многообразие представлений о смысле жизни. Смертность человека как причина остроты вопроса о смысле жизни. Идеи жизни после смерти. Проблема бессмертия. Эвтаназия: философские аспекты. Насилие и ненасилие. Путь жизни человека и его особенности. Многообразие жизненных путей. Человек и исторический процесс. Проблема выбора жизненного пути
4. Социальная философия Понятие общества. Усложнение общественных функций. Общественный прогресс. Движение философской мысли в постижении общества. Платон и Аристотель об обществе. Т. Гоббс и его подход к пониманию общества. Ш. Монтескье и его взгляды на общественное развитие. Сущность марксистского учения об обществе. Концепция «индустриального общества». «Постиндустриальное общество» и его особенности. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества. Общество как развивающаяся система. Культура и цивилизация. Происхождение и сущность государства. Гражданское общество и государство. Личность и массы, свобода и необходимость. Материальные основы жизни общества. Способ производства. Общество и природа. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Биосфера. Ноосфера. Техносфера. Понятие общественно-экономической формации. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Духовные основы общества. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Специфика религиозного сознания. Религиозные ценности и свобода совести. Религиозный опыт как элемент духовной культуры общества. Глобальные проблемы современности. Человек и природа. Экологический кризис и пути выхода из него. Демографическая проблема и способы ее решения. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Международная интеграция как необходимое условие существования цивилизации. Философские проблемы в области профессиональной деятельности. Истоки и смысл философии бизнеса. Собственность и его роль в бизнесе. Предпринимательство. Ценностные ориентации бизнеса. Богатство как ценность бизнеса. Деньги как ценность деловой жизни. Бизнес и творчество. Философия управления. Максимы нестандартного управления.  

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
               
1. Социология + +              
2. Политология + +              

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...