Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ»
квалификация (степень) «бакалавр»
Нижний Новгород
УДК 1
Рабочая программа по дисциплине «Философия» / Сост. С.А.Ермаков, И.А. Белая. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014. – 9 с.
Обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры культуры предпринимательства 23 января 2014 г. Протокол № 1.
Отв. редактор: зав. кафедрой культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства ННГУ, д. филос. н., проф. Ермаков С.А..
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью курса философии является повышение качества профессионального образования на основе овладения общекультурными компетенциями, содействующими подготовке бакалавров.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- дать необходимый и достаточный объем знаний по философской проблематике, раскрыть своеобразие мировоззренческих основ различных философских учений, показать их значимость в постижении реального мира;
- выработать необходимые умения и навыки, связанные с культурой философского мышления, категориальным видением мира, дифференциацией различных форм его освоения;
- развить навыки критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;
- способствовать развитию творческого мышления, способности к этической экспертизе технических проектов, системному взгляду на явления социальной и профессиональной жизни, сценарному видению будущего;
- содействовать пониманию важности межкультурной компетентности и толерантности, индивидуально-ответственного поведения личности, овладению приемами ведения дискуссии и диалога.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
- дисциплина цикла ГСЭ;
- специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;
- является предшествующей для дисциплин «Социология» и «Политология», теоретических разделов общепрофессиональных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций:
- Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);
- Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков (ОК – 6):
- Анализировать исторические факты, философские проблемы (ОК – 10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
|
Лекции
|
|
|
|
Семинары
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
|
Творческая работа (эссе)
|
|
|
|
Подготовка презентаций
|
|
|
|
Рабочая тетрадь в Moodle
|
|
|
|
Тестирование
|
|
|
|
Подготовка к конференции
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| экзамен
| экзамен
|
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
1. Историко-философское введение
| Предмет философии. Представления о философии на различных этапах развития человечества. Истоки философского знания. Место и роль философии в культуре. Философия и наука. Функции философии. Структура философского знания.
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Особенности восточной философии и причины ее актуализации в современных условиях. Основные черты индийской философии. Философия буддизма. Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь Спасения.
Специфика осмысления мира и общества в древнем Китае. Понятия «Тянь» и «Жэнь». Ян и Инь как основные принципы устройства мира.
Античная философия. Философские центры древней Греции: Милетская и Элейская школы. Сократ и поворот к человеку: «Познай самого себя». Философские взгляды Платона. Философия Аристотеля.
Святоотеческая литература и ее значение. Средневековая философия. Теоцентризм.
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения
Философия Декарта и Бэкона. Социально-политические воззрения Т. Гоббса.
Немецкая классическая философия, ее единство и многообразие форм. Кант, его теоретическая и морально-практическая философия. Категорический императив Канта. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.
Учение К. Маркса и его место в истории философии.
Древнерусская философия. Нил Сорский и его трактат «Предание и устав». Становление светской философии XVIII века. Философские взгляды М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.
Основные направления русской философской мысли конца XVIII - начала XIX веков. Западники. Славянофилы. «Русский космизм». Н.Ф. Федоров и его проект «общего дела». Н.А. Бердяева о судьбе России. Вклад русской философии в мировую культуру.
Основные направления зарубежной философской мысли ХХ века. Проблема бессознательного, психического в европейской философии. З. Фрейд. «Коллективное бессознательное» К.Г. Юнга. Основные идеи Э. Фромма.
Философия экзистенциализма, ее идейные и социальные истоки. Ж.-П. Сартр. А. Камю. Прагматизм. У. Джемс и Д. Дьюи о преимуществах прагматизма. Неопозитивизм. Современная философия техники.
Герменевтика и проблема понимания.
|
2. Философское понимание мира
| Учение о бытии. Реальность естественная и искусственная. Научные, философские и религиозные картины мира. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Эволюция реальности и синергетика.
Понятия материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие. Мир как процесс. Детерминизм и индетерминизм. Диалектика. Метафизика. Основные философские принципы, законы, категории, их содержание и взаимосвязь.
Понятие сознания. Сознание, самосознание и личность. Исторические этапы развития личности и проблема самосознания.
Сознание и познание. Проблема познаваемости мира в истории философии. Скептицизм и агностицизм. Чувственный и рациональный уровни познания.
Повседневное, научное и вненаучное знание. Критерии научности. Понимание и объяснение. Структура научного познания. Основные формы и методы научного познания. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
Проблема истины. Действительность, мышление. Логика и язык. Искусство спора. Основы логики.
Познание, творчество, практика.
|
3. Философская антропология
| Основные философские и религиозные учения о человеке. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Тело человека как объект философского анализа. Единство соматических и психических элементов, их взаимовлияние. Философия пола. Манипуляции человеческой телесностью и биоэтика. Человек как общественное существо. Индивид, индивидуальность, личность. Человек в системе социальных связей. Человек, общество, культура.
Понятие духовности. Духовное как нравственное, как религиозное. С.Л. Франк о духовном мире человека. Душевная стихия. Организованное начало души.
Духовный опыт в жизни человека. Пережитое как достояние человека. Свобода и ответственность. Смысл искупления и прощения. Духовный кризис человека. Философская терапия как терапия мудростью.
Любовь как ценность личности. Смысл и назначение любви. Любовь и влюбленность. Семья и брак. Значение семьи в жизни человека.
Смысл жизни как проблема философии. Смысл человеческого бытия. Многообразие представлений о смысле жизни. Смертность человека как причина остроты вопроса о смысле жизни. Идеи жизни после смерти. Проблема бессмертия. Эвтаназия: философские аспекты. Насилие и ненасилие.
Путь жизни человека и его особенности. Многообразие жизненных путей. Человек и исторический процесс. Проблема выбора жизненного пути
|
4. Социальная философия
| Понятие общества. Усложнение общественных функций. Общественный прогресс.
Движение философской мысли в постижении общества. Платон и Аристотель об обществе. Т. Гоббс и его подход к пониманию общества. Ш. Монтескье и его взгляды на общественное развитие. Сущность марксистского учения об обществе. Концепция «индустриального общества». «Постиндустриальное общество» и его особенности.
Общество и его структура. Основные сферы жизни общества. Общество как развивающаяся система. Культура и цивилизация.
Происхождение и сущность государства. Гражданское общество и государство. Личность и массы, свобода и необходимость.
Материальные основы жизни общества. Способ производства. Общество и природа. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Биосфера. Ноосфера. Техносфера. Понятие общественно-экономической формации. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Духовные основы общества. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право.
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Специфика религиозного сознания. Религиозные ценности и свобода совести. Религиозный опыт как элемент духовной культуры общества.
Глобальные проблемы современности. Человек и природа. Экологический кризис и пути выхода из него. Демографическая проблема и способы ее решения.
Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Международная интеграция как необходимое условие существования цивилизации.
Философские проблемы в области профессиональной деятельности. Истоки и смысл философии бизнеса. Собственность и его роль в бизнесе. Предпринимательство. Ценностные ориентации бизнеса. Богатство как ценность бизнеса. Деньги как ценность деловой жизни. Бизнес и творчество. Философия управления. Максимы нестандартного управления.
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
| …
|
1.
| Социология
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Политология
| +
| +
| | | | | | | |
Воспользуйтесь поиском по сайту: