Объем перевозок грузов, грузооборот, грузопотоки
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГРУЗЫ И ГРУЗООБОРОТ. ПАССАЖИРООБОРОТ
ГРУЗЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Подготовка грузов к. перевозке заключается в упаковке, сортировке по направлению, маркировке, взвешивании, пакетировании, подсборке укрупненных партий, загрузке контейнеров и составлении перевозочных документов. Погрузку грузов на автомобили и прицепы, а также их выгрузку производят различными, в основном механизированными, способами в зависимости от физических свойств грузов и вида их упаковки. Способы погрузки и выгрузки определяют время простоя автомобилей и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, а следовательно, производительность и себестоимость работы транспортных средств и скорость доставки грузов по назначению. Перевозка грузов должна обеспечивать их доставку в место назначения в полной сохранности и в срок, что является одним из важнейших условий перевозки. Для разных грузов необходимо применять автомобили и кузова различных типов и выбирать различные скорости движения. Хранение грузов производится на складах. Тип и размеры складов, способы укладки грузов на складе и режим хранения зависят от физико-химических свойств грузов, их упаковки, сроков хранения, количества грузов и климатических условий. Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения. Для годового и квартального планирования перевозок автомобильным транспортом, грузы классифицируются по следующей номенклатуре: 1. Нефть и нефтепродукты, в том числе наливом. 2. Каменный уголь. 3. Кокс. 4. Руда железная и марганцевая. 5. Руда цветная и серное сырье. 6. Черные металлы. 7. Лесные грузы.
8. Химические и минеральные удобрения. 9. Хлебные грузы, в том числе зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия. 10. Цемент. 11. Строительные грузы, в том числе кирпич. 12. Промышленные грузы и формовочные материалы. 13. Гранулированные шлаки. 14. Вскрыша пород (включая грунт). 15. Хлопок. 16. Молоко и масло животное. 17. Ликеро-водочные изделия. 18. Остальные продовольственные товары. 19. Промышленные товары народного потребления. 20. Грузы в контейнерах. 21. Прочие грузы. Кроме того, грузы классифицируются по виду тары, массе, размерам, способу погрузки и выгрузки, величине отправок, признакам специфических свойств, степени опасности и условиям использования грузоподъемности автомобилей. По виду тары грузы делятся на тарные, в том числе с супертарой, и бестарные. По массе одного грузового места грузы бывают: штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катных грузов — бочки, катушки, кабели — до 500 кг), повышенной массы (от 250 кг, а для катных от 500 кг, до 30 т) и тяжеловесные (штучные неделимые массой 30 т и более). Для перевозки последних требуются специальные разрешения соответствующих организаций и ГАИ. По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритных размеров которых превышает допустимые: по ширине 2,5 м, высоте в транспортном положении вместе с автомобилем 3,8 м (с контейнерами 4 м), длине со свесом за пределы заднего борта кузова 2 м. В СССР общая допустимая длина автопоезда не должна превышать 24 м. ' По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные; сыпучие, навалочные и наливные, а по величине отправок — на мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5...30 т) и массовые (более 30 т). Партия груза — это его количество, предъявляемое к единовременной перевозке в один адрес по одному транспортному сопроводительному документу. По признакам специфических свойств, которые надо особо учитывать при подготовке, хранении, погрузке, перевозке и выгрузке, грузы делятся на скоропортящиеся, опасные,
антисанитарные (мусор, нечистоты), живье (скот, птица, рыба, пчелы и др.). Для одних скоропортящихся грузов необходим подогрев кузова при низких температурах окружающего воздуха, для других — различная степень охлаждения. Так, например, мясо перевозится в охлажденном состоянии (при температуре — 6...+4 °С), в замороженном виде —6...—17 °С), в глубокозамороженном состоянии (не выше —18 °С). По степени опасности грузы делятся на четыре группы: 1) малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты, промышленные товары); 2) опасные по своим размерам (крупногабаритные, с деталями, выступающими за основные габариты транспортных средств; 3) пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, горячий асфальт, разогретый битум); 4) опасные. В свою очередь, опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, подвижной состав, строения, дороги, которое может проявится при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов: 1 — взрывчатые вещества; 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 — легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары; имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде плюс 61° С и ниже; 4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизводных химических превращений, а также при нагревании; 5 — окисляющие вещества и органические перекиси, которые способны легко выделять кислород; 6 — ядовитые и инфекционные вещества; 7 — радиоактивные ^вещества; 8 — едкие и коррозионные вещества; 9 — вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения. Погрузка, перевозка и выгрузка различных грузов регламентируются «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте». По условиям использования грузоподъемности автомобилей грузы разделяются на четыре класса (по признаку отнесения к тарифному классу), каждый из которых включает грузы, обеспечивающие следующие коэффициенты использования грузоподъемности:
1 класс......... 1,0 2».........0,71...0,99 3»......... 0,51...0,70 4».........0,41...0,50 Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесен к различным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза всякая навалом относится к первому классу, а пемза в мешках — к третьему, рассада цветочная в корзинах относится ко второму, а та же рассада без упаковки к — четвертому. Грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности до 0,4, относятся к грузам, для которых стоимость перевозок рассчитывается транспортной организацией и грузоотправителем (грузополучателем) в соответствии с указаниями раздела I «Единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом». Использование грузоподъемности зависит также от характеристик транспортных средств. Таким образом, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей зависит от класса груза, его упаковки, размеров кузова и грузоподъемности подвижного состава.
ТАРА И МАРКИРОВКА ГРУЗОВ
Для обеспечения сохранности и предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке, выгрузке и хранении грузы помещают в тару. Тара должна соответствовать роду и характеру перевозимого груза, иметь прочность, обеспечивающую возможность применения погрузочно-разгрузочных механизмов, многоярусной укладки и т. д. При перевозке затаренного груза употребляются два определения массы: нетто — чистая масса самого груза и брутто — масса груза в месте с тарой. При выборе вида тары необходимо учитывать, что плата за перевозку груза взимается за массу брутто, поэтому упаковка груза в тяжелую тару вызывает увеличение расходов на транспортирование грузов. В зависимости от материала изготовления тара бывает Деревянная, металлическая, стеклянная, керамическая, пластмассовая, текстильная, бумажно-картонная и т. д. по степени жесткости — жесткая (ящики, бочки), полужесткая (корзины) и мягкая (мешки, тюки, эластичные оболочки).
Рис. 6. Маркировка груза (предупредительные знаки): а — осторожно хрупкое; б — крюками непосредственно не брать: а — верх, не кантовать; г—боится нагрева (тепла); д — место строповкн; в — боится сырости; ж — центр тяжести; з — герметическая тара; и — укладывать не более чем в один (два и т. д.) яруса; к — набор знаков
При перевозке некоторых видов груза применяется двойная тара (супертара). Например, консервы в жестяных банках, молоко в бутылках затариваются в ящики. В этом случае банки, бутылки — тара, а ящики — супертара. Маркировка грузов применяется при перевозках штучных грузов на дальние расстояния. Маркировкой называется нанесение специальных надписей и знаков на груз. Она производится краской, наклеиванием бумажных ярлыков, прикреплением бирок. Маркировка бывает товарная, грузовая транспортная и специальная. Товарная маркировка ставится предприятием-изготовителем и в ней указываются род груза и наименование предприятия. В грузовой маркировке даются наименования пунктов отправления и назначения, а также грузоотправитель и грузополучатель. В этой маркировке может быть показана масса или объем груза. В транспортной маркировке указываются число мест в партии груза и номер товарно-транспортного документа, по которому груз принят к перевозке. В специальной маркировке даются особые указания по обращению с грузом при перевозке, хранении и при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (рис. 6). Специальная маркировка осуществляется путем нанесения на груз условных знаков или рисунков. Грузовую и специальную маркировку ставит грузоотправитель. Знаки опасности наносят на упаковку с опасным грузом согласно требованиям ГОСТ 19433—80 «Грузы опасные. Классификация и знаки опасности».
ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ, ГРУЗООБОРОТ, ГРУЗОПОТОКИ
Объем перевозок Q — это количество тонн груза, которое планируют перевезти или уже перевезено. Грузооборот Р измеряют в тонно-километрах, он указывает транспортную работу, планируемую или затраченную на выполнение перевозок. Грузопотока определяют количество тонн груза, перевозимого в прямом ΣQnp и обратном ΔQоб направлениях в единицу времени. Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину. Взаимосвязь показателей Q и Р может быть представлена выражениями:
где l Q — среднее расстояние перевозки грузов, км.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|