Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем перевозок грузов, грузооборот, грузопотоки




ГРУЗЫ И ГРУЗООБОРОТ.

ПАССАЖИРООБОРОТ

 

ГРУЗЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Подготовка грузов к. перевозке заключается в упаковке, сортировке по направлению, маркировке, взвешивании, пакетировании, подсборке укрупненных партий, загрузке контейнеров и составлении перевозочных документов.

Погрузку грузов на автомобили и прицепы, а также их выгрузку производят различными, в основном механизированными, способами в зависимости от физических свойств грузов и вида их упаковки. Способы погрузки и выгрузки определяют время простоя автомобилей и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, а следовательно, производительность и себестоимость работы транспортных средств и скорость доставки грузов по назначению.

Перевозка грузов должна обеспечивать их доставку в место назначения в полной сохранности и в срок, что является одним из важнейших условий перевозки. Для разных грузов необходимо применять автомобили и кузова различных типов и выбирать различные скорости движения.

Хранение грузов производится на складах. Тип и размеры складов, способы укладки грузов на складе и режим хранения зависят от физико-химических свойств грузов, их упаковки, сроков хранения, количества грузов и климатических условий.

Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения.

Для годового и квартального планирования перевозок автомобильным транспортом, грузы классифицируются по следующей номенклатуре:

1. Нефть и нефтепродукты, в том числе наливом.

2. Каменный уголь.

3. Кокс.

4. Руда железная и марганцевая.

5. Руда цветная и серное сырье.

6. Черные металлы.

7. Лесные грузы.

8. Химические и минеральные удобрения.

9. Хлебные грузы, в том числе зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия.

10. Цемент.

11. Строительные грузы, в том числе кирпич.

12. Промышленные грузы и формовочные материалы.

13. Гранулированные шлаки.

14. Вскрыша пород (включая грунт).

15. Хлопок.

16. Молоко и масло животное.

17. Ликеро-водочные изделия.

18. Остальные продовольственные товары.

19. Промышленные товары народного потребления.

20. Грузы в контейнерах.

21. Прочие грузы.

Кроме того, грузы классифицируются по виду тары, массе, размерам, способу погрузки и выгрузки, величине отправок, признакам специфических свойств, степени опасности и условиям использования грузоподъемности автомобилей.

По виду тары грузы делятся на тарные, в том числе с супертарой, и бестарные.

По массе одного грузового места грузы бывают: штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катных грузов — бочки, катушки, кабели — до 500 кг), повышенной массы (от 250 кг, а для катных от 500 кг, до 30 т) и тяжеловесные (штучные неделимые массой 30 т и более). Для перевозки последних требуются специальные разрешения соответствующих организаций и ГАИ.

По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритных размеров которых превышает допустимые: по ширине 2,5 м, высоте в транспортном положении вместе с автомобилем 3,8 м (с контейнерами 4 м), длине со свесом за пределы заднего борта кузова 2 м. В СССР общая допустимая длина автопоезда не должна превышать 24 м. '

По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные; сыпучие, навалочные и наливные, а по величине отправок — на мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5...30 т) и массовые (более 30 т). Партия груза — это его количество, предъявляемое к единовременной перевозке в один адрес по одному транспортному сопроводительному документу.

По признакам специфических свойств, которые надо особо учитывать при подготовке, хранении, погрузке, перевозке и выгрузке, грузы делятся на скоропортящиеся, опасные,

антисанитарные (мусор, нечистоты), живье (скот, птица, рыба, пчелы и др.).

Для одних скоропортящихся грузов необходим подогрев кузова при низких температурах окружающего воздуха, для других — различная степень охлаждения. Так, например, мясо перевозится в охлажденном состоянии (при температуре — 6...+4 °С), в замороженном виде —6...—17 °С), в глубокозамороженном состоянии (не выше —18 °С).

По степени опасности грузы делятся на четыре группы: 1) малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты, промышленные товары); 2) опасные по своим размерам (крупногабаритные, с деталями, выступающими за основные габариты транспортных средств; 3) пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, горячий асфальт, разогретый битум); 4) опасные.

В свою очередь, опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, подвижной состав, строения, дороги, которое может проявится при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов: 1 — взрывчатые вещества; 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 — легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары; имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде плюс 61° С и ниже; 4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизводных химических превращений, а также при нагревании; 5 — окисляющие вещества и органические перекиси, которые способны легко выделять кислород; 6 — ядовитые и инфекционные вещества; 7 — радиоактивные ^вещества; 8 — едкие и коррозионные вещества; 9 — вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения.

Погрузка, перевозка и выгрузка различных грузов регламентируются «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте».

По условиям использования грузоподъемности автомобилей грузы разделяются на четыре класса (по признаку отнесения к тарифному классу), каждый из которых включает грузы, обеспечивающие следующие коэффициенты использования грузоподъемности:

1 класс......... 1,0

2».........0,71...0,99

3»......... 0,51...0,70

4».........0,41...0,50

Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесен к различным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза всякая навалом относится к первому классу, а пемза в мешках — к третьему, рассада цветочная в корзинах относится ко второму, а та же рассада без упаковки к — четвертому.

Грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности до 0,4, относятся к грузам, для которых стоимость перевозок рассчитывается транспортной организацией и грузоотправителем (грузополучателем) в соответствии с указаниями раздела I «Единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом».

Использование грузоподъемности зависит также от характеристик транспортных средств.

Таким образом, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей зависит от класса груза, его упаковки, размеров кузова и грузоподъемности подвижного состава.

 

ТАРА И МАРКИРОВКА ГРУЗОВ

 

Для обеспечения сохранности и предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке, выгрузке и хранении грузы помещают в тару. Тара должна соответствовать роду и характеру перевозимого груза, иметь прочность, обеспечивающую возможность применения погрузочно-разгрузочных механизмов, многоярусной укладки и т. д. При перевозке затаренного груза употребляются два определения массы: нетто — чистая масса самого груза и брутто — масса груза в месте с тарой.

При выборе вида тары необходимо учитывать, что плата за перевозку груза взимается за массу брутто, поэтому упаковка груза в тяжелую тару вызывает увеличение расходов на транспортирование грузов.

В зависимости от материала изготовления тара бывает Деревянная, металлическая, стеклянная, керамическая, пластмассовая, текстильная, бумажно-картонная и т. д. по степени жесткости — жесткая (ящики, бочки), полужесткая (корзины) и мягкая (мешки, тюки, эластичные оболочки).

 

 

Рис. 6. Маркировка груза (предупредительные знаки):

а — осторожно хрупкое; б — крюками непосредственно не брать: а — верх, не кантовать; г—боится нагрева (тепла); д — место строповкн; в — боится сырости; ж — центр тяжести; з — герметическая тара; и — укладывать не более чем в один (два и т. д.) яруса; к — набор знаков

 

При перевозке некоторых видов груза применяется двойная тара (супертара). Например, консервы в жестяных банках, молоко в бутылках затариваются в ящики. В этом случае банки, бутылки — тара, а ящики — супертара.

Маркировка грузов применяется при перевозках штучных грузов на дальние расстояния. Маркировкой называется нанесение специальных надписей и знаков на груз. Она производится краской, наклеиванием бумажных ярлыков, прикреплением бирок. Маркировка бывает товарная, грузовая транспортная и специальная. Товарная маркировка ставится предприятием-изготовителем и в ней указываются род груза и наименование предприятия. В грузовой маркировке даются наименования пунктов отправления и назначения, а также грузоотправитель и грузополучатель. В этой маркировке может быть показана масса или объем груза. В транспортной маркировке указываются число мест в партии груза и номер товарно-транспортного документа, по которому груз принят к перевозке. В специальной маркировке даются особые указания по обращению с грузом при перевозке, хранении и при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (рис. 6). Специальная маркировка осуществляется путем нанесения на груз условных знаков или рисунков. Грузовую и специальную маркировку ставит грузоотправитель. Знаки опасности наносят на упаковку с опасным грузом согласно требованиям ГОСТ 19433—80 «Грузы опасные. Классификация и знаки опасности».

 

ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ, ГРУЗООБОРОТ, ГРУЗОПОТОКИ

 

Объем перевозок Q — это количество тонн груза, которое планируют перевезти или уже перевезено.

Грузооборот Р измеряют в тонно-километрах, он указывает транспортную работу, планируемую или затраченную на выполнение перевозок.

Грузопотока определяют количество тонн груза, перевозимого в прямом ΣQnp и обратном ΔQоб направлениях в единицу времени. Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину.

Взаимосвязь показателей Q и Р может быть представлена выражениями:

 

где l Q — среднее расстояние перевозки грузов, км.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...