Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект, предмет, задачи, функции педагогики.

Возникновение и развитие педагогики как науки.

Первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, ктр, передавались от 1 поколения к 2 в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил, эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Педагогическая мысль в рамках народной педагогики — это 1 этап развития педагогики как науки.2этап -зарождение пед.идей в русле религиозных и философских учений. 3 этап-формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. 4 этапа-переход от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Интересные педагогические мысли оставили философы античности: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и другие. Они раскрыли цели и этапы образования человека, разработали основы возрастной периодизации. Педагогические идеи и наставления воплотились в трактатах Конфуция, Плутарха, Квинтилиана и других мыслителей. Философы Эпохи Возрождения утверждали в жизни и привносили в педагогику идеи гуманизма (Ф. Рабле, М. Монтень и другие). Английский философ Ф. Бэкон в трактате «О достоинстве и приумножении наук» (1623) вычленил педагогику из философских наук и включил ее в свою классификацию наук как самостоятельную науку. Возникновение педагогики как науки связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского). Он пытался доказать наличие универсальных законов развития человека от рождения до конца жизни. В своих трудах («Великая дидактика» и других) он обосновал необходимость обучения и воспитания человека сообразно всеобщим законам природы, разработал систему принципов обучения, теоретически обосновал классно-урочную систему, заложил основы традиционного (классического) образования. Ж. Ж. Руссо открыл новое направление в педагогике — «естественному (свободному) воспитанию» («Эмиль, или о воспитании»). И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега (и др.) педагоги продолжили развитие науки. Гербарт впервые развил идею воспитывающего обучения, ввел разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса. В начале XIX века педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной (Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и другие). Так, К. Д. Ушинский заложил фундамент современного педагогического знания, изложив в нем основы общей теории развития личности. Развивалась педагогическая наука и в советский период в трудах С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Педагоги 2 половины XX века обогатили теорию обучения и педагогическую психологию. Среди них: Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и многие други


 

Объект, предмет, задачи, функции педагогики.

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование.Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия. Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:– цели обучения (для чего учить);– содержание обучения (чему учить);– формы и методы обучения (как учить).Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.К таким задачам можно отнести:– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;– изучение и распространение педагогического опыта;– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. педагогическая наука, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции: Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания)

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...