Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита прав и достоинств ребенка. Характеристика основных международных и национальных документов.

1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка.Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи. В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Принята новая редакция Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года "О правах ребенка» Впервые в стране был реализован Национальный план действий по охране прав детей на 1995 - 2000 годы, В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. С 1999 года формируется система органов охраны детства. Представителями органов охраны детства в учреждениях образования являются социальные педагоги. Принимаются меры по созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних в системе общих судов.Созданы условия для расширения участия детей в принятии решений и реализации их права быть услышаннымиРеализация вышеназванных программ обеспечивает целый комплекс законов и правовых актов, регулирующих молодежную политику в стране. С некоторыми из них знакомит сборник нормативных правовых актов «Защита прав ребенка в Республике Беларусь», в который включены тексты документов и извлечения из них по состоянию на 24 октября 2006 года, обеспечивающие основные гарантии прав ребенка в Республике Беларусь(«Конвенция о правах ребенка», «Конституция Республики Беларусь 1994 года»; «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы», «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», Закон республики Беларусь «О правах ребенка»), а также нормативные материалы, регулирующие вопросы охраны здоровья, права на образование, правовой охраны и оплаты труда, защиты имущественных прав несовершеннолетних.2007 год был объявлен Годом ребенка. По данным национального доклада «Положение детей в Республике Беларусь в 2005 году»


17. Понятие «личность». Развитие личности как субъекта образования.

Индивид — единичный представитель чел-го рода, отдельно взятый человек. Личность — человек как субъект соц-х отношений и сознательной деят-ти; все качества и свойства человека, ктр-е он приобретает в течение жизни в процессе взаимоотношений с др. людьми и ктр-е характеризуют его как члена общества (сознание, речь, отношение к себе и окружающему миру, социальные функции и роли и др.). Индивидуальность — индивид с присущими только ему биологическими, психическими, социальными свойствами и кач-ми. Это особ-ти индивида, проявляющиеся в чертах темперамента и характера, в эмоц-й, интелл-й, волевой сферах, в потребностях, интересах, способностях и т. д. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки. Развитие человека – очень сложный, длит-й и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как соц-го существа. Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Этапы развития по каждому направлению относительно самостоятельны, не зависят прямо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закон-ти по кажд, направлению, в ктр-х отображаются причинно-следственные связи между условиями и результатами (новообразованиями). Развитие личности происходит под действием факторов: – наследственности; – среды (социальной, биогенной, абиогенной); – воспитания; – собственной практической деятельности человека. Фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка. Условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека(подсистемы биологических, психологических и социальных условий). Усл-я развития делятся на необходимые и достаточные. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся. Наследственность обусловлена генами, опред-т стр-е и р-р тела, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества. Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций ребенка, ср. ктр-х различают природные психические функции и культурные психические функции, 9подразделяются на простейшие и высшие). Для воспитания, социализации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в сложные системы (общение, деятельность, отношения, мотивы и т. п.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Воспитание и обучение составляют главные условия развития высших психических функций.

 


18. Общие закономерности развития личности.

К закономерностям развития относятся:1 Наличие прежде качественных, а не количественных изменений, возникновения психических и личностных новообразований, новых психических механизмов, процессов, структур 2 Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность, субъектность, духовность и др.)3 Детерминированность развития Поскольку человек является биосоциальной существом, ее развитие обусловлено многими факторами зависимости от времени и ситуации развитие каждого индивида имеет специфические особенности4 Неравномерность и гетерохронность В определенном возрасте различные психические свойства имеют разный уровень развития В одном периоде жизни ребенка существенные изменения происходят в познавательной деятельности (моло одший школьник), в другом - перестраиваются взгляды и формируются убеждения (ранняя юность) Но всегда она есть индивидуальностьістю.5 сенситивность (в определенные возрастные периоды) Как известно, в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития определенных психических свойств 6 Интегрированность Каждая сфера личности является системой, возникающее в процессе онтогенеза, и элементом сложной системы - социального окружения Происходит интеграция различных сфер личности (интеллектуал ной, побудительной, эмоциональной, волевой, духовной С возрастом п сихика становится целостное, стабильной, что проявляется в поведении, поступках, действиях, в интегрированном отношение к действительностиності.7 Пластичность развития.Она обеспечивает компенсацию, замену действия одной психической функции другой (например, зрение - слухом у слепых) 8 Включение индивида в систему деятельности каждого возраста характерна особая ведущая деятельность, что приводит основные изменения в психике ребенка и его личности9 Наличие противоречий между личностью и окружением, а также внутренних противоречий между отдельными составляющими личности и отдельными психическими функциями 10 постоянных прогресс личности Он является следствием благоприятных условий и адекватной активности ребенка11 Саморазвитие личности Свидетельством его являются изменения личности как результат работы над собой, самостоятельных занятий, упражнений12 Психическое и личностное развитие обусловлено действием механизмов защиты Я, проявлений акцентуаций личности, функционированием бессознательногоИндивидуальное развитие человека, его становления как личности является целостным процессом, который характеризуется наличием взаимосвязанных периодов На начальных этапах развития закладываются, возникают основ вы определенных психических явлений, становление которых происходит в следующих периодах При определенных условиях одни образования перестраиваются, становятся более значимыми, а другие - перестают развиваться Это требует масштабной активности субъекта развития.


19. Основные концепции (теории) развития личности.

Психоаналитическая теория(1. Разработанная З. Фрейдом психоаналитическую теория личности Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: "Оно - собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности; действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия; “Я" - сознание; ориентируется на принцип реальности; " Сверх-Я' - представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях; руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.)2. Теория социального научения(2. Теория социального научения (Б. Скиннер и его последователи). Основная психологическая характеристика личности в данной теории - это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности: ✓ собственное научение; ✓ научение через наблюдение других (викарное научение); ✓ подражание.)3. Гештальтпсихология (3. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Левин и др.) считают, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры - гешталъты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Ведущий психический процесс - это восприятие. Сам процесс психического развития с точки зрения гештальтпсихологии делится на два независимых и параллельных процесса: ✓ созревание; ✓ обучение)4. Генетическая психология (4. Выдающийся психолог Ж. Пиаже - яркий представитель генетической психологии - исходил из идеи о том, что основой психологического развития является развитие интеллекта.По его мнению, этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации, основой которой служит логическое мышление. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру.)5. Гуманистическая психология (5. Сторонников гуманистических теорий личности (К. Роджерс, Г. Олпорт и др.) прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют " феноменологическими.)6. Деятельностная теория. Отечественные исследователи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.) считают, что развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.


20. Внешние факторы развития личности.

Фактор - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Личность - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Социализация (личности) - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, воспитание и среда. Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная. Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.

 


21. Внутренние факторы развития личности.

Наследственность - свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений. Сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире. Ребенок наследует: безусловные рефлексы; предрасположенность к прямохождению, развитию речи, целенаправленному труду, развитию мышления, самосознания и т.д.; ряд биохимических и физических качеств (физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз, дальтонизм); свойства нервной системы, в том числе темперамент; задатки как природные (потенциальные) возможности развития способностей; особенности протекания психических процессов; предрасположенность к некоторым заболевания и аномалиям Активность личности – ее деятельность, отношения, направленность, убеждения, воля, чувства, интересы, природные (влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и др.) и социальные (духовные, творческие, познавательные) потребности, потребности в самосовершенствовании и т.пВсе генетически заданные свойства человеческого организма характеризуют его способность к саморазвитию. Это внутренняя природная активность индивида, его организма, проявляющаяся как в анатомо-физиологическом созревании, так и в психическом развитии. Установлено, что биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%.Для того чтобы наследственные возможности растущего человека реализовались в свойства личности, необходима среда, взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми.

 

 


22. Возрастная периодизация и движущие факторы развития личности.

Сущ.-т множество возрастных периодизаций. Авторами их являются: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже.

Общепринятой является следующая периодизация:1) Преддошкольный возраст (3–5 лет);2) дошкольный возраст (5–7 лет);3) младший школьный возраст (7—11 лет);4) подростковый возраст (11–15 лет);5) ранняя юность возраст (15–18 лет);6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву). Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью мн-х факторов, ктр-е выступают в качестве его показателей. Д. Б. Эльконин определил 3 фактора, ктр-е обусловливают эти периоды, такие как:1) определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми;2) основные или ведущие типы деятельности;3) основные психические новообразования Также Д. Б. Эльконин определил 6 вед. видов деят-ти:1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;2) предметно-манипулятивную деятельность;3) ролевую игру;4) учебную деятельность;5) интимно-личное общение;6) учебно-профессиональную деятельность. движущие причины – создание и разрешение противоречий между потребностями и возможностями ребенка в процессе развития Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися, между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения, уже не устраивающими ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Противоречия разнообразны: между новыми потребностями, запросами, стремлениями и невозможностью их удовлетворить старыми, ранее сложившимися способами; между требованиями взрослых и фактическими возможностями ребёнка; противоречия, связанные с удовлетворением социальных по содержанию и происхождению потребностями в общении, в новых впечатлениях. На каждом возрастном этапе противоречия приобретают новое содержание и новые формы проявления. расширение противоречий приводит к определённым скачкам, к формированию новообразованийв психическом развитии, т.е. качественным особенностям, характерным именно для данного возрастного периода.


23. Самообразование в структуре процесса формирования личности.

 

Под самообразованием понимается самостоятельная работа лич­ности по обогащению своих знаний, пониманию мира, своего места и профессии в нем. Опыт свидетельствует, что для осознания необходимости самообразования нужна достоверная информация о своей личности. Учащийся, работник получает ее в результате самооценки своих качеств, способностей, знаний, навыков и умений. Верная самооценка сочетает положительное в себе со слабостями, недостатками и, таким образом, формирует мотивы самосовершенствования и самообразования. Самодовольство кладет предел всяким попыткам к личностному и профессиональному росту, ведет к остановке в развитии и даже регрессу. Переход от формирования мотивационных установок в работе по самообразованию предполагает определение целей и задач, путей, средств и методов этой работы. Планирование может осуществляться в виде записанных или произнесенных самообязательств, в виде конкретных индивидуальных планов и т.п. Выбор направлений самообразования — дело исключительно индивидуальное и определяется главным образом самой личностью. Наиболее значимыми из них, как правило, являются:• систематическое изучение актуальных проблем внутренней и внешней политики государства;• овладение наиболее сложными вопросами в области гумани­тарных и социально-экономических наук;• повышение уровня и качества знаний по профильным, профессионально значимым учебным дисциплинам и наукам;• овладение знаниями социальных наук, психологии, педагоги­ки, необходимыми и в жизни, и для достижения высоких результатов в социальном и профессиональном становлении, а также практической деятельности;• постоянное пополнение и расширение методического арсенала, который позволяет выбирать адекватные методы и средства образования и самообразования;• формирование и развитие культуры общения, позволяющей устанавливать тесный контакт и взаимодействие при решении учебных и служебных задач;• систематическое обновление знаний и умений по методике самосовершенствования, позволяющей постоянно двигаться вперед в профессиональной подготовке и др. Реализация планов самообразования осуществляется разными методами. Ведущий среди них — работа с литературой, Важное значение в наши дни имеет умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, способности быстро находить нужные данные, сведения, быстро и правильно их оценивать, оперативно определять пути и условия их использования в теоретической и практической деятельности. Продуктивное чтение в ходе самообразования предполагает самоконтроль и самопроверку. Среди других методов самообразования продуктивна самостоятельная работа с техническими средствами обучения: прослушивание имеющих познавательное значение радиопередач и просмотр теле­визионных с записями на видеомагнитофон; просмотр кино- и видеофильмов общеобразовательного и профессионального характера; работа на персональном компьютере; работа на тренажерах, самостоятельное выполнение практических заданий, целенаправленное наблюдение за деятельностью опытных коллег, посещение музеев, выставок, публичных лекций, участие в научных и научно-практических конференциях, прослушивание в вузах отдельных курсов лекций (по специальному разрешению), повышение квалификации на курсах, получение за 2—3 го­да второго высшего образования на базе имеющегося и др. Важно, чтобы все методы, формы и средства были подчинены общей цели, сочета­лись между собой и в ходе работы росла их эффективность.

 

 


24. Понятие цели (образования). Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования.

Цели образ-я завис, от хар-ра полит-го и правового устройства страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, пед, теории и практики, пед, культуры общ-ва в целом и др. факторов. На определение гос-м соц-го заказа в обл. образ-я большое влияние оказывают общемировые тенденции в решении этого вопроса. Все страны, подписывавшиеся под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), и Беларусь, учитывают те статьи Конвенции, в ктр-х речь идет о целях образования. В Конвенции указывается, что образ-е ребенка должно быть направлено на развитие его талантов, умственных и физических способностей; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к нац-м цен-м страны, в ктр-й ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребенка. Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе РБ «Об образовании» (в ред. от 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ (2006) и др. директивных документах в обл. образ-я. В античном мире идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. Зародившись в Древней Греции идея гармоничного сочетания внешних физ-х и внут-х дух-х достоинств чел-ка стала выполнять функцию идеала, цели воспитания. Но содержание толкования идеи всестороннего и гармонического развития личности чел. было в разн. эпохи различным. О всестороннем развитии человека в процессе соединения обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты, педагоги-марксисты. Появл-е социально-экономических предпосылок для всестороннего формир-я лич-ти св. со становлением общ-ва, основанного на машинном производстве. Всестороннее гармоническое развитие лич-ти ставилось в кач-ве цели восп-я в педагогике советского периода. Эта идея сохраняет свою привлекательность до сих пор, в частности в связи с развертыванием информационных технологий. Ряд ученых-педагогов (И. Ф. Харламов, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый и другие) утверждают, что в кач-ве цели-идеала идея формир-я всесторонне и гармонично развитой лич-ти всегда будет сохранять свое значение, дух-ю ценность, в наст-е вр, цель-идеал восп-я трактуется педагогами как формир-е разносторонне и гармонично развитой лич-ти. Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного восп-я детей и учащейся молодежи в РБ» (2006), согласно ктр-й целью восп-я является формир-е разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач: -формир-е гражданственности, патриотизма и нац-го самосознания на основе гос-й идеологии; -подгот-ка к самост-й жизни и труду; - форм-е нравств-й, эстетической и экологической кул-ры; -овладение ценностями и навыками зо ж; - форм-е культуры семейных отношений; -создание усл-й для социализации, саморазвития и самореализации личности


25. Цель и задачи образования в современной школе.

основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:

•  подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;• обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения;

•  воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне общего среднего образования реализация потребностей учащихся и их родителей возможна за счет:• усиления дифференциации содержания основного и дополнительного образования; создания специализированных школ и классов, гимназий, лицеев;• включения в содержание обучения новых дисциплин (экологии, экономики, основ права и др.);•   применения новых форм и технологий обучения и воспитания. Главной целью образования сегодня выступает развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. На основе Закона «Об общем среднем образовании» государственная политика в сфере общего образования направлена на:Обеспечение прав граждан на доступность и бесплатность общего среднего образования;Всеобщность и обязательность общего базового образования;Осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;Доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;Обеспечение преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;Определение содержания общего среднего образования на основе приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, потребностей личности, общества и государства;Обеспечение качества общего базового, общего среднего образования;Обеспечение гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей. Перед отечественным образованием стоят три основных задачи:преобразовать современную модель образования, сохранив её преимущества и достижения, избавившись от негативных сторон унифицированности, идеологизированности, перегрузки учащихся зачастую устаревшими знаниями;развернуть универсальную систему образования, базирующуюся на нац.-культ. основе, обеспечивающую образовательные потребности государства, общества и отдельных граждан;сформировать белорусскую модель государства, соответствующую мировым стандартам и конкурентноспособную на мировом уровне.


26. Целеполагание как вид деятельности педагога. Уровни целеполагания.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Целеполагание – это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее: обоснование и выдвижение целей; определение путей их достижения; проектирование ожидаемого результата. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом. При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно. Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий. Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С. Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку конкретных воспитательных задач как путей их достижения. Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность учителя как организатора деятельности учащихся, деятельность учащихся и тот объект, на который направлена деятельность учащихся. Планирование рассматривают как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединения цели со средствами. Соотношение между целеполаганием и планированием имеет диалектический характер. Целеполагание предшествует планированию, задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целеполагание с учетом объективных условий.


27. Типы целеполагания. Требования к целеполаганию.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия. Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности педагога, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель. Целеполагание в педагогике включает в себя три основных компонента:

1) обоснование и выдвижение целей;2) определение путей их достижения;3) прогнозирование ожидаемого результата. Условно выделяют следующие типы целеполагания:1) свободное2) жесткое3) интегрированное (сочетающее элементы первых двух). при свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие. При жестком — цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других — недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей. Требования, предъявляемые к любому из типов целей, зафиксированы в понятии «основные характеристики целей».Главная характеристика «хорошо поставленной» цели — ее определенность, имеющая два аспекта: объективный и субъективный.Определенность в объективном плане означает четкость формулировки цели, конкретность в способах ее задания и содержания. Субъективно определенность означает точное восприятие цели исполнителями именно в том смысле, в каком она была первоначально сформулирована.Также реалистичность, обоснованность,взаимно-поддерживающий характер целей, и контроль


28. Понятие «содержание образования», его структура.

Содержание образования- это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности.в содержании образования представлены следующие компоненты. Система знанийо природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Эти знания и составляюткогнитивный опыт человечества и Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу, то есть система умений и навыков..Опыт творческой деятельности, выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.содержание образования зависит от контингента и возраста учащихся, от уровня получаемого ими образования. Содержание образования может быть структурировано по основным его отраслям. Под общим образованиемпонимают процесс и результат овладения индивидом основами наук, соответствующими умениями и навыками и опытом отношений к миру и себе, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, получения профессионального образования. Заметим, что общее образование не только является базой последующей специализации (в частности, профессионального образования), но является основным звеном, сквозной линией всей системы непрерывного образования. В соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (в ред. от 19.03.2002 г.) общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.В содержание общего среднего образованиявходят три основных цикла предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.Предметы естественно-математического цикла (биология, химия, физика, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человечества. Гуманитарные предметы(история, обществоведение, география, родной и иностранные языки, литература и др.) помогают учащимся постичь законы общественного развития, социальную природу человека.Художественные дисциплины(изобразительное искусство, музыка и др.) приобщают к миру прекрасного, к творчеству по законам красоты, формируют художественные умения и навыки, эстетический вкус и эстетические чувства. Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура укрепляют здоровье, формируют трудовые умения и навыки и т.п.Политехническое образованиевыделяют как отрасль образования с большой долей условности, так как оно реализуется в общем образовании как его составная часть.Политехническое образованиепредставляет собой процесс и результат овладения учащимися научными основами производства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью.Содержание политехнического образованиясоставляют знания о законах природы (физики, химии, биологии) в связи с их технологическим применением, знания о научно-технических, организационно-экономических основах производства, о психологических закономерностях деятельности человека на производстве и соответствующие умения и навыки. В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, дополняющее возможности учебных предметов естественнонаучного цикла.Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации учащихся и получения профессионального (специального) образования. Профессиональное образованиеесть процесс и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...