Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация информационно-библиографического обслуживания.

 

Библиографическое информирование - это библиографическое обслуживание без запросов или в соответствии с долговременными (постоянно действую­щими) запросами (синоним- информационно-библиографическое обслужи­вание). Длительность действия запроса может быть неограниченной (напри­мер, преподавателя по той или иной учебной дисциплине, руководителя по проблемам управления и т. п.) и ограниченной сроком решения определенной производственной задачи, подготовки какого-либо мероприятия и другими факторами.

Библиографическое информирование в Тасеевской ЦРБ осуществляется обычно по ини­циативе отдела информационной и справочно-библиографической работы. Его основная цель - активное доведе­ние новой библиографической информации до потенциальных и реальных потребителей, раскрытие информационных ресурсов библиотеки.

В течение года осуществлялось информационное обслуживание специалистов: местной администрации, медицины, просвещения, культуры и искусства, сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, правоохранительных органов, управления социальной защиты и др.

Для более эффективного информационного обслуживания специалистов и читателей района используется программа «Консультант Плюс» и «Абитуриент»Выполнено - 409 запросов, в том числе на бумажном носителе – 54, на электронном носителе – 91, устные – 264

Информацию получили - 82 человека. Это специалисты местной администрации, правоохранительных органов, управления культуры, предприниматели, казначейства, лесного хозяйства, пенсионного фонда, медицины, пожарной части, налоговой инспекции, военкомата, депутаты, узла связи, студенты, рабочая молодежь и учащиеся.

По охвату потребителей различают массовое и дифференцированноебиб­лиографическое информирование. Массовое библиографическое информи­рование представляет собой регулярное и эпизодическое доведение библио­графической информации по социально - и культурно-значимым темам до широкого круга потребителей. Главные цели массового библиографичес­кого информирования заключаются в пропаганде фонда документов и в ин­формировании о новых поступлениях. Аудитория массового библиографи­ческого информирования может быть неопределенно широкой (читатели газет и журналов и др.) и относительно однород­ной (контингент пользователей библиотеки). Формами массового библио­графического информирования являются бюллетени, картотеки, БД «Консультант Плюс» и «Абитуриент». В последние годы они пользуются все большим спросом у населения Тасеевского района.

При дифференцированном библиографическом информировании выде­ляют групповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое инфор­мирование. Групповое обслуживание представляет собой регулярное или эпизодическое доведение библиографической информации до группы по­требителей, объединенных сходством информационных потребностей. Коллективные абоненты обеспечиваются текущим информированием.

Ведущее место в библиографическом информировании занимает регуляр­ное (текущее) оповещение абонентов о вновь вышедшей литературе, в связи, с чем термин «библиотечное информирование» обычно употребляется в значе­нии «систематическое обеспечение абонента информацией в соответствии с его долговременно действующим запросом» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»). Эпи­зодическое библиографическое информирование осуществляется в форме ус­тных обзоров и других библиографических сообщений в средствах массовой и специальной информации, в различных аудиториях, и нередко является составной частью массовых и групповых мероприятий ЦРБ.

Часто информация доводится по телефону. Масштабы платного информирования лимитируются в основном ресурсами библиотеки.

 На индивидуальной информации в Тасеевской ЦБС – 253 специалиста, им выдано –4043 экземпляра. Коллективную информацию получали- 51 коллектив, им выдано – 1121 экземпляр. В том числе в районной библиотеке на индивидуальной информации 167 специалистов, им выдано - 3385 экземпляров. Коллективную информацию в ЦРБ получали - 31 коллектив, им выдано – 807 экземпляров.

 Составляются и выпускаются информационные бюллетени, пособия малых форм: «Внимание: новинка», «Новинки краеведения», «Мои отважные земляки»- рекомендательный список литературы ДБ; «Ларец мудрых сказок»- рек. список литературы ДБ; «В.П. Астафьев»- листовка-закладка филиал №4; «Кем быть? Каким быть?»- рек. список литературы филиал № 4;«Любителям живописи»- рек. список литературы филиал № 5 и др.

 В информационном отделе ведется папка «Основные документы Тасеевского района», где находятся постановления, указы, распоряжения главы района по различным вопросам.

 Для более оперативного и качественного обслуживания специалистов используется Внутрибиблиотечный абонемент (ВБА).

За 2005 год в Тасеевской ЦБС было проведено и организовано Дней информации- 109, в том числе в ЦРБ-19: «Жить по закону», «К нам новое пособие пришло»,  «Правовой ликбез», «Живая капля» и др., Дней специалиста- 21, из них ЦРБ – 3: «Культура общения социального работника», «Воспитание детей в игре», «Руки милосердия», «Школа, учитель, ученик», «Власть и защита населения» и др.

Используется в ЦРБ анкетирование будущих абонентов, которых просят указать интересу­ющие их темы, круг регулярно просматриваемых самостоятельно изданий,  ведущих авторов и авторских коллективов по данному направлению. Эти сведения необходимы для информирования специалистов.

Общая тенденция развития библиографического информирования в ЦРБ состо­ит в движении от традиционных способов и форм к дифференцированным и индивидуализированным, ориентированным на полное удовлетворение реаль­ных и потенциальных информационных потребностей всего населения Тасеевского района.

 Применение информационных технологий (компьютеров, ксерокса, принтеров) в Тасеевской ЦРБ позволяет сочетать традиционные и современные (информационные средства) в информационном обслуживании читателей различных категорий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Доступность информации — не только ценность информационной деятельности, она признана одной из важнейших ценностей современной цивилизации. Эта ценность отражена в законодательстве многих стран, в том числе России.

Важнейшим положением Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (так же, как и Закона РФ «О библиотечном деле» и ряда других) является обеспечение одного из существенных конституционных прав граждан — свободы доступа к информации, которая во всем мире признается открытой и которая не представляет государственной или коммерческой тайны.

Это относится прежде всего к информации, находящейся в государственных информационных ресурсах. Они признаются открытыми и общедоступными. Становится доступнее информация о законодательных и других нормативных актах, о чрезвычайных ситуациях, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также экологическая, демографическая информация и т. д., которую властные структуры обязаны предоставлять бесплатно. Бесплатность государственных информационных ресурсов обеспечивает право на информацию социально незащищенных слоев населения, содействуя получению ими образования, и тем самым смягчению социальных противоречий. Непосредственно о доступности информации говорит глава 3 «Пользование информационными ресурсами»: статья 12 «Реализация на доступ к информации из информационных ресурсов», статья 13 «Гарантии предоставления информации»,, статья 14 «Доступ граждан к информации».

Предоставляя право на свободу информации, закон определяет юридические нормы защиты информации, что обеспечивается требованием государственной регистрации информационных ресурсов и систем, упорядочением деятельности служб сертификации и лицензирования, установлением порядка отнесения информации к различным категориям открытая информация, информация, представляющая государственную тайну, конфиденциальная информация о частной жизни граждан, использование которой не допускается.

Рассматриваются и другие вопросы использования информации, например, что «информация, полученная на законных основаниях из государственных ресурсов гражданами и организациями может быть использована ими для создания производной информации в целях её коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае является результат вложенного труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов».

Собственно, в законе отражено реально существующее противоречие между необходимостью свободы доступа к информации и её защитой, ограничением использования в определенных случаях..

Социальный аспект доступности информации в настоящее время весьма актуален: многие по материальным причинам лишены возможности пользоваться Интернет, ограничены, из-за платности и других причин, масштабы межбиблиотечного абонемента, существуют проблемы доступности информации для  социально  незащищенных  слоев  населения  (в  частности, инвалидов, престарелых, безработных, иммигрантов и др.). Свободный доступ к информации способствует адаптации в обществе этих групп населения, выравниванию информационно-культурного потенциала. Социальная недоступность связана и с неудобным для пользователей режимом работы, временем проведения презентации, другого мероприятия и т. п. Для обеспечения доступа к информации в любой информационной службе существует такая деятельность как обслуживание. Она осуществляет связь между потребностями пользователей и документами, информацией, которая хранится в информационной службе и вне ее, содействует преодолению барьеров, препятствующих доступности информации. В обеспечении доступа к информационным массивам проявляется основная социальная функция информационного обслуживания.[1;2]

 


Литература

1. 0 библиотечном деле в Красноярском крае. Закон.//Крас. раб.- 1999.-№117-118.-е. 10-11

2. 0 создании на базе Тасеевской районной библиотеки информационногоцентра. Постановление Тасеевской районной администрации от 19.02.98г. №61

3. Пронина Л.А. Информационное пространство: Ситуации, задачи, концепция./Л.А. Пронина//Мир библиографии.- 1999.-№6.-с.2

4.  Библиотечное дело: Терминологический словарь.- 3-е изд.- М., 1997.-168с.

5.  ГОСТ 7.0.-99.Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.- Изд.офиц.- Введ. 2000-07-01.- Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.- 23с.(Межгосудар. Стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)

6. ГОСТ 7.73.-96. Поиск и распространение информации: Термины и определения.- Изд.офиц.- Введ. 1998-01-01.- Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996.- 15с. (Межгосудар. Стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)

7. Каптерев А. От компьютерной грамотности- к компьютерной культуре.//Библиография.- 1998.- №5.- с.3-8

8.  Мелентьева,Ю.П.Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: Научно- методическое пособие.- М.:Издательство Либирея, 2003.- 96с.

9.  Михнова, И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решение. Практическое пособие.- М.:Издательство Либерея, 2000.- 128с.

10.  Новоселова, О.Е. Профессиональный успех- качественное обслуживание/О.Е. Новоселова// Мир библиогр.- 2002.-№2.- с.43-44

11.  О библиотечном деле Фед. закон.//Законодательство Российской
 Федерации о культуре.-М.,1999.-с.81-96

12.  Об информации, информатизации и защите информации: Фед. закон//Собр. Законодательства Российской Федерации.- 1996.-№8

13.  Об информации, информатизации и защите информации: Фед. закон// Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.-№8

14.  Об участии в международном информационном обмене: Фед. закон//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.-№28

15. Программа ЛИБНЕТ 1998-2001 «Создание общероссийской информационно- библиотечной компьютерной сети»// Библиотека.- 1997.-№10.-с.14

16.  Соболева Е.Б., Елепов Б.С. Библиотека региона в общебиблиотечной политике//Библиотековедение.- 1997.-№2.- с.13

17. Справочник библиотекаря/Под. ред А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной.- СПб.: Изд-во Профессия, 2000

18. Справочник библиографа/Науч. ред.А.В.Ванеев, В.А. Минкина.- СПб., Профессия, 2003.- 560с.

19. Коршунов О.П. Библиографоведение. Учебник.-М.,Книжная палата, 1990.-232с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...