Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный федерализм как основа построения бюджетной системы РФ.




Бюджетный федерализм - устройство бюдж системы гос, при кот каждый из уровней гос власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление и определение полномочий органов гос власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Разбивается на 2 взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы - федеральный, региональный либо местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним в части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

Взаимодействие бюджетов - это не только отношения, но и процессы возникновения денежных потоков, финансовых ресурсов, их регулирования и использования по конечному адресному назначению. В процессе взаимодействия бюджетов сначала разделяются финансовые ресурсы и они направляются по соответствующим каналам на формирование федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, а потом регулируется их поток юридическим и физическим лицам. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей социально-экономической, в том числе бюджетно-налоговой, политики. Вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетного сбалансирования. Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации по определенной формуле для устранения неравенства в налоговых возможностях различных территорий.

Современное состояние межбюджетных отношений в РФ в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами. Доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предусматриваются в составе федерального бюджета в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы. Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юр лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физ или юр лицу на усл долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений.

Проблемы:Достижение устойчивого экономического роста России, стабильного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований невозможно без создания оптимальной системы бюджетных отношений. Совершенствование финансовых отношений между федеральными, региональными и местными органами власти является одним из определяющих факторов экономического и политического развития России. Перспективы развития: упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ; разграничение расходных полномочий; разграничение налоговых полномочий и доходных источников; совершенствование механизма финансовой помощи другим уровням; улучшение управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...