Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение учебного времени




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

история МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

Перечень сведений о рабочей программе дисциплины Учетные данные
Модуль Всемирная история   (указывается наименование в соответствии с титульным листом программы модуля) Код модуля… [указывается дирекцией образовательных программ]
Образовательная программа туризм   (указывается наименование в соответствии с титульным листом ОХОП) Код ОП… [указывается дирекцией образовательных программ]
Направление подготовки 43.03.02 Туризм     (указывается наименование в соответствии с ОХОП) Код направления и уровня подготовки 430302   [указывается разработчиком в соответствии с ФГОС]
Уровень подготовки Уровень бакалавриата   (указывается в соответствии с ОХОП)
ФГОС Сервис и туризм Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 14 декабря 2015 г. .(№ Приказа) 1463 [указывается разработчиком в соответствии с ФГОС]

 

 

Екатеринбург, 2016

Рабочая программа дисциплины составлена авторами:

 

№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
  Козлов Александр Сергеевич Канд.ист.наук, доцент доцент Истории древнего и средних веков  
  Пашкин Николай Геннадьевич Канд.ист.наук, доцент доцент Истории древнего и средних веков  

 

Руководитель

модуля [ И.О.Фамилия ]

Рекомендовано учебно-методическим советом института [полное наименование института, в котором разработана программа дисциплины]

 

Председатель учебно-методического совета [ И.О.Фамилия ]

Протокол № ______ от __________ г.

 

Согласовано:

 

Дирекция образовательных программ Е.С.Комарова

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ[ наименование дисциплины ]

Аннотация содержания дисциплины

Настоящая учебная дисциплина рассчитана на студентов бакалавриата по направлению «Социальный сервис и туризм», изучающих общий курс истории мировых цивилизаций, и направлена на углубление знаний по политической, социальной, экономической и культурной истории человечества IV – середины I тыс. до н.э. Курс посвящен проблемам становления и развития цивилизации древневосточного и античного типа. Основная задача курса – сформировать у учащихся представление о процессе складывания и развития цивилизации древности, ее специфике и локальных особенностях. Курс знакомит студентов с предпосылками и условиями формирования государств в древности, с особенностями политического, экономического и социокультурного развития в классический период, с трансформацией общественных структур в поздней жревности.

Курс включает изучение студентами фактологического материала, анализ современных трактовок ключевых проблем развития средневекового общества и государства, рассмотрение историографических сюжетов, а также самостоятельную работу с источниками и научной литературой. Изучение данной дисциплины способствует расширению общего кругозора учащихся, формированию у них собственных мировоззренческих представлений, увеличению понятийного аппарата и совершенствованию навыков работы с историческими текстами. Большое внимание при изучении курса уделяется обучению студентов аналитическим формам работы с информацией – развитию умений и навыков по поиску, фильтрации, обработке, анализу, обобщению и репрезентации полученных данных. Курс также направлен на обучение студентов приемам создания публицистических и научных текстов, проведения докладов и презентаций по заданной тематике.

Структура дисциплины сформирована в соответствии с задачей оптимизации учебного процесса. Лекционный курс призван сформировать у студентов представление об основных тенденциях и характеристиках развития цивилизационных процессов в древности, продемонстрировать общие закономерности и особенности каждого периода древней истории в локальном измерении, знакомит с необходимым терминологическим аппаратом. Практические занятия нацелены на формирование у студентов исследовательских, аналитических и коммуникативных навыков. Самостоятельная работа студентов направлена на усвоение основных понятий курса, подготовку собственных учебных и аналитических проектов.

1.2. Язык реализации программы - русский

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Результатом обучения в рамках дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:

- способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

- способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способности к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- способности использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способности использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

- способности использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);

- способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

- способности понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способности к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

- способности к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

- способности к работе в библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

- способности к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

-характеристику основных параметров древней цивилизации,

-значение древней цивилизации в мировой истории и ее наследия,

-особенности каждого периода древней истории,

-специфику политического, социального и экономического развития отдельных стран в эпоху древности,

- особенности древней культуры и образования.

 

Уметь:

- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1)

- выделять типологические особенности отдельных регионов в эпоху древности (ПК-5),

- анализировать динамику развития социально-политических, экономических и культурных процессов в древности (ПК-8),

-анализировать основные этапы и закономерности исторического развития древнего общества для формирования гражданской позиции (ОК-2),

- работать с историческими источниками и литературой и подвергать их анализу (ПК -9, ОПК-1),

-устанавливать причинно-следственные связи,

-сопоставлять различные взгляды и оценки событий и культурных явлений в истории древности (ПК -7),

-аргументировано отвечать на вопросы по материалу курса и доказывать свою точку зрения (ОК-5),

- участвовать в обсуждениях и дискуссиях, связанных с тематикой курса (ОК-5, ПК-6),

-готовить презентации, доклады, сообщения и представлять их слушателям (ОК-5, ПК - 14).

 

Владеть (демонстрировать навыки и опыт деятельности):

- навыкамиконспектирования, оформления самостоятельных работ по проблематике курса,

-логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5),

- самоорганизации и занятия самообразованием (ОК-7),

-работы с историческими картами по тематике спецкурса (ПК-6).

Объем дисциплины

[таблицы формируются отдельно по каждой форме обучения]

 

  Виды учебной работы Объем дисциплины Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
№ п/п Всего часов В т.ч. контактная работа (час.)*      
1. Аудиторные занятия          
2. Лекции          
3. Практические занятия          
4. Лабораторные работы          
5. Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации          
6. Промежуточная аттестация     Э Э  
7. Общий объем по учебному плану, час.          
8. Общий объем по учебному плану, з.е.          

*Контактная работа составляет:

в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;

в п.5 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий) и объема времени, выделенного преподавателю на руководство курсовой работой/проектом одного студента, если она предусмотрена.

в п.6 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на проведение соответствующего вида промежуточной аттестации одного студента и объема времени, выделенного в рамках дисциплины на руководство проектом по модулю (если он предусмотрен) одного студента.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

[Дисциплина может содержать деление только на разделы, без указания тем]

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины* Содержание
Р.1. Раздел 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В первобытности  
Р.1. Т.1. Общая характеристика предмета   Предмет и задачи курса. Место древней истории во всеобщей истории. Роль и значение истории древности во всемирно-историческом процессе. Основные подходы к изучению древней истории. Современный цивилизационный подход, его сущность как способа комплексного изучения всех сторон развития общества через призму человеческих факторов. Сравнение цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Соотношение понятий «цивилизация», «культура» и «общественно-экономическая формация».  
Р.1. Т.2. Генезис первобытности   Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально-фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Заселение человеком современного типа новых территорий (освоение Нового Света, Австралии, Океании.) и становление рас. Возникновение языков. Классификация языков, языковые семьи. Особенности языкового строения и семантики слов в раннеродовом обществе. Социальная организация раннеродовой общины.
Р.1. Т.3. Позднепервобытная община и распад первобытного общества. “ Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура. Внутриобщинное разделение труда. Сегменация: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Проблема взаимоотношения «сегментов» позднеродовой общины. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родней. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления «стройных» религиозных систем. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления «мировых» религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества.  
Р.2. Раздел 2. ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ    
Р.2. Т.1. Древний Восток – понятие и его содержание   Понятие «история Древнего Востока», его место во всемирной истории. «Древний Восток» как историко-культурное, социополитическое, цивилизационное понятие. Пространственные и хронологические рамки. Периодизация и хронология истории различных стран, проблемы датировки, методы и приемы современной хронологии. Этнический и языковой состав населения. Возникновение дихотомии «Восток-Запад». Древневосточное общество: экономическая, социальная, политическая характеристика; его отличия от античного общества. Источники по истории Древнего Востока.  
Р.2. Т.2. Древнеегипетская цивилизация   Природные условия, особая роль Нила. Население Древнего Египта, проблема этногенеза. Периодизация истории Древнего Египта. Образование общеегипетского государства. Освоение долины Нила, земледельческие неолитические культуры в Верхнем и Нижнем Египте. Эпоха Древнего царства. Образование централизованного государства в III тыс. до н.э. Правление III – IV династий. Строительство пирамид. Организация государственного управления.. Ослабление Египта при V–VI династиях. Усиление политической раздробленности, распад Египта на номы. Египет в эпоху Среднего царства. Первый переходный период. Смутное время в истории Египта. Правление XI – XII династий. Обострение социальных противоречий при XIII династии. Египет под властью гиксосов. Великая египетская держава в период Нового царства. Основание XVII династии, ее завоевательная политика. Походы Тутмоса III, создание могущественной державы, Религиозно-политическая реформа Аменхотепа IV. Свертывание реформы при преемниках Эхнатона. Египет при XIX династии. Правление Рамсеса II, Упадок Египта и начало III Переходного периода. Египет в период Позднего царства. Египет под властью ливийцев. Шешонк I – основатель XXII династии. Завоевание Египта эфиопами и ассирийцами. Возвышение Саиса и новое объединение страны под властью XXVI династии. Египет в составе Персидской державы. Вступление в Египет войск Александра Македонского.  
Р.2. Т.3. Цивилизация древнейшей Месопотамии   Происхождение названия, границы Месопотамии. Климат, флора и фауна, природные ресурсы Нижней и Верхней Месопотамии. Необходимость ирригации особого типа. Процесс заселения Месопотамии различными народностями. Протошумеры, хассунская и халафская культуры Северной Месопотамии. Проблема происхождения шумеров. Семитское население: аккадцы, амореи, арамеи, халдеи. Периодизация древней истории Месопотамии. Формирование в Месопотамии стратифицированного общества и государства. Месопотамия в III тыс. до н.э. Успехи неолитической революции, развитие поливного земледелия, эволюция общинной организации. Шумер – центр развития экономической, политической и культурной жизни страны в первой половине III тыс. до н.э. Месопотамия под властью Аккада. Внутренняя и внешняя политика Саргона и его преемников. Нашествие кутиев. Изгнание кутиев и создание Шумеро-Аккадского царства. III династия Ура. Система царских хозяйств («псевдолатифундии»). Государственная организация. Социально-экономический и политический кризис. Наступление амореев и эламитов и крушение Шумеро-Аккадского царства.  
Р.2. Т.4. Вавилонская цивилизация   Месопотамия во II-ом тыс. до н.э. Период политической раздробленности. Возникновение Вавилона. Образование Старовавилонского царства. Законы Хаммурапи. Экономика, социальная структура, семейные отношения, государственный строй Вавилона. Ослабление Старовавилонского царства и наступление касситов. Касситский Вавилон, его внешняя политика.  
Р.2. Т.5. Ассирийская и Нововавилонская державы   Месопотамия в I тыс. до н.э. Ассирийская и Нововавилонская державы. Международная обстановка на Ближнем Востоке в I тыс. до н.э. Предпосылки образования государств имперского типа. Вавилония в конце II – нач. I тыс. до н.э., отношения с Ассирией. Основание халдейской династии Набопаласаром. Вавилоно-мидийский союз, разгром Ассирии. Создание Нововавилонской державы и ее расцвет при Навуходоносоре II. Политика Набонида и завоевание страны персами. Вавилония в составе державы Ахеменидов. Экономика и общество Вавилонии в VII - IV вв. до н.э.  
Р.2. Т.6. Древнесирийская и финикийская цивилизации   Географическое положение Восточного Средиземноморья. Природные условия, климат, сырьевые ресурсы, флора и фауна. Языки и народы Средиземноморья в древности. Основные источники по истории народов Восточного Средиземноморья. Ветхий Завет как исторический источник. Библейская критика. Изучение истории Сирии, Финикии и Палестины в зарубежной и отечественной историографии. Земледельцы и скотоводы VIII – IV тыс. до н.э. Культура Иерихона. Влияние древнейших цивилизаций Месопотамии и Египта. Возникновение городов, рост торговли. Социальная дифференциация. Ранние государственные образования III – II тыс. до н.э.: Библ, Алалах, Эбла и др. Государство Ямхад и гиксосское объединение. Хетто-египетское противоборство и города-государства Восточного Средиземноморья во второй половине II тысячелетия до н.э. Народы моря и их роль в истории Ближнего Востока. Расцвет городов-государств Финикии и Дамасское царство. Финикийская торговля и колонизация. Образование Тиро-Сидонского царства. Борьба Дамасского царства с соседями и Ассирией.  
Р.2. Т.7. Древняя Палестина   Проблема завоевания Палестины союзом древнееврейских племен. Образование Израильско-Иудейского царства на рубеже II – I тыс. до н.э. Деятельность Давида и Соломона. Распад общееврейского государства на Израильское и Иудейское царства. Социально-экономические отношения в Палестине в I тыс. до н.э. Пророческое движение как феномен «Осевого времени». Восточное Средиземноморье под властью Ассирийской, Ново-вавилонской и Персидской держав. Религия и мифология народов Восточного Средиземноморья. Возникновение монотеизма у древних евреев. Культурные достижения древних финикийцев. Ветхий Завет как величайший литературно-художественный памятник. Историческое воздействие культуры народов Восточного Средиземноморья.    
Р.2. Т.8. Цивилизации древнего Ирана   Географическое положение и природно-климатические условия региона. Население и язык. Распространение ираноязычных племен. Важнейшие источники по истории Ирана и Средней Азии. Образование Мидийского союза ираноязычных племен. Отношение их с Ассирией, образование государства, борьба со скифами. Реформы Киаксара. Централизация государства. Союз с Вавилоном и сокрушение Ассирии. Расцвет Мидийского государства. Включение Мидии в состав Персидской державы при Кире II. Мидийское общество и культура. «Мировая» Персидская держава в VI – IV вв. до н.э. Образование Персидского княжества в VII в. до н.э. Возникновение Персидского царства в середине VI в. до н.э. Кир II – основатель державы Ахеменидов. Захват престола Дарием I и политический кризис. Восстановление целостности державы. Реформы Дария I. Расширение Персидской державы. Греко-персидские войны. Восточный поход Александра Македонского и крушение державы Ахеменидов. Характерные черты экономики, социальных отношений и системы управления в Персидской державе.  
Р.2. Т.9. Цивилизации древней Индии   Географическое положение, природа и климат, основные зоны Индостанского субконтинента. Народы и языки древней Индии. Особенности источниковедческой базы для изучения истории древней Индии. Археологические раскопки и этнографические памятники. Индская цивилизация. Освоение земледельцами долины Инда. Возникновение древнейшей цивилизации. Мохенджо-Даро и Хараппа – крупные городские центры. Причины упадка городской цивилизации. Историческое значение Индской цивилизации. «Ведийский период» в истории древней Индии. Веды как основной источник по истории периода. Арийская проблема. Складывание четырехварновой системы. Брахманизм и роль жрецов. Монархии и олигархические республики в Северной Индии. «Буддийский период» в истории Индии. Образование общеиндийской державы. Перемены в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Государства в долине Ганга: Магадха, Кошала, Аванти и др. Борьба за политическое преобладание. Победа Магадхи и создание державы Нандов. Греко-македонское вторжение в Индию. Свержение династии Нандов и воцарение Чандрагупты. Империя Маурьев и ее расцвет. Внешняя и внутреняя религиозная политика Ашоки. Распространение Буддизма. Династическая борьба в государстве Маурьев. Столкновение с Греко-Бактрийским царством. Ослабление общеиндийской державы. Приход к власти династии Шунгов. «Классическая эпоха» в истории Индии. Греко-бактрийцы и саки в Северной Индии. Власть кушанских правителей. Новое возвышение Магадхи и правление династии Гуптов. Военные походы Гуптов. «Золотой век» культуры. Нашествие гуннов–эфталитов и распад империи Гуптов. Крупнейшие южно-индийские государства: Калинга и царство Сатаваханов. Изменения в экономике и социальных отношениях. Развитие кастовой системы, кастовые общины.    
Р.2. Т.10. Цивилизация древнего Китая   Страна, климат и ландшафт. Бассейн Хуанхэ, неолитические культуры Яншао и Луньшань. Периодизация и хронология древней истории Китая. Важнейшие источники, их типы и виды. Археологические раскопки и их результаты. Эпиграфика. Летописи и исторические сочинения. Возникновение государства в Китае. Шан-Инь и Чжоу. Проблемы династии Ся. Чжоусские племена и их взаимоотношения с иньцами. Вэнь–ван и поход У-вана, образование государства Западного Чжоу. Заимствование чжоусцами культурных достижений иньцев. Реформы Чжоу-гуна. Система власти и ранговая структура общества в X-VIII вв. Упадок власти ванов. Перенос столицы.   Древний Китай в период Восточного Чжоу. Столкновение чжоусцев с другими племенами. Борьба чжухоу за гегемонию. Идеологическая борьба в Китае в VI-III вв. до н.э. Возникновение философских учений и школ. Конфуцианство, легизм и даосизм. Империя Цинь. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Развитие экономики, товарно-денежных отношений. Процессы этнической консолидации. Возвышение царства Цинь в борьбе с соседями. Попытки создания вертикальной и горизонтальной коалиций царств. Создание централизованного государства и провозглашение империи. Цинь Шихуанди и его реформы. Обострение социально-политических противоречий и повстанческое движение в конце III в. до н.э. Взятие восставшими столицы и свержение циньской династии. Империя Хань. Первый период Ханьской эпохи – правление Западной или Старшей Хань. Внутренняя политика первых императоров. Попытки стабилизации и централизации государства. Формирование основ конфуцианской империи. Правление У-ди и его реформы. Внешняя политика Ханьской империи во II-I вв. до н.э., ее территориальные приобретения. Состав ханьского общества, укрепление позиций сильных домов. Назревание социально-политического кризиса империи. Реформы Ван Мана и народные восстания в I в. н.э. Период Младшей или Восточной Хань. Воцарение Гуан У-ди, его реформы. Стабилизация положения в стране, мероприятия против рабства. Формы землевладения и налоговая политика государства. Внешняя политика в I-III вв. н.э. Борьба с племенами сюнну, сяньби, цян. Военно-административная деятельность Бань Чао. Отношения с кушанами и Парфянским царством. Демографические и этнические процессы в позднеханьской империи и их влияние на политическую жизнь страны. Процесс обезземеливания крестьян, усиление позиций сильных домов, ослабление государственности. Политические и социальные движения, восстание «желтых повязок». Междоусобицы и крушение единства империи.
Р.3. Раздел 3. АНТИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ  
Р.3. Т.1. Крито-микенская цивилизация   Первые очаги цивилизации в Эгейском регионе (III тыс. до н. э.): Киклады, Троя II. Критская (минойская) цивилизация. Открытия Г. Шлимана и А.Эванса. Дешифровка линейного письма «Б». История изучения крито-микенской цивилизации. Возникновение классового общества и государства на Крите. Основные этапы социально-экономического и политического развития. Складывание «дворцовых» государств. Дворцы в Кноссе и Фесте. Феномен критского дворца, его устройство и назначение. Социально-экономические отношения. Политическое устройство. Упадок критского могущества.
Р.3. Т.2. Гомеровская Греция   Влияние ахейского и дорийского элементов на развитие Эллады и Малой Азии. Начало железного века. Поэмы Гомера как источник по истории Греции XI-IX вв. «Гомеровский вопрос». Структура и содержание «Илиады» и «Одиссеи». Гибель микенской цивилизации. Расселение греческих племен. Производственное освоение железа. Хозяйственный и общественный строй греков по данным гомеровских поэм. Занятия людей гомеровского периода. Структура общества. Организация власти. Зачатки государственной организации. Жизнь и быт. Религия и культура гомеровской Греции. Боги Гомера. Антропоморфизм. Духовный мир и система ценностей гомеровского человека. Появление алфавитного письма. Фольклор и начало эпоса. Геометрический стиль в вазописи. Итоги гомеровского периода.    
Р.3. Т.3. Становление эллинской цивилизации   Социально-экономическое развитие в VIII-VI вв. до н.э. «Архаическая революция» и ее причины. Демографический взрыв. Развитие экономики. Складывание государства в форме полиса. Основные черты полисного типа государственности. Понятие полисного гражданства. Полис и город. Великая колонизация: причины, ход, основные направления (западное, юное, восточное), последствия для греков и туземного населения. Главные центры колонизации: Милеет, Коринф, Мегары. Влияние колонизации на социально-экономические процессы в Греции (развитие торговли и ремесла, усиление позиций торгово-ремесленных слоев древнегреческого общества). Формирование полиса и полисной системы ценностей (идеология, этика, мораль). Внутренние конфликты в архаических полисах. Раннее греческое законодательство и значение создания письменных законов. Раннегреческая тирания и ее роль в становлении полисного строя. Рождение новой культуры. Становление Афинского полиса. Становление Лакедемона (Спарты).    
Р.3. Т.4. Эллинская цивилизация в V в. до н.э.     Персия во второй половине VI в. до н.э. и предпосылки начала греко- персидских войн. Первые походы персов на европейскую Грецию. Битва при Марафоне. Деятельность Фемистокла. Поход Ксеркса. Делосский морской союз и заключение Каллиева мира. Афинская морская держава: принципы организации, статус союзных полисов. Расцвет афинской демократии. Органы полисного управления: экклесия, Совет пятисот, магистратуры (стратеги, архонты и др.), гелиэя. Афинское гражданство и его социальные слои. Аристократия в демократическом полисе. Литургии. Социальная политика демократии. Метэки. Рабы. Отличие античных демократий от современных. Демократические преобразования и государственный строй Афин при Перикле. Внутренняя и внешняя политика Перикла. Превращение Афин в культурный центр Эллады. Пелопоннесская война и гибель Афинской архз.  
Р.3. Т.5. Цивилизации Эгеиды в IV в. до н.э.   Вопрос о содержании понятия «кризис полиса». Симптомы кризиса полиса. Соотношение гражданства и права на владение землей. Усиление социальной дифференциации. Распространение наемничества. Младшая тирания. Гегемония Спарты, ее последствия для других полисов и самой Спарты. 2-й Афинский морской союз: особенности организации и причины распада. Возвышение Македонии и установление македонской гегемонии в Греции. Природные условия, население, социально-экономический строй Македонии в V – первой половине IV вв. до н. э. Реформы Филиппа II. Политика Филиппа II в Греции. Битва при Херонее. Коринфский конгресс.    
Р.3. Т.6. Восточный поход Коринфского союза   Основные этапы Восточного похода Александра Македонского. Соотношение сил и стратегия воюющих сторон. Изменение планов и политики Александра по отношению к собственной армии и к местному населению. Основные сражения. Причины поражения персидского царя. Держава Александра и меры, предпринятые для ее сплочения. Оценки политики Александра в источниках и историографии.    
Р.3. Т.7. Становление древнеримской общины Древнейшие культуры на территории Италии по археологическим данным. Влияние этрусков на складывание римской цивилизации. Греческие полисы на юге Италии и Сицилии. Влияние греческой культуры на процесс исторического развития Италии. Различия в историческом развитии отдельных областей древней Италии. Основание Рима по данным мифологии, исторических сочинений и археологии. Географическое положение и природные условия. Разложение родовой общины. Социальное положение патрициев, плебеев, патронов и клиентов в раннем Риме. Организация власти: царь, сенат, комиции. Реформы Сервия Туллия и их роль в формировании государственной организации. Обострение социально-политических противоречий. Падение царской власти и установление республиканского строя. Завоевание Римом Италии (Латинские, Галльские, Самнитские войны, война с Пирром). Причины могущества Рима. Ситуация внутри римского полиса. Борьба плебеев с патрициями, ее основные этапы.
Р.3. Т.8. Римская цивилизация классической и поздней республики   . Римско-Италийский союз. Армия времен Ранней республики. Карфаген к середине III в. до н.э., причины столкновения с Римом. Первая, Вторая и Третья Пуническая войны.Особенности перехода к классическому рабству в Риме: источники рабства, численность рабов, сферы применения труда рабов, цели и методы эксплуатации, отношение к рабам. Рабовладельческая вилла. Высшие сословия римского общества. Сельский и городской плебс. Люмпен-пролетариат. Основные социальные проблемы эпохи Республики. Восстания рабов на Сицилии. Кризис гражданской общины и его соотношение с кризисом Республики. Аграрная реформа Союзническая война и ее место в истории гражданских войн. Кризис республиканских учреждений. Гражданская война как форма преодоления кризиса. Социально-политические последствия гражданских войн. Кризис полисной системы и основные причины падения римской республики.  
Р.3. Т.9. Римская цивилизация периода империи   Принципат как форма монархической власти (экономические, политические, идеологические основы). Социальная политика Августа. Республиканские структуры и зарождение бюрократического аппарата. Экономика и социальные отношения в Римской империи эпохи Принципата. Экономический расцвет и распространение Социально-экономические отношения в римском обществе I–II вв. до н. э. Обострение социальных противоречий. Внешняя политика Юлиев-Клавдиев. Политический кризис и гражданская война 68–69 гг. Принцепсы и сенат. Династия Флавиев. Экономическая политика и расширение социальной опоры. Укрепление центральной власти. «Золотой век» Римской империи при Антонинах. Взаимоотношения императоров с сенатом. Централизация и бюрократизация государственного управления. Политика в провинциях, процесс их романизации. Процветание Империи при Антонине Пие. Принцепсы и сенат во II в. Социально-экономическое положение Римской империи. Колоны. Господствующий класс (столичная и провинциальная знать). Римская империя при Северах: наступление «железного века». Обострение внешних и внутренних противоречий. Влияние политической нестабильности на обострение социально-экономических противоречий. Повышение налогового обложения и его последствия. Социальные противоречия и формы их проявления. Преодоление кризиса III в. Реставрация империи в конце III в. Выход из кризиса III в. Социально-экономические и политические реформы Диоклетиана и Максимина. Религиозная политика Диоклетиана. Развитие домината при Константине. Религиозная политика Константина. Превращение христианства в господствующую государственную религию и основание Константинополя. Стабилизация экономического положения империи в IV в. Юлиан Отступник, его религиозная и социальная политика. Окончательная победа христианства при его преемниках. Начало великого переселения народов. Варваризация римской армии. Феодосий I и его борьба за сохранение единства империи. Непрочная стабилизация IV в. н.э. Распад Римской империи на Западную империю и Восточную, его причины. Различие путей их исторического развития. Положение Западной Римской империи после смерти Феодосия. Великое переселение народов и его последствия для Римской державы. Поход в Италию Алариха. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Свержение Ромула Августула и конец Римской империи. Значение истории древнего мира как важного этапа всемирной истории.    

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...