Распределение учебного времени
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
история МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Перечень сведений о рабочей программе дисциплины
| Учетные данные
|
Модуль Всемирная история
(указывается наименование в соответствии с титульным листом программы модуля)
| Код модуля…
[указывается дирекцией образовательных программ]
|
Образовательная программа туризм
(указывается наименование в соответствии с титульным листом ОХОП)
| Код ОП…
[указывается дирекцией образовательных программ]
|
Направление подготовки 43.03.02 Туризм
(указывается наименование в соответствии с ОХОП)
| Код направления и уровня подготовки 430302
[указывается разработчиком в соответствии с ФГОС]
|
Уровень подготовки Уровень бакалавриата
(указывается в соответствии с ОХОП)
|
ФГОС
Сервис и туризм
| Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО:
14 декабря 2015 г. .(№ Приказа) 1463
[указывается разработчиком в соответствии с ФГОС]
|
Екатеринбург, 2016
Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п
| ФИО
| Ученая степень, ученое звание
| Должность
| Кафедра
| Подпись
|
| Козлов Александр Сергеевич
| Канд.ист.наук, доцент
| доцент
| Истории древнего и средних веков
|
|
| Пашкин Николай Геннадьевич
| Канд.ист.наук, доцент
| доцент
| Истории древнего и средних веков
|
|
Руководитель
модуля [ И.О.Фамилия ]
Рекомендовано учебно-методическим советом института [полное наименование института, в котором разработана программа дисциплины]
Председатель учебно-методического совета [ И.О.Фамилия ]
Протокол № ______ от __________ г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С.Комарова
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ[ наименование дисциплины ]
Аннотация содержания дисциплины
Настоящая учебная дисциплина рассчитана на студентов бакалавриата по направлению «Социальный сервис и туризм», изучающих общий курс истории мировых цивилизаций, и направлена на углубление знаний по политической, социальной, экономической и культурной истории человечества IV – середины I тыс. до н.э. Курс посвящен проблемам становления и развития цивилизации древневосточного и античного типа. Основная задача курса – сформировать у учащихся представление о процессе складывания и развития цивилизации древности, ее специфике и локальных особенностях. Курс знакомит студентов с предпосылками и условиями формирования государств в древности, с особенностями политического, экономического и социокультурного развития в классический период, с трансформацией общественных структур в поздней жревности.
Курс включает изучение студентами фактологического материала, анализ современных трактовок ключевых проблем развития средневекового общества и государства, рассмотрение историографических сюжетов, а также самостоятельную работу с источниками и научной литературой. Изучение данной дисциплины способствует расширению общего кругозора учащихся, формированию у них собственных мировоззренческих представлений, увеличению понятийного аппарата и совершенствованию навыков работы с историческими текстами. Большое внимание при изучении курса уделяется обучению студентов аналитическим формам работы с информацией – развитию умений и навыков по поиску, фильтрации, обработке, анализу, обобщению и репрезентации полученных данных. Курс также направлен на обучение студентов приемам создания публицистических и научных текстов, проведения докладов и презентаций по заданной тематике.
Структура дисциплины сформирована в соответствии с задачей оптимизации учебного процесса. Лекционный курс призван сформировать у студентов представление об основных тенденциях и характеристиках развития цивилизационных процессов в древности, продемонстрировать общие закономерности и особенности каждого периода древней истории в локальном измерении, знакомит с необходимым терминологическим аппаратом. Практические занятия нацелены на формирование у студентов исследовательских, аналитических и коммуникативных навыков. Самостоятельная работа студентов направлена на усвоение основных понятий курса, подготовку собственных учебных и аналитических проектов.
1.2. Язык реализации программы - русский
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Результатом обучения в рамках дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:
- способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способности к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способности использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);
- способности использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);
- способности использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);
- способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
- способности понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
- способности к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
- способности к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
- способности к работе в библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
- способности к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-характеристику основных параметров древней цивилизации,
-значение древней цивилизации в мировой истории и ее наследия,
-особенности каждого периода древней истории,
-специфику политического, социального и экономического развития отдельных стран в эпоху древности,
- особенности древней культуры и образования.
Уметь:
- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1)
- выделять типологические особенности отдельных регионов в эпоху древности (ПК-5),
- анализировать динамику развития социально-политических, экономических и культурных процессов в древности (ПК-8),
-анализировать основные этапы и закономерности исторического развития древнего общества для формирования гражданской позиции (ОК-2),
- работать с историческими источниками и литературой и подвергать их анализу (ПК -9, ОПК-1),
-устанавливать причинно-следственные связи,
-сопоставлять различные взгляды и оценки событий и культурных явлений в истории древности (ПК -7),
-аргументировано отвечать на вопросы по материалу курса и доказывать свою точку зрения (ОК-5),
- участвовать в обсуждениях и дискуссиях, связанных с тематикой курса (ОК-5, ПК-6),
-готовить презентации, доклады, сообщения и представлять их слушателям (ОК-5, ПК - 14).
Владеть (демонстрировать навыки и опыт деятельности):
- навыкамиконспектирования, оформления самостоятельных работ по проблематике курса,
-логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5),
- самоорганизации и занятия самообразованием (ОК-7),
-работы с историческими картами по тематике спецкурса (ПК-6).
Объем дисциплины
[таблицы формируются отдельно по каждой форме обучения]
| Виды учебной работы
| Объем дисциплины
| Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
|
№
п/п
| Всего часов
| В т.ч. контактная работа (час.)*
|
|
|
|
1.
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
| |
2.
| Лекции
|
|
|
|
|
|
3.
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
4.
| Лабораторные работы
|
|
|
|
|
|
5.
| Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
|
|
|
|
| |
6.
| Промежуточная аттестация
|
| | Э
| Э
|
|
7.
| Общий объем по учебному плану, час.
|
|
|
|
|
|
8.
| Общий объем по учебному плану, з.е.
|
|
|
|
|
|
*Контактная работа составляет:
в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;
в п.5 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий) и объема времени, выделенного преподавателю на руководство курсовой работой/проектом одного студента, если она предусмотрена.
в п.6 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на проведение соответствующего вида промежуточной аттестации одного студента и объема времени, выделенного в рамках дисциплины на руководство проектом по модулю (если он предусмотрен) одного студента.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
[Дисциплина может содержать деление только на разделы, без указания тем]
Код
раздела, темы
| Раздел, тема
дисциплины*
| Содержание
|
Р.1.
| Раздел 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В первобытности
|
|
Р.1. Т.1.
| Общая характеристика предмета
| Предмет и задачи курса. Место древней истории во всеобщей истории. Роль и значение истории древности во всемирно-историческом процессе. Основные подходы к изучению древней истории. Современный цивилизационный подход, его сущность как способа комплексного изучения всех сторон развития общества через призму человеческих факторов. Сравнение цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Соотношение понятий «цивилизация», «культура» и «общественно-экономическая формация».
|
Р.1. Т.2.
| Генезис первобытности
| Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально-фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Заселение человеком современного типа новых территорий (освоение Нового Света, Австралии, Океании.) и становление рас. Возникновение языков. Классификация языков, языковые семьи. Особенности языкового строения и семантики слов в раннеродовом обществе. Социальная организация раннеродовой общины.
|
Р.1. Т.3.
| Позднепервобытная община и распад первобытного общества.
| “ Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура. Внутриобщинное разделение труда. Сегменация: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Проблема взаимоотношения «сегментов» позднеродовой общины. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родней. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления «стройных» религиозных систем. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления «мировых» религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества.
|
Р.2.
| Раздел 2. ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
|
|
Р.2. Т.1.
| Древний Восток – понятие и его содержание
| Понятие «история Древнего Востока», его место во всемирной истории. «Древний Восток» как историко-культурное, социополитическое, цивилизационное понятие. Пространственные и хронологические рамки. Периодизация и хронология истории различных стран, проблемы датировки, методы и приемы современной хронологии. Этнический и языковой состав населения. Возникновение дихотомии «Восток-Запад». Древневосточное общество: экономическая, социальная, политическая характеристика; его отличия от античного общества. Источники по истории Древнего Востока.
|
Р.2. Т.2.
| Древнеегипетская цивилизация
| Природные условия, особая роль Нила. Население Древнего Египта, проблема этногенеза. Периодизация истории Древнего Египта. Образование общеегипетского государства. Освоение долины Нила, земледельческие неолитические культуры в Верхнем и Нижнем Египте.
Эпоха Древнего царства. Образование централизованного государства в III тыс. до н.э. Правление III – IV династий. Строительство пирамид. Организация государственного управления.. Ослабление Египта при V–VI династиях. Усиление политической раздробленности, распад Египта на номы.
Египет в эпоху Среднего царства. Первый переходный период. Смутное время в истории Египта. Правление XI – XII династий. Обострение социальных противоречий при XIII династии. Египет под властью гиксосов.
Великая египетская держава в период Нового царства. Основание XVII династии, ее завоевательная политика. Походы Тутмоса III, создание могущественной державы, Религиозно-политическая реформа Аменхотепа IV. Свертывание реформы при преемниках Эхнатона. Египет при XIX династии. Правление Рамсеса II, Упадок Египта и начало III Переходного периода.
Египет в период Позднего царства. Египет под властью ливийцев. Шешонк I – основатель XXII династии. Завоевание Египта эфиопами и ассирийцами. Возвышение Саиса и новое объединение страны под властью XXVI династии. Египет в составе Персидской державы. Вступление в Египет войск Александра Македонского.
|
Р.2. Т.3.
| Цивилизация древнейшей Месопотамии
| Происхождение названия, границы Месопотамии. Климат, флора и фауна, природные ресурсы Нижней и Верхней Месопотамии. Необходимость ирригации особого типа.
Процесс заселения Месопотамии различными народностями. Протошумеры, хассунская и халафская культуры Северной Месопотамии. Проблема происхождения шумеров. Семитское население: аккадцы, амореи, арамеи, халдеи. Периодизация древней истории Месопотамии.
Формирование в Месопотамии стратифицированного общества и государства. Месопотамия в III тыс. до н.э. Успехи неолитической революции, развитие поливного земледелия, эволюция общинной организации. Шумер – центр развития экономической, политической и культурной жизни страны в первой половине III тыс. до н.э. Месопотамия под властью Аккада. Внутренняя и внешняя политика Саргона и его преемников. Нашествие кутиев. Изгнание кутиев и создание Шумеро-Аккадского царства. III династия Ура. Система царских хозяйств («псевдолатифундии»). Государственная организация. Социально-экономический и политический кризис. Наступление амореев и эламитов и крушение Шумеро-Аккадского царства.
|
Р.2. Т.4.
| Вавилонская цивилизация
| Месопотамия во II-ом тыс. до н.э. Период политической раздробленности. Возникновение Вавилона. Образование Старовавилонского царства. Законы Хаммурапи. Экономика, социальная структура, семейные отношения, государственный строй Вавилона. Ослабление Старовавилонского царства и наступление касситов. Касситский Вавилон, его внешняя политика.
|
Р.2. Т.5.
| Ассирийская и Нововавилонская державы
| Месопотамия в I тыс. до н.э. Ассирийская и Нововавилонская державы. Международная обстановка на Ближнем Востоке в I тыс. до н.э. Предпосылки образования государств имперского типа. Вавилония в конце II – нач. I тыс. до н.э., отношения с Ассирией. Основание халдейской династии Набопаласаром. Вавилоно-мидийский союз, разгром Ассирии. Создание Нововавилонской державы и ее расцвет при Навуходоносоре II. Политика Набонида и завоевание страны персами. Вавилония в составе державы Ахеменидов. Экономика и общество Вавилонии в VII - IV вв. до н.э.
|
Р.2. Т.6.
| Древнесирийская и финикийская цивилизации
| Географическое положение Восточного Средиземноморья. Природные условия, климат, сырьевые ресурсы, флора и фауна. Языки и народы Средиземноморья в древности. Основные источники по истории народов Восточного Средиземноморья. Ветхий Завет как исторический источник. Библейская критика. Изучение истории Сирии, Финикии и Палестины в зарубежной и отечественной историографии.
Земледельцы и скотоводы VIII – IV тыс. до н.э. Культура Иерихона. Влияние древнейших цивилизаций Месопотамии и Египта. Возникновение городов, рост торговли. Социальная дифференциация. Ранние государственные образования III – II тыс. до н.э.: Библ, Алалах, Эбла и др. Государство Ямхад и гиксосское объединение.
Хетто-египетское противоборство и города-государства Восточного Средиземноморья во второй половине II тысячелетия до н.э. Народы моря и их роль в истории Ближнего Востока. Расцвет городов-государств Финикии и Дамасское царство. Финикийская торговля и колонизация. Образование Тиро-Сидонского царства. Борьба Дамасского царства с соседями и Ассирией.
|
Р.2. Т.7.
| Древняя Палестина
| Проблема завоевания Палестины союзом древнееврейских племен. Образование Израильско-Иудейского царства на рубеже II – I тыс. до н.э. Деятельность Давида и Соломона. Распад общееврейского государства на Израильское и Иудейское царства. Социально-экономические отношения в Палестине в I тыс. до н.э. Пророческое движение как феномен «Осевого времени». Восточное Средиземноморье под властью Ассирийской, Ново-вавилонской и Персидской держав.
Религия и мифология народов Восточного Средиземноморья. Возникновение монотеизма у древних евреев. Культурные достижения древних финикийцев. Ветхий Завет как величайший литературно-художественный памятник. Историческое воздействие культуры народов Восточного Средиземноморья.
|
Р.2. Т.8.
| Цивилизации древнего Ирана
| Географическое положение и природно-климатические условия региона. Население и язык. Распространение ираноязычных племен. Важнейшие источники по истории Ирана и Средней Азии.
Образование Мидийского союза ираноязычных племен. Отношение их с Ассирией, образование государства, борьба со скифами. Реформы Киаксара. Централизация государства. Союз с Вавилоном и сокрушение Ассирии. Расцвет Мидийского государства. Включение Мидии в состав Персидской державы при Кире II. Мидийское общество и культура.
«Мировая» Персидская держава в VI – IV вв. до н.э. Образование Персидского княжества в VII в. до н.э. Возникновение Персидского царства в середине VI в. до н.э. Кир II – основатель державы Ахеменидов. Захват престола Дарием I и политический кризис. Восстановление целостности державы. Реформы Дария I. Расширение Персидской державы. Греко-персидские войны. Восточный поход Александра Македонского и крушение державы Ахеменидов. Характерные черты экономики, социальных отношений и системы управления в Персидской державе.
|
Р.2. Т.9.
| Цивилизации древней Индии
| Географическое положение, природа и климат, основные зоны Индостанского субконтинента. Народы и языки древней Индии. Особенности источниковедческой базы для изучения истории древней Индии. Археологические раскопки и этнографические памятники.
Индская цивилизация. Освоение земледельцами долины Инда. Возникновение древнейшей цивилизации. Мохенджо-Даро и Хараппа – крупные городские центры. Причины упадка городской цивилизации. Историческое значение Индской цивилизации.
«Ведийский период» в истории древней Индии. Веды как основной источник по истории периода. Арийская проблема. Складывание четырехварновой системы. Брахманизм и роль жрецов. Монархии и олигархические республики в Северной Индии.
«Буддийский период» в истории Индии. Образование общеиндийской державы. Перемены в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Государства в долине Ганга: Магадха, Кошала, Аванти и др. Борьба за политическое преобладание. Победа Магадхи и создание державы Нандов.
Греко-македонское вторжение в Индию. Свержение династии Нандов и воцарение Чандрагупты. Империя Маурьев и ее расцвет. Внешняя и внутреняя религиозная политика Ашоки. Распространение Буддизма. Династическая борьба в государстве Маурьев. Столкновение с Греко-Бактрийским царством. Ослабление общеиндийской державы. Приход к власти династии Шунгов.
«Классическая эпоха» в истории Индии. Греко-бактрийцы и саки в Северной Индии. Власть кушанских правителей. Новое возвышение Магадхи и правление династии Гуптов. Военные походы Гуптов. «Золотой век» культуры. Нашествие гуннов–эфталитов и распад империи Гуптов. Крупнейшие южно-индийские государства: Калинга и царство Сатаваханов. Изменения в экономике и социальных отношениях. Развитие кастовой системы, кастовые общины.
|
Р.2. Т.10.
| Цивилизация древнего Китая
| Страна, климат и ландшафт. Бассейн Хуанхэ, неолитические культуры Яншао и Луньшань. Периодизация и хронология древней истории Китая. Важнейшие источники, их типы и виды. Археологические раскопки и их результаты. Эпиграфика. Летописи и исторические сочинения.
Возникновение государства в Китае. Шан-Инь и Чжоу. Проблемы династии Ся.
Чжоусские племена и их взаимоотношения с иньцами. Вэнь–ван и поход У-вана, образование государства Западного Чжоу. Заимствование чжоусцами культурных достижений иньцев. Реформы Чжоу-гуна. Система власти и ранговая структура общества в X-VIII вв. Упадок власти ванов. Перенос столицы.
Древний Китай в период Восточного Чжоу. Столкновение чжоусцев с другими племенами. Борьба чжухоу за гегемонию. Идеологическая борьба в Китае в VI-III вв. до н.э. Возникновение философских учений и школ. Конфуцианство, легизм и даосизм.
Империя Цинь. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Развитие экономики, товарно-денежных отношений. Процессы этнической консолидации. Возвышение царства Цинь в борьбе с соседями. Попытки создания вертикальной и горизонтальной коалиций царств. Создание централизованного государства и провозглашение империи. Цинь Шихуанди и его реформы. Обострение социально-политических противоречий и повстанческое движение в конце III в. до н.э. Взятие восставшими столицы и свержение циньской династии.
Империя Хань. Первый период Ханьской эпохи – правление Западной или Старшей Хань. Внутренняя политика первых императоров. Попытки стабилизации и централизации государства. Формирование основ конфуцианской империи. Правление У-ди и его реформы. Внешняя политика Ханьской империи во II-I вв. до н.э., ее территориальные приобретения. Состав ханьского общества, укрепление позиций сильных домов. Назревание социально-политического кризиса империи. Реформы Ван Мана и народные восстания в I в. н.э. Период Младшей или Восточной Хань. Воцарение Гуан У-ди, его реформы. Стабилизация положения в стране, мероприятия против рабства. Формы землевладения и налоговая политика государства.
Внешняя политика в I-III вв. н.э. Борьба с племенами сюнну, сяньби, цян. Военно-административная деятельность Бань Чао. Отношения с кушанами и Парфянским царством. Демографические и этнические процессы в позднеханьской империи и их влияние на политическую жизнь страны. Процесс обезземеливания крестьян, усиление позиций сильных домов, ослабление государственности. Политические и социальные движения, восстание «желтых повязок». Междоусобицы и крушение единства империи.
|
Р.3.
| Раздел 3. АНТИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
|
|
Р.3. Т.1.
| Крито-микенская цивилизация
| Первые очаги цивилизации в Эгейском регионе (III тыс. до н. э.): Киклады, Троя II. Критская (минойская) цивилизация. Открытия Г. Шлимана и А.Эванса. Дешифровка линейного письма «Б». История изучения крито-микенской цивилизации. Возникновение классового общества и государства на Крите. Основные этапы социально-экономического и политического развития. Складывание «дворцовых» государств. Дворцы в Кноссе и Фесте. Феномен критского дворца, его устройство и назначение. Социально-экономические отношения. Политическое устройство. Упадок критского могущества.
|
Р.3. Т.2.
| Гомеровская Греция
| Влияние ахейского и дорийского элементов на развитие Эллады и Малой Азии. Начало железного века. Поэмы Гомера как источник по истории Греции XI-IX вв. «Гомеровский вопрос». Структура и содержание «Илиады» и «Одиссеи». Гибель микенской цивилизации. Расселение греческих племен. Производственное освоение железа. Хозяйственный и общественный строй греков по данным гомеровских поэм. Занятия людей гомеровского периода. Структура общества. Организация власти. Зачатки государственной организации. Жизнь и быт. Религия и культура гомеровской Греции. Боги Гомера. Антропоморфизм. Духовный мир и система ценностей гомеровского человека. Появление алфавитного письма. Фольклор и начало эпоса. Геометрический стиль в вазописи. Итоги гомеровского периода.
|
Р.3. Т.3.
| Становление эллинской цивилизации
| Социально-экономическое развитие в VIII-VI вв. до н.э. «Архаическая революция» и ее причины. Демографический взрыв. Развитие экономики. Складывание государства в форме полиса. Основные черты полисного типа государственности. Понятие полисного гражданства. Полис и город. Великая колонизация: причины, ход, основные направления (западное, юное, восточное), последствия для греков и туземного населения. Главные центры колонизации: Милеет, Коринф, Мегары. Влияние колонизации на социально-экономические процессы в Греции (развитие торговли и ремесла, усиление позиций торгово-ремесленных слоев древнегреческого общества). Формирование полиса и полисной системы ценностей (идеология, этика, мораль). Внутренние конфликты в архаических полисах. Раннее греческое законодательство и значение создания письменных законов. Раннегреческая тирания и ее роль в становлении полисного строя. Рождение новой культуры. Становление Афинского полиса. Становление Лакедемона (Спарты).
|
Р.3. Т.4.
| Эллинская цивилизация в V в. до н.э.
|
Персия во второй половине VI в. до н.э. и предпосылки начала греко- персидских войн. Первые походы персов на европейскую Грецию. Битва при Марафоне. Деятельность Фемистокла. Поход Ксеркса. Делосский морской союз и заключение Каллиева мира.
Афинская морская держава: принципы организации, статус союзных полисов. Расцвет афинской демократии. Органы полисного управления: экклесия, Совет пятисот, магистратуры (стратеги, архонты и др.), гелиэя. Афинское гражданство и его социальные слои. Аристократия в демократическом полисе. Литургии. Социальная политика демократии. Метэки. Рабы. Отличие античных демократий от современных.
Демократические преобразования и государственный строй Афин при Перикле. Внутренняя и внешняя политика Перикла. Превращение Афин в культурный центр Эллады.
Пелопоннесская война и гибель Афинской архз.
|
Р.3. Т.5.
| Цивилизации Эгеиды в IV в. до н.э.
| Вопрос о содержании понятия «кризис полиса». Симптомы кризиса полиса. Соотношение гражданства и права на владение землей. Усиление социальной дифференциации. Распространение наемничества. Младшая тирания. Гегемония Спарты, ее последствия для других полисов и самой Спарты. 2-й Афинский морской союз: особенности организации и причины распада.
Возвышение Македонии и установление македонской гегемонии в Греции. Природные условия, население, социально-экономический строй Македонии в V – первой половине IV вв. до н. э. Реформы Филиппа II. Политика Филиппа II в Греции. Битва при Херонее. Коринфский конгресс.
|
Р.3. Т.6.
| Восточный поход Коринфского союза
| Основные этапы Восточного похода Александра Македонского. Соотношение сил и стратегия воюющих сторон. Изменение планов и политики Александра по отношению к собственной армии и к местному населению. Основные сражения. Причины поражения персидского царя. Держава Александра и меры, предпринятые для ее сплочения. Оценки политики Александра в источниках и историографии.
|
Р.3. Т.7.
| Становление древнеримской общины
| Древнейшие культуры на территории Италии по археологическим данным. Влияние этрусков на складывание римской цивилизации. Греческие полисы на юге Италии и Сицилии. Влияние греческой культуры на процесс исторического развития Италии. Различия в историческом развитии отдельных областей древней Италии.
Основание Рима по данным мифологии, исторических сочинений и археологии. Географическое положение и природные условия. Разложение родовой общины. Социальное положение патрициев, плебеев, патронов и клиентов в раннем Риме. Организация власти: царь, сенат, комиции. Реформы Сервия Туллия и их роль в формировании государственной организации. Обострение социально-политических противоречий. Падение царской власти и установление республиканского строя. Завоевание Римом Италии (Латинские, Галльские, Самнитские войны, война с Пирром). Причины могущества Рима. Ситуация внутри римского полиса. Борьба плебеев с патрициями, ее основные этапы.
|
Р.3. Т.8.
| Римская цивилизация классической и поздней республики
| . Римско-Италийский союз. Армия времен Ранней республики. Карфаген к середине III в. до н.э., причины столкновения с Римом. Первая, Вторая и Третья Пуническая войны.Особенности перехода к классическому рабству в Риме: источники рабства, численность рабов, сферы применения труда рабов, цели и методы эксплуатации, отношение к рабам. Рабовладельческая вилла. Высшие сословия римского общества. Сельский и городской плебс. Люмпен-пролетариат. Основные социальные проблемы эпохи Республики. Восстания рабов на Сицилии. Кризис гражданской общины и его соотношение с кризисом Республики. Аграрная реформа Союзническая война и ее место в истории гражданских войн. Кризис республиканских учреждений. Гражданская война как форма преодоления кризиса. Социально-политические последствия гражданских войн. Кризис полисной системы и основные причины падения римской республики.
|
Р.3. Т.9.
| Римская цивилизация периода империи
| Принципат как форма монархической власти (экономические, политические, идеологические основы). Социальная политика Августа. Республиканские структуры и зарождение бюрократического аппарата.
Экономика и социальные отношения в Римской империи эпохи Принципата. Экономический расцвет и распространение Социально-экономические отношения в римском обществе I–II вв. до н. э. Обострение социальных противоречий. Внешняя политика Юлиев-Клавдиев. Политический кризис и гражданская война 68–69 гг. Принцепсы и сенат. Династия Флавиев. Экономическая политика и расширение социальной опоры. Укрепление центральной власти.
«Золотой век» Римской империи при Антонинах. Взаимоотношения императоров с сенатом. Централизация и бюрократизация государственного управления. Политика в провинциях, процесс их романизации. Процветание Империи при Антонине Пие. Принцепсы и сенат во II в. Социально-экономическое положение Римской империи. Колоны. Господствующий класс (столичная и провинциальная знать).
Римская империя при Северах: наступление «железного века». Обострение внешних и внутренних противоречий. Влияние политической нестабильности на обострение социально-экономических противоречий. Повышение налогового обложения и его последствия. Социальные противоречия и формы их проявления. Преодоление кризиса III в. Реставрация империи в конце III в.
Выход из кризиса III в. Социально-экономические и политические реформы Диоклетиана и Максимина. Религиозная политика Диоклетиана. Развитие домината при Константине. Религиозная политика Константина. Превращение христианства в господствующую государственную религию и основание Константинополя. Стабилизация экономического положения империи в IV в. Юлиан Отступник, его религиозная и социальная политика. Окончательная победа христианства при его преемниках. Начало великого переселения народов. Варваризация римской армии. Феодосий I и его борьба за сохранение единства империи.
Непрочная стабилизация IV в. н.э. Распад Римской империи на Западную империю и Восточную, его причины. Различие путей их исторического развития. Положение Западной Римской империи после смерти Феодосия. Великое переселение народов и его последствия для Римской державы. Поход в Италию Алариха. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Свержение Ромула Августула и конец Римской империи. Значение истории древнего мира как важного этапа всемирной истории.
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: