Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторический анализ проблемы

 

Проблема устройства детей-сирот и подкидышей начала привлекать внимание общественности во II веке до н.э. Одним из первых, кто ею заинтересовался и пытался решать на государственном уровне, был римский законовед, советник императора Сектимия Севера Юлий Павел.

Собственно забота о детях началась в годы правления римского императора Диоклетиана (284-305гг.). До этого дети находились в полной власти отца, который мог признать или не признать ребенка, в последнем случае мог убить или продать в рабство. Диоклетиан приказал воспитывать непризнанных детей в храмах. Вероятно, в будущем они становились жрецами храмов, где их воспитывали [54].

Первым, кто организовал заботу о детях с нелегкой судьбой, был епископ малоазийского города Кесария - Василий Кесарийский. Это относится, примерно, к середине IV века. По его инициативе стали открываться воспитательные дома для брошенных малюток - брефотрофии. Дети получали элементарное начальное образование и обучались ремеслам. Потом им подыскивали работу [4, с54].

В VII столетии в Милане епископом Датеусом был организован воспитательный дом для брошенных детей. Непосредственным поводом для этого послужили многочисленные случаи детоубийства матерями незаконнорожденных детей, имевшие место на протяжении всей средневековой эпохи как в Италии, так и во многих других европейских странах. В последующие столетия идея детских воспитательных домов нашла широкую поддержку во многих городах Южной и Центральной Европы. В начале XIV века в Европе их было открыто около тридцати.

Прообразом современных реабилитационных центров было заведение для заброшенных, но не преступных детей во Флоренции. Его основатель Ф. Франси был первым, кто озаботился профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Таким образом, можно считать, что реабилитация девиантных детей и профилактика делинквентности берет свое начало с середины XVII века. Следует отметить, что Ф. Франси настаивал на разных подходах к воспитанию детей-сирот и детей, имеющих склонность к преступной деятельности.

В Англии устройство беспризорных и перевоспитание преступных детей было сосредоточено в руках частных благотворительных обществ и местного самоуправления. Учреждения для таких детей назывались "школами". Несмотря на то, что их организовывали благотворительные общества, они по законодательному акту 1854 года получали государственные субсидии и подлежали правительственному контролю. Эти учреждения подразделялись на две группы: школы," принимавшие детей по приговору суда, то есть детей-правонарушителей - "школы-рефматории", и школы, куда направлялись безнадзорные дети - "индустриальные школы". Первые от вторых отличались более строгим военизированным режимом. Срок пребывания в них определялся судом. Многие выпускники школ-рефматорий связывали свою жизнь с военной судьбой.

Старейшее воспитательно-исправительное заведение Англии - школа Редхилл, широко практиковало передачу детей на воспитание в семьи. В английском обществе семейное устройство безнадзорных детей считалось наиболее успешным. Многие почтенные семьи стремились взять к себе на воспитание сироту. Редхилл находилась в местности с очень живописным природным ландшафтом, ее педагоги считали, что красивые пейзажи уже сами по себе благотворно влияют на развитие личности детей, поэтому всячески поощряли занятия детей рисованием, стихосложением и т.д.

Борьба с детской безнадзорностью в Англии конца XIX - начала XX веков неотделима от имени крупнейшего и известнейшего филантропа страны - врача Томаса Бернардо, "отца ничьих детей". В 1867 году он основал своего рода воспитательно-образовательный комплекс-колонию Степней-Хаус. Колония включала в себя школу начальную и среднюю, мастерские, самодеятельный театр, два оркестра, кружки, пожарную команду и больницу. В последствии была открыта колония для девочек - Ильфорд. Колонии работали по семейному принципу - группы формировались из детей разных возрастов, часто из родственников, каждая группа жила в отдельном коттедже, девочкам разрешалось иметь домашних животных. Режим у девочек был более мягким, у мальчиков – военизированным. Бернардо организовывал различные типы учреждений для безнадзорных детей - приют для подкинутых младенцев "Крепость малюток". Грудных детей там подлечивали, подкармливали и подбирали им приемные семьи. Широкое распространение получили, так называемые, "Корабли-приюты" для детей-правонарушителей. Такие заведения предназначались для нравственного спасения мальчиков. Одновременно решались две задачи - предупреждение правонарушений и подготовка прекрасно обученных кадров для морского флота. Будущее этих мальчиков надежно обеспечивалось.

Деление на различные типы учреждений актуально в решении проблемы безнадзорности и в наши дни. Необходимо отметить, что в заведениях Бернардо практиковался личностно-деятельностный, гуманистическо-прагматический подход, которые позднее нашли применение не только в Англии, но и во Франции, Германии, Швейцарии.

Законом от 27 июня 1904 года во Франции устанавливается обязательное общественное призрение безнадзорных детей, временное или постоянное. Дети распределялись по нескольким категориям - "подкидыши", "подвергающиеся жестокому обращению со стороны родителей", "нравственно заброшенные". Соответственная помощь им оказывалась в каждом конкретном случае. Чаще всего дети изымались из неблагополучных семей и направлялись на воспитание в тщательно выбранный приют или еще более тщательно выбранную семью. Впервые нерадивых родителей начали призывать к ответственности: родители, жестоко обращавшиеся со своими детьми, наказывались штрафом.

В Швейцарии на систему воспитания детей, оставшихся без попечения родителей оказали большое влияние труды Генриха Песталоцци, который открыл в 1744 году приют для безнадзорных детей. Приют содержался на деньги, зарабатываемые самими детьми. Воспитанники работали в поле, на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму, счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили детей ткать и прясть. Песталоцци делал попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Детский труд рассматривался как средство для развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей. Песталоцци первым сформировал задачи "общественного призрения": "Собственно я хотел доказать своим опытом, что преимущества, которые имеет домашнее воспитание, должны быть повторены общественным, что последнее имеет для человечества цену только повторением первого". По убеждению Песталоцци, общественное воспитание будет успешным только в том случае, если организация жизни детей будет максимально приближена к семейной. Он отмечал, что естественное и гармоничное развитие личности ребенка должно быть неразрывно связано с воспитательным воздействием семьи. Педагогические устремления Песталоцци актуальны и в настоящее время. Несмотря на то, что через шесть лет приют был закрыт, его опыт стал основополагающим для организации учреждений для безнадзорных детей в последующие годы, когда их направляли в земледельческие колонии. Максимальное количество воспитанников в них было 40 человек. Там, где воспитание было смешанным, воспитателями всегда были супруги. В колониях (приютах) группы детей формировались по 10-12 человек. Детей подбирали по сходству характеров и наклонностей. Группа жила в отдельном домике, занимался с ними воспитатель - специалист по сельскому хозяйству. Дети и взрослые не только жили, но и работали вместе. Вместе с тем, в Швейцарии строго спрашивалось с нерадивых родителей. Родители, пренебрегающие своими обязанностями по отношению к детям, наказывались тюремным заключением от пяти до восьми лет или штрафу до тысяч франков.

Воспитательно-исправительные учреждения для несовершеннолетних в Германии были трех видов: государственные, общественные и частные [4, с. 191]. Определялось это тем, в чьем ведении находилось учреждение и чью собственность представляло принадлежащее ему имущество. Наиболее известными исправительными учреждениями для малолетних преступников были "Суровый дом" (само название говорит о строгости режима), Хагенау, "Святой Иозеф на горе", Золинген. Говоря об этих учреждениях для безнадзорных детей, необходимо отметить "Институт для нравственно заброшенных детей Ам-Урбан" под руководством пастора Луи Пляса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...