Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение проблем безнадзорных детей в специализированных учреждениях

 

В последнее десятилетие в России обострилась проблема детской безнадзорности. Появилось большое число детей, которые находятся в статусе "ничейных". Часто они живут под одной крышей с родителями, но связь их с семьёй носит деструктивный характер, иногда полностью разрушена. Родители нередко не только не выполняют по отношению к ним свои функции, но даже становятся виновниками деформации социального и индивидуального развития своего ребенка.

Реально действующая модель социально-педагогической коррекции и реабилитации таких детей является не всегда эффективной. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.

На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической депривации подрастающего поколения. Дети оказываются выброшенными на улицы в результате потери жилья, пропитого или проданного их родителями.

Наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему безнадзорности в настоящее время являются:

социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, алкоголиков, наркоманов, нездоровые отношения в семье);

малодоходность большого числа семей;

слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям и т.д.;

безработица, обуславливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

психолого-педагогическая неграмотность родителей и пр.

Важнейший фактор беспризорности - рост числа семей беженцев и вынужденных переселенцев, условия, жизни которых крайне неудовлетворительны. У многих из них нет постоянного жилья и необходимых источников существования. Доподлинно не известно, сколько детей осталось без родителей в Чечне и других "горячих точках", сколько детей убежали из шахтерских поселков и "голодных деревень" или из сиротских, исправительных и других учреждений.

Социально-экономическими причинами детской беспризорности являются факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социально-психологические причины безнадзорности различны. Чаще всего детская безнадзорность обусловлена кризисом семьи, увеличением разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а иногда сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

Психологические причины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих врожденные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Иногда их соотносят с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%.

Сегодня в стране построено более тысячи специализированных учреждений, которые можно условно разделить на три типа.

Первый - это собственно социальный приют, предназначенный не столько для безнадзорных детей (то есть имеющих определенное место жительства и семью), сколько для беспризорников, которые не помнят или не хотят вспоминать, где жили до того, как оказались на улице. В таком приюте ребенок находится до тех пор, пока не установят его личность, не проведут с ним работу по первичной реабилитации и не передадут на руки органам опеки и попечительства с тем, чтобы те определились с его жизнеустройством.

Основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Второй тип подобного учреждения - это так называемый социально-реабилитационный центр, в основном ориентированный на работу с безнадзорным ребенком. Здесь работают с теми детьми, которые еще живут в семье, (или же появляются там время от времени), но имеют те или иные проблемы, которые самостоятельно разрешить не могут. Им необходима помощь психолога, социолога, педагога, а иногда и вмешательство соответствующих органов (если жизнь и здоровье ребенка в семье находится под реальной постоянной угрозой).

Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка отводится сохранению родственных отношений с семьей. С этой целью специалисты центра работают по трем основным направлениям: возвращение подростка в родную семью, поиск для него попечительской семьи, создание атмосферы в самом учреждении.

Наилучшим вариантом работы специалистов центра является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь, когда в семье создан приемлемый психологический климат и когда родителями осознано понимание ценности ребенка.

Организация профилактической и коррекционной работы центра с семьей базируется на основных принципах. Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, что помогает избежать крайней меры - лишения родительских прав. Принцип гуманизма предполагает активный поиск мер, направленных на эффективное содействие семье в ее оздоровлении. Принцип индивидуального подхода - учет характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы. Принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни.

После возвращения детей из центра в семью с учетом результатов консилиума определяется один из видов социального патронажа: экстренный (2 раза в неделю), срочный (1 раз в неделю), обычный (1 раз в месяц), контрольный (1 раз в 3-6 месяцев).

Перспективной формой семейного воспитания детей, лишенных родительского попечения становится семейно-воспитательная группа. Она представляет собой специфическую форму социального обслуживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Специфика состоит в том, что функции социальной службы выполняет реальная семья, в которую переводят воспитанника центра.

Таким образом, реабилитационная работа строится, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего. Социально-реабилитационный центр призван решать наиболее важные задачи по устранению последствий семейной дезадаптации еще на начальном этапе до перехода в крайние формы. Необходимо использовать комплексный подход к процессу социализации ребенка к нормальным условиям жизни.

И, наконец, третий - центр помощи семье и детям, где в основном содержаться дети, родителей которых собираются решить родительских прав. Процесс этот бывает достаточно долгим, ребенка же необходимо забрать из опасного места, в которое превратился его собственный дом, причем, как можно скорее. По стране их еще очень не много - не более 50. Так что основная работа проводиться в социальных приютах и в социально-реабилитациоонных центрах.

Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве. Центр, так же как и приют, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...