12. 33. 5. Тетрада материальности
Если диада Сущность-Существование характерна для жизни, то объемлющая диада Возможность-Невозможность принадлежит Безграничному Бытию. Трансцендентная Тетрада проявляет невозможное, материальная же вселенная проявляет возможное. Следовательно, могут быть два рациональных представления о Существовании, одно из которых считает его действием Божественного Провидения, другое - действием механических, законов универсальной значимости. Жизнь ставит нас перед опытом, не согласующимся ни с одной из этих крайностей. Связное и удовлетворительное учение о Бытии должно, показать, как эти крайние представления могут быть согласованы. Поскольку это требует полного принятия всех следствий как веры в Божественное привидение, так и уверенности в не – условности феноменов, мы должны теперь обратиться к последним и посмотреть, какое место они занимают в формальной системе Бытия. Мы можем определить Материальность как тотальность ситуаций, лишенных внутреннего согласования. Всем таким ситуациям присуща пассивность, поскольку в самом своем существовании они зависят от действия окружения. Все сущности, неспособные к независимой инициативе, принадлежат Тетраде Материальности. Они включают все формы вещности, равно как и сущности более низкого порядка в гипономном мире. Материальность, однако, не ограничена феноменальным аспектом опыта. Она имеет более глубокую значимость в мире ценностей, будучи противопоставленной реализации космической цели, но все же необходимой для ее осуществления. Материальность входит во все Существование как универсальная отрицающая сила, но, как и жизненность, она должна иметь два аспекта, образующие диаду. Если материальность означает только лишь действие причинных законов, она не может быть согласована с космическим утверждением. Мы должны поэтому предполагать, что в материальную тетраду входит элемент неопределенности - не поддающийся вычислению фактор, на который мы уже указывали, при изучении Факта. Фактор Неопределенности пронизывает физический мир не в меньшей степени, чем биологический, и скорее всего действует также и на гиперномных уровнях Существования. Неопределенность и Причинность, непредвидимое и предвидимое, составляют диаду, из которой может быть сконструирована Тетрада Материальности.
Благодаря своей причастности, в качестве равного фактора, наряду с Божественным и Живым в Космической Триаде, Материальное должно рассматриваться, как имеющее онтологический статус, более первичный, чем само Существование, материальное возникает из непознаваемого качества Трансфинитной Реальности, требующего триады. Материальное, таким образом, - солее, чем факт; равным образом это - элемент Ценности, хотя и отрицающий элемент, противопоставленный космическому утверждению. Материальное - эквивалент теологического Сатаны. Материальное соответствует механичности, те есть всем формам существования, подвластным законам, находящимся ниже законов Мира ХLVIII. Мы можем рассматривать механичность как проявление Воли, а материальность как проявление Бытия. Тем не менее из-за диады неопределенность-причинность было бы ошибочным приравнивать материальность к механичности и утверждать, что намерение и цель не имеют места в материальном мире. Напротив того, необходимо, всегда принимать во внимание сопротивление материальных объектов и вредящее или благотворное влияние, которое они могут оказывать, на наши человеческие намерения.
Таким образом, мы можем различить три аспекта материальности. Их можно назвать так: а) поле действия законов, частично причинных и частично вероятностных, определяющих все события в существующей вселенной; б) субстрат существования, Факт фактов и источник всякого значимого знания; в) сопротивляющийся элемент во всем опыте, источник зла и страдания, враг сознания, одним словом - Сатана.
Первый аспект материальности видится с точки зрения, космического утверждения, отделяющего возможное от невозможного. Законы материальной вселенной являются прямым проявлением ограничений Бытия. Второй аспект материальности - это то, как она есть " в себе и для себя". Мы можем посредством ментальной абстракции понимать существование исключительно с точки зрения материальности, как /omne quod est/. Благодаря превратностям истории это отношение весьма ценилось человечеством в течение последнего тысячелетия, поскольку оно привлекает внимание к полноте и самодостаточности материального существования. Его слабость состоит в неспособности объяснить ценностный опыт и наблюдаемые данные эволюции и инволюции, требующие действия нематериальных факторов. Различие между, панхилизмом и пантеизмом не так уж значительно. Третий аспект - это материальность с точки зрения жизни. Стремлению жизни к Индивидуальности и сознанию противостоят материальные силы. Если трех-природная Самость, такая как человек, посвящает себя автоматическим трансформациям материальности, она попадает под законы более низких миров, и теряет контакт со своим истинным предназначением. Поэтому материальность, с точки зрения человеческого развития - это зло. Более того, поскольку Материальная Тетрада не полностью механична, она можете быть полем намерений, не относящихся к нуждам и целям Жизни.
Источник двух принципов материальности - неопределенности и причинности - находится за Бытием, в Трансфинитной Реальности. Они не менее " ультимативны", чем две остальные диады, конечное - бесконечное и сущность - существование. Они пронизывают все Существование с высшего до низшего уровня, порождая всюду Состояние, отрицающее Бытие, необходимое для равновесия целого. Как мы обнаружили зло в негативной триаде в трехчленной системе Воли, так мы находим в Состоянии, отрицающем Бытие, воплощение и источник всех злых модусов существования в Космосе.
Эти соображения приведены в подкрепление точки зрения, что неопределенность является не следствием взаимодействия сознания и материи, как иногда предполагают, а элементом, содержащимся во всем Бытии. Следовательно, мы должны рассматривать элементальные силы, нарушающие гармонию гипономного мира, как космические по своему характеру и трансфинитные по происхождению. Для выражения космического характера неопределенности мы используем термин элементаль /elemental/ (cтихийность), имея в виду то, что первично, но не обладает ни формой, ни паттерном. Природа элементалей неорганизованна, они также не обладают связностью вещности. Они соответствуют представлениям о " борьбе" /strife/ ранних греческих космологов, понимавших, что такого рода принцип должен быть принят как внутренне присущий любой структуре мира. Принято считать элементали теллургическими, и это не совсем неверно, поскольку они проявляются в конфликтах и борьбе в существовании на земле. Они, однако, должны быть вездесущими, присутствующими не только на всех планетах, но и в каждой сущности, как тенденция к дезорганизации, содержащаяся во всем Существовании. Слово " тенденция" не должно здесь вести к ошибочному отождествлению элементалей с вырождением, характерным для времени. Элементали - это качества Бытия, а не детерминирующее условие, хотя нет сомнения, что они накладывают свой отпечаток на систему координат и даже на Волю. Элементали - это не живые сущности; они вообще не могут быть описываемы как сущности /entities/. Это элемент неопределенности, посредством которого гипономный мир способен нарушать гармонию всего Существования. Современная научная мысль принимает неопределенность, но далека оттого, чтобы признать в ней сопротивляющуюся космическую силу, универсально противостоящую эволюции существования к более высоким уровням сознания. Только поэты выражают нашу подверженность смутным и темным силам, связывающим наши шаги на пути к более высоким уровням Бытия. Мы не можем придать форму бесформенному или описать то, что не имеет собственных проявлений. Тем не менее наша интуиция не обманывается, предупреждая нас, что есть инертные силы, с которыми мы должны считаться. Мы правы, когда, употребляя образный язык, говорим о войне и эпидемиях как об элементалях (стихиях), если только мы понимаем, что это силы, принадлежащие к материальной компоненте Космической Триады.
Силы элементалей сконцентрированы на поверхностях планет, где они действуют на жизнь как разрушительный фактор, но они не планетарны по природе. Они не имеют собственного паттерна, но могут приспособиться к тому, чтобы дезорганизовывать паттерны повсюду. Второй член Тетрады Материального дается равновесием беспорядка и порядка, делающим возможным возникновение сознания. Это такое действие законов природы, при котором последние открывают возможность свободы и в то же время создают для нее условия. В каждой тетраде второй член является каналом, через который протекает космическая сила /power/. Б Трансцендентальной Тетраде это Непостижимый Источник Бытия; в Тетраде Жизни - согласующее действие Всей Жизни. В третьей тетраде это Способность Возвращения к Источнику. Диада неопределенность-причинность наделяет существование потенциальностями к тому, чтобы подниматься и опускаться на шкале существования. Из-за подверженности материальным силам существование в третьей тетраде не может подниматься по своей собственной инициативе, а может делать это только будучи ассимилированным живыми сущностями. Следовательно, второй член может быть описан как фундаментальный Космический Источник, которым поддерживается жизнь и делается возможным сознание; это сырой материал жизни или пища. Третий член создается обращением диады, это " причинность-неопределенность". Потенциальности существования здесь держатся в плену действием механических законов. Наша ежедневная жизнь протекает в мире вещей, которые пассивны по самой своей сущности. Существование здесь не имеет потенциальностей к трансформации и даже не может быть ассимилировано, живым процессом, не будучи сначала дезорганизовано. То, что существует таким образом, есть то, что оно есть, и занимает свое места, не нуждаясь в действии. Это определение вещи.
Вещность обладает космической значимостью как воплощение отрицающей силы и инструмента посредством которого детерминирующие условия могут создать подмостки, на которых разыгрывается драма существования. Понятия вещности недостаточно для полного описания значимости деструктивных сил существования. Третий член материальной тетрады следует рассматривать также и субъективно, то есть с точки зрения сознания. Вещи бессознательны, но бессознательные состояния есть также в Тетраде Живого. То, что бессознательно, подвержено только материальным силам. Когда эти силы действуют на уровне Бытия, для которого, нормально сознание, их действие не просто разрушительно, оно есть зло. Следовательно, третий член тетрады может рассматриваться как источник всех злых проявлений в космосе. Мы можем рассматривать вещность как имеющую неизменяющееся предназначение, что связывает ее с судьбой. Это область предсказуемого, неизменяемого будущего. Большинство древних традиций признают модус бытия, управляемый силами необходимости, существующими ниже уровня сознательного опыта. Они отражены в Норнах тевтонского фольклора, Парках греческой мифологии, прядущих результаты из причин. В мифе Парки слепы, то есть лишены сознания себя, и неумолимы. Четвертый член Материальной Тетрады - инертное состояние. То, что мертво, в организме или в сознании, подпадает под силы разрушения. Смерть и зло - соседствующие аспекты материальности с точки зрения потенциальности для самосовершенствования. Отдаться материальным силам, - это для существа, способного преодолеть их, " великий отказ", из которого нет возврата. Самость, отдающая себя материальным силам, становится просто вещью, которая может существовать только, под причинными законами, без цели и без будущего. В объективном смысле последний член тетрады объемлет все, что существует ниже уровня возможной трансформации. В Сфере Факта это все сущности, у которых нет субсистенции, поэтому можно назвать его состоянием частиц. Инертность ниже различия добра и зла. Она индифферентна ко всему. Все существование на инертном уровне материально для трансформаций, но само не может трансформироваться. Оно значимо только в своих сочетаниях, а не в собственном существовании. Характер инертного существования не может быть понят только относительно Сферы Факта. Инерция - это также ценностное представление, относящееся к духовной апатии, возникающей в результате подчинения механическим законам. В состоянии апатии существа не подвержены неопределенности, - их судьба полностью детерминирована, - но они не имеют надежды. Однако поскольку в существующей вселенной нет абсолютов, даже полная субъективная апатия остается доступной действию утверждающей силы, которая может возобновить потенциальность изменения. Это возможно, только при наличии организующей силы более высокого уровня сознания, который может создать как внутренние, так и внешние условия для возникновения связности посреди бессвязности. Возвращение к существованию в направлении Источника проходит ту же последовательность стадии, как при нисхождении, но действие законов не то же самое. Простого обращения законов недостаточно, для превращения процесса экспансии в процесс концентрации. Чтобы попять это, нужно обратить внимание на форму тетрад. В каждой из них имеется обращение диады, так что два высших члена противоположны по природе двум нижним. Такое обращение возможна в Сфере Гармонии, рассмотрению которой будут посвящены заключительные главы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|