Предложения по совершенствованию распределения функций финансового менеджмента на предприятии
Функциональная диаграмма и таблица классификации функций ЗАО «Хабаровскстрой» позволяет в дальнейшем системно подойти к классификации и формированию состава конкретных функций системы управления. В результате анализа исходных данных выявлено, что на осуществление функций финансового отдела составляют 610 000 руб. в год. Наиболее дорогой функцией является функция «Планово-аналитическое обеспечение деятельности» - 115 000 руб. в год. Высокая стоимость выполнения этих функций связана с привлечением специалистов, получающих высокую зарплату, использование компьютерной техники, приобретение автоматизированных программ, обслуживание техники и т.п. Проверка целесообразности высоких затрат на выполнение этой функции осуществляется в результате анализа качества их выполнения и функционально-стоимостной диаграммы, для чего необходимо определить значимость выполняемых функций. Значимость функций определяется экспертной группой, состоящей из работников аппарата управления и начальника отдела. Степень значимости функции рассчитывается в баллах, для чего используется метод расстановки приоритетом, результаты сводятся в таблицу 3.
Таблица 3 Результаты попарного сравнения функций
Условные обозначения функций: Получать информацию от внутренних и внешних источников Акционировать организацию Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках Бюджетирование Подготовка обоснований инвестиционных решений
Планово-аналитическое обеспечение деятельности Выдавать информацию по финансовой деятельности Значимость основных функций определяется с использованием метода расстановки приоритетов. При решении задач с помощью этого метода группу объектов располагают в ряд по возрастанию или убыванию степени выраженности какого-либо признака. Предполагается, что числовая мера степени выраженности признака неизвестного для всех, или, по крайней мере, для нескольких объектов, и преодоление этой неизвестности обычными формальными методами либо невозможно, либо требует значительных затрат труда и времени. В задаче расстановки приоритетов в качестве метода высказывания суждений экспертами принят метод парных сравнений с целью выявить предпочтения экспертов «в чистом виде». Результат попарного сравнения наиболее точно отражает субъективное предпочтение, ибо на выбор здесь налагаются наименьшие ограничения, и метод не навязывает эксперту априорных условий. В основе математического аппарата метода лежит так называемая задача о лидере, где рассматривается проблема определения результатов некоторого спортивного состязания. Для описания процедуры ранжирования исследуемых объектов методом расстановки приоритетов они обозначаются через Х1, Х2,…Хn (1/1), где n – количество исследуемых объектов. Затем формируется матрица
А = aij (1/2),
где aij = 0,5, если Xi < Xj aij = 1.0, если Xi = Xj aij = 1,5, если Xi > Xj Здесь: Xi > Xj означает, что i-й объект более предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект; Xi = Xj означает, i-й и j-й объекты равнозначны по анализируемому признаку; Xi < Xj означает, что i-й объект менее предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект. Вводится понятие интегрированная оценка порядка k объекта Xi. Интегрированная оценка нулевого порядка объекта Xi обозначается Pi(0) и рассчитывается по формуле:
Pi(0) = å aij (1).
Интегрированная оценка нулевого порядка представляет собой начальное приближение (итерацию) к окончательной оценке. Последующие итерации рассчитываются по формуле, называемой основным уравнением метода расстановки приоритетов:
Pнi (K + 1) = å aij Pjн (К) (2)
Где Pjн (К) – нормированная интегрированная оценка I-го объекта порядка k, рассчитываемая по формуле: Pi (K)
Pjн (К) = å Pi (K) (3)
Итерационный расчет оценок превышается после того, как для наперед заданного достаточно малого числа выполняется неравенство:
Pjн (К) - Pjн (К - 1) £ х, I = 1,2, … n (4)
Ранжирования вполне достаточно, если значение Х будет выбираться в диапазоне 0,01 – 0,001 Основное уравнение метода расстановки приоритетов в матричном виде следующее:
РН (К + 1) = А * РН (5)
Таблица 4 Расчет значимости функций
На заключительной стадии анализа, после выделения излишних функций, для наглядного сопоставления степени значимости функций с затратами на их осуществление, строится функционально – стоимостная диаграмма. (см. рис. 4).
Рис. 4. Функционально-стоимостная диаграмма основных функций финансового отдела ЗАО «Хабаровскстрой»
Построенная диаграмма позволяет визуально выделить затраты, которые не сбалансированы со значимостью соответствующих функций. В рассмотренной диаграмме затраты на функцию «Подготовка обоснований инвестиционных решений» (5) и «Выдавать информацию по финансовой деятельности» (7) гораздо выше, чем их значимость, в то время как значимость функции «Планово-аналитическое обеспечение деятельности» (6) и «Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках» (3) выше, но затраты ниже. Поэтому следует пересмотреть статьи расходов по отмеченным функциям. При анализе также целесообразно учитывать уровень качества осуществления функций. Данная процедура необходима для сопоставления реального качества осуществления функций и затрат на их выполнение. Исходной информацией являются данные по предприятию и нормативная литература. Сводная таблица показателей качества функций управления основных функций финансового отдела ЗАО «Хабаровскстрой» приведена в таблице 5. Таблица 5 Сводная таблица показателей качества функций управления ЗАО «Хабаровскстрой»
Для удобства оценки и анализа основных функций, значимости и затрат на осуществление функций, а также уровень качества их выполнения, целесообразно свести в таблицу (см. таблицу 6).
Таблица 6 Сводная таблица основных функций финансового отдела ЗАО «Хабаровскстрой»
Диаграмма, приведенная на рис. 5 позволяет визуально выделить затраты, которые не сбалансированы с уровнем качества осуществляемых функций.
Рис. 5. Диаграмма соответствия уровня качества и затрат на осуществление основных функций финансового отдела ЗАО «Хабаровскстрой» В данном случае качество выполнения функции «Подготовка обоснований инвестиционных решений» (5)не соответствует значимости, его можно считать заниженным. Таким образом, финансово-стоимостной анализ управленческих функций финансового отдела выявил несоответствие качества выполняемых функций их затратам, из чего следует, что необходимо привести в соответствие исполнение функций с их значимостью и качеством. Для чего перераспределить затраты на выполнение функций в соответствии со значимостью. После проведения усовершенствования функциональных обязанностей финансового отдела ЗАО «Хабаровскстрой» будет наглядно построить функционально-стоимостную диаграмму основных функций после проведения управленческого финансово-стоимостного анализа (см. рис. 6).
Рис. 6. Функционально-стоимостная диаграмма основных функций после проведения управленческого финансово-стоимостного анализа
После окончания проведения всех преобразовании в финансовом отделе ЗАО «Хабаровскстрой» необходимо составить отчет о результатах управленческого финансово-стоимостного анализа (см. таблицу 7)
Таблица 7 Отчет о результатах управленческого ФСА финансового отдела ЗАО «Хабаровскстрой»
Таким образом, проведенный управленческий финансово-стоимостной анализ финансового отдела позволил сократить затраты на выполнение функций управления в целом на 93 000 руб. в год или на 15%. Заключение
В качестве объекта исследования в данной работе выступает строительная организация Закрытое акционерное общество «Хабаровскстрой», которое было основано и зарегистрировано в Хабаровской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763). Основная цель ЗАО «Хабаровскстрой» сегодня- это получение прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). К основным функциям управления в ЗАО «Хабаровскстрой» относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Распределение обязанностей в рамках разработанной организационной структуры осуществляется в соответствии с существующими в организации должностными инструкциями, в которых определены права и обязанности каждого работника в рамках предоставленных ему полномочий, а также ответственность в соответствии с возложенными правами и обязанностями. Важнейшие пути укрепления финансов и задачи финансовых служб и финансового менеджмента на ЗАО «Хабаровскстрой» следующие: разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации; системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации; разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления, планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании; обеспечения ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых следует выделить оптимизацию источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины заемных средств и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены; управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств; улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования; управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов; более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему; управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов; осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и создание соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса; мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их использованием и сохранностью; направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности; разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли; анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»; оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость; внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.
Расчетная часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|