Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Особенности финансирования социальных расходов из бюджетов разных уровней





 

В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. [15, с.307] Образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22.08.96 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В них под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующим документом.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение образования без каких-либо ограничений и условий независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего общего, образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных заведениях в пределах государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. [17, с.361]

В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные и муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов. За счет федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируется из местных бюджетов. Государство гарантирует ежегодные выделения бюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% доходной части федерального бюджета.



Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными заведениями. [15, с. 308]

Важнейший показатель развития человеческой цивилизации - уровень культуры. В нашей стране создан довольно крупный потенциал учреждений культуры. В целях поддержания и роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствие с законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. Объем средств направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных 32%. [15, с. 315] Из федерального бюджета финансируются учреждения культуры по перечню Правительства РФ: библиотеки, музей, театр, заведение (Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственная академия, Большой театр и т.д.) За счет региональных бюджетов финансируется вся сеть остальных государственных учреждений культуры.[13, с. 210]

Особенность финансирования объектов культуры состоит в том, что часть из них имеет возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. [15, с. 315]

Что же касается СМИ. Бюджетное финансирование СМИ осуществляется в виде грантов и субсидий, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделение грантов производится на: оплату социально значимых информационно-публистических материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д.

Первым значимым документов в области здравоохранения является закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в нем отмечено, что государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. При этом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи и социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья - свидетельствуют о том, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, а гарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. Вторым значимым документов в области здравоохранения является закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «О медицинском страхование граждан в РФ». Источниками обязательного медицинского страхования являются: для работающего населения - средства работодателей; для неработающего населения и работников бюджетной сферы - соответствующий бюджет. В России существует три системы организации финансирования здравоохранения две из которых государственные (муниципальные): государственная бюджетная система здравоохранения; государственная система обязательного медицинского страхования; негосударственная медицина. [17, с. 363]

За счет средств федерального бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях; дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний опорно-двигательного аппарата; организация и обеспечение госсанэпидемнадзора.

Из бюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхование неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачивается специализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные виды медицинской помощи и др.[24]

Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение медицинских организаций субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов. Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и т.д.

Основные понятия и принципы государственной политики в области физической культуры и спорта приводятся в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999 г. №80 - ФЗ. Вопросы физической культуры и спорта, их финансирование находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. С участием бюджетных средств учреждениями и организациями предоставляются услуги государственной значимости, такие как: обеспечение деятельности спорта высших достижений; подготовка спортсменов для сборных команд страны; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения. [16, с. 455]

Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социально государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается, гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Существует три источника финансирования социальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; страховые средства работодателей и работников; общественные и частные пожертвования на благотворительность. Основными видами расходов по социальному обеспечению являются пенсии и пособия.

Пенсия - это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

Пособие - это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых случаях. [17, с.331]

Проанализируем структуру общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за 2007-2009 год и на начало 2010 года. (таблица 1).

государственный финансирование бюджет социальный расход

 

Таблица 1 - Объем и структура расходов бюджета на социальные цели

 

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

на 01.03.2010

Наименовение раздела Сумма, млн. руб Удельный вес, % Сумма, млн. руб Удельный вес, % Изменение структуры по сравнению с предыдущим годом Сумма, млн. руб Удельный вес, % Изменение структуры по сравнению с предыдущим годом Сумма, млн. руб Удельный вес, %
Образование 294 611,48 4,92 354 996,79 4,69 -0,23 418 007,57 4,34 -0,35 41 430,39 2,80
Культура, кинематография и СМИ 70 992,90 1,19 88 851,50 1,17 -0,01 111 684,59 1,16 -0,02 11 235,26 0,76
Здравоохранение и спорт 196 494,30 3,28 278 245,20 3,68 0,39 352 313,71 3,66 -0,02 21 554,40 1,46
Социальная политика 214 039,45 3,58 293 644,98 3,88 0,30 323 519,61 3,36 -0,52 31 272,66 2,12
Сумма 776 138,12 12,97 1 015 738,46 13,42 0,45 1 205 525,48 12,51 -0,91 105 492,71 7,14
Сумма бюджета

5 983 035,51

7 566 638,72

9 636 823,31

1 477 825,27

 

Как видим расходы на образование, здравоохранение, спорт, культуру реализацию социальной политики вместе составляли 12,97% на 1 января 2008 года, 13,42% - на 1 января 2009 года, и на 1 января 2010 года составили 12,51%. Как видно, 2007-2008 доля расходов на социальные нужды увеличивалась, но с происшедшим финансово-экномическим кризисом в конце 2008 года - 2009 года, доля социальных расходов в бюджете уменьшилась. Но не смотря на это сумма расходов на социальные цели растет.

Из средств федерального бюджета на образование выделяется в среднем около 20%, основная же часть на финансирование образования идет из бюджета субъекта РФ. Приведем таблицу 2, финансирование образования из бюджетов различных уровней за 2007-2009 гг.

 

Таблица 2 - Объем финансирования образования из бюджетов различных уровней

Источники финансирования на 01.01.2008 на 01.01.2009 на 01.01.2010
  млн, руб млн, руб млн, руб
Консолидированный бюджет РФ и гос. Внебюджетных фондов 1 342 265,50 1 665 498,24 1 777 872,06
Федеральный бюджет 294 611,48 354 996,79 418 007,57
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 037 400,93 1 361 381,12 1346202,283
Государственные внебюджетные фонды 10 243,04 10 942,52 13 657,48
Внебюджетные фонды субъектов РФ 10,05 6,83 4,73

 

Не сложно заметить, что расходы на образования растут. Единственно только в 2009 году, расходы из бюджетов субъектов РФ на образования сократились, что связано с сокращением вообще расходов на социальные нужды в связи с кризисом. Удельный вес расходов на образования из федерального бюджета в 2009 г. составил 4,34%, а в 2007 4,92%. Это говорит об уменьшение доли расходов на образование в бюджете. Средства из федерального бюджета идут нетолько на финансирвоание учреждений профессионального образование, а также на реализацию национального проекта образование и на целевую программу развитие образования на 2006-2010 гг.

Что же касается здравоохранения, то на здравоохранение в среднем выделяется 3,5% из расходов федерального бюджета. Ниже приведем структуру расходов на здравоохранение за 2007-2009 гг.

 

Таблица 3- Структура расходов федерального бюджета на здравоохранение

 

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

 

млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб %
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 0900 196494,30 100,00 278245,20 100,00 352313,71 100,00
Стационарная медицинская помощь 0901 169836,01 86,43 143192,94 51,46 171371,59 48,64
Амбулаторная помощь 0902     38090,80 13,69 52682,50 14,95
Скорая медицинская помощь 0904     358,00 0,13 490,00 0,14
Санаторно-оздоровительная помощь 0905     21877,72 7,86 30741,80 8,73
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 0906     5953,65 2,14 6504,83 1,85
Санитарно-эпидемиологическое благополучие 0907     21976,03 7,90 27784,75 7,89
Здравоохранение   169836,01 86,43 231449,13 83,18 289575,47 82,19
Физическая культура и спорт 0908 11072,77 5,64 14506,96 5,21 14866,87 4,22
Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта 0909 3385,81 1,72 4592,30 1,65 5665,47 1,61
Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 0910 12199,71 6,21 27696,80 9,95 42205,90 11,98

 

Одной из основных социальных статей федерального бюджета являются расходы на здравоохранение и спорт. Расходы в 2007 году составили на 01.01.2008 196494,30 млн. руб., в 2008 году они увеличились на 41.6%, а в 2009 по сравнению с 2008 г. на 26,62%, в целом, главной превалирующей статьей расходов являются расходы на здравоохранение. Доля расходов на здравоохранение составила в 2007 году 86,43%, в 2008 г. - 83,18%, в 2009 г. - 82,19. Меньшую долю в расходах на здравоохранение имеют расходы на прикладные исследования. 1,72% в 2007 г., 1,65% в 2008, 1,61% в 2009. В области здравоохранения сейчас действует приоритетный национальный проект «Здоровье». Средства направляются на закупку новейшего оборудования, строительство новых высокотехнологичных центров медицинской помощи, часть средств идет на диспансеризацию и иммунизацию населения, а так же выделяются субсидии и субвенции, региональным бюджетам на осуществление различных мероприятий.

В общей сумме расходов федерального бюджета на 2007 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 4%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета по этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 4.

 

Таблица 4 - Структура федерального бюджета по разделу «Социальная политика»

   

на 01.01.2010

на 01.01.2009

на 01.01.2008

    млн. руб % млн. руб % млн. руб %
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 1000 323519,61 100,00 293644,98 100,00 214039,45 100,00
Пенсионное обеспечение 1001 218638,89 67,58 212026,21 72,20 160573,42 75,02
Социальное обслуживание населения 1002 6835,28 2,11 5229,49 1,78 3817,57 1,78
Социальное обеспечение населения 1003 92335,34 28,54 73241,08 24,94 43569,12 20,36
Охрана семьи и детства 1004 2090,98 0,65 1500,32 0,51 201,83 0,09
Прикладные научные исследования в области социальной политики 1005 147,53 0,05 141,39 0,05 134,69 0,06
Другие вопросы в области социальной политики 1006 3471,59 1,07 1506,49 0,51 5742,82 2,68

 

Несложно заметить, что основной составляющей в расходах бюджета по разделу «Социальная политика» являются расходы на пенсионное и социальное обеспечение. Не сложно заметить, что расходы на социальную политику последние годы заметно увеличиваются. Бюджетная политика - самый точный измеритель приоритетов и возможностей регионов. За 2004-2010 гг. она стала более социально-ориентированной: доля социальных расходов выросла в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 44% до 52%.

Рассмотрим бюджет Курской области и г. Курска, приведем структуру расходов бюджета на социальные цели за 2008-2009 год.

 

Таблица 5 - Структура расходов бюджета субъектов и местных бюджетов на социальные цели, млн. руб

 

на 01.01.2010

на 01.01.2009

Наименование показателя Бюджет Курской области Бюджет Курска Бюджет Курской области Бюджет Курска
Всего Бюджет 24727,30 7791,94 22821,52 6816,49
ОБРАЗОВАНИЕ 1454,15 2675,20 1435,97 2621,15
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 326,00 147,33 314,51 139,78
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 2108,75 704,26 1621,51 676,11
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 3329,81 570,22 2578,10 509,22

 

Основной объем расходов бюджета города Курска в 2009 году приходится на раздел «Образование» -2675,20 млн. руб., что составляет 34,33 % в общем объеме расходов 2007 года.; на раздел «Здравоохранение» - 704,26 млн. руб. - 9,03 %; на раздел «Социальная политика» - 570,22 млн. руб. - 7,31 %; на раздел «Культура, кинематография и СМИ» - 147,33 млн. руб. - 1,89%. Не сложно заметить, что больше половины расходов бюджета г.Курска идут на социальные цели.

10 марта 2009 г. в связи с кризисом и сложившейся ситуацией в стране вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в связи с кризисом Россия на время отказывается от трехлетнего бюджета.

Таким образом, федеральный бюджет на 2009 год будет однолетним. Однако, как пояснил Кудрин, возврат к принципу 3-летнего бюджетного планирования будет осуществлен начиная с бюджета на период 2010-2012 годов.

Итак, из бюджета РФ финансируются образование, здравоохранение, социальная политика, культура. Социальные расходы с каждым годом растут, однако, доля их в бюджете в последний год сократилась, что связано с кризисом.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.