Особенности финансирования социальных расходов из бюджетов разных уровней
В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. [15, с.307] Образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22.08.96 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В них под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующим документом. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение образования без каких-либо ограничений и условий независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего общего, образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных заведениях в пределах государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. [17, с.361] В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные и муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов. За счет федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируется из местных бюджетов. Государство гарантирует ежегодные выделения бюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% доходной части федерального бюджета.
Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными заведениями. [15, с. 308] Важнейший показатель развития человеческой цивилизации - уровень культуры. В нашей стране создан довольно крупный потенциал учреждений культуры. В целях поддержания и роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствие с законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. Объем средств направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных 32%. [15, с. 315] Из федерального бюджета финансируются учреждения культуры по перечню Правительства РФ: библиотеки, музей, театр, заведение (Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственная академия, Большой театр и т.д.) За счет региональных бюджетов финансируется вся сеть остальных государственных учреждений культуры.[13, с. 210]
Особенность финансирования объектов культуры состоит в том, что часть из них имеет возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. [15, с. 315] Что же касается СМИ. Бюджетное финансирование СМИ осуществляется в виде грантов и субсидий, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделение грантов производится на: оплату социально значимых информационно-публистических материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д. Первым значимым документов в области здравоохранения является закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в нем отмечено, что государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. При этом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи и социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья - свидетельствуют о том, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, а гарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. Вторым значимым документов в области здравоохранения является закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «О медицинском страхование граждан в РФ». Источниками обязательного медицинского страхования являются: для работающего населения - средства работодателей; для неработающего населения и работников бюджетной сферы - соответствующий бюджет. В России существует три системы организации финансирования здравоохранения две из которых государственные (муниципальные): государственная бюджетная система здравоохранения; государственная система обязательного медицинского страхования; негосударственная медицина. [17, с. 363]
За счет средств федерального бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях; дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний опорно-двигательного аппарата; организация и обеспечение госсанэпидемнадзора. Из бюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхование неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачивается специализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные виды медицинской помощи и др.[24] Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение медицинских организаций субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов. Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и т.д. Основные понятия и принципы государственной политики в области физической культуры и спорта приводятся в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999 г. №80 - ФЗ. Вопросы физической культуры и спорта, их финансирование находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. С участием бюджетных средств учреждениями и организациями предоставляются услуги государственной значимости, такие как: обеспечение деятельности спорта высших достижений; подготовка спортсменов для сборных команд страны; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения. [16, с. 455]
Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социально государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается, гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Существует три источника финансирования социальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; страховые средства работодателей и работников; общественные и частные пожертвования на благотворительность. Основными видами расходов по социальному обеспечению являются пенсии и пособия. Пенсия - это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ. Пособие - это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых случаях. [17, с.331] Проанализируем структуру общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за 2007-2009 год и на начало 2010 года. (таблица 1). государственный финансирование бюджет социальный расход
Таблица 1 - Объем и структура расходов бюджета на социальные цели
Как видим расходы на образование, здравоохранение, спорт, культуру реализацию социальной политики вместе составляли 12,97% на 1 января 2008 года, 13,42% - на 1 января 2009 года, и на 1 января 2010 года составили 12,51%. Как видно, 2007-2008 доля расходов на социальные нужды увеличивалась, но с происшедшим финансово-экномическим кризисом в конце 2008 года - 2009 года, доля социальных расходов в бюджете уменьшилась. Но не смотря на это сумма расходов на социальные цели растет. Из средств федерального бюджета на образование выделяется в среднем около 20%, основная же часть на финансирование образования идет из бюджета субъекта РФ. Приведем таблицу 2, финансирование образования из бюджетов различных уровней за 2007-2009 гг.
Таблица 2 - Объем финансирования образования из бюджетов различных уровней
Не сложно заметить, что расходы на образования растут. Единственно только в 2009 году, расходы из бюджетов субъектов РФ на образования сократились, что связано с сокращением вообще расходов на социальные нужды в связи с кризисом. Удельный вес расходов на образования из федерального бюджета в 2009 г. составил 4,34%, а в 2007 4,92%. Это говорит об уменьшение доли расходов на образование в бюджете. Средства из федерального бюджета идут нетолько на финансирвоание учреждений профессионального образование, а также на реализацию национального проекта образование и на целевую программу развитие образования на 2006-2010 гг. Что же касается здравоохранения, то на здравоохранение в среднем выделяется 3,5% из расходов федерального бюджета. Ниже приведем структуру расходов на здравоохранение за 2007-2009 гг.
Таблица 3- Структура расходов федерального бюджета на здравоохранение
Одной из основных социальных статей федерального бюджета являются расходы на здравоохранение и спорт. Расходы в 2007 году составили на 01.01.2008 196494,30 млн. руб., в 2008 году они увеличились на 41.6%, а в 2009 по сравнению с 2008 г. на 26,62%, в целом, главной превалирующей статьей расходов являются расходы на здравоохранение. Доля расходов на здравоохранение составила в 2007 году 86,43%, в 2008 г. - 83,18%, в 2009 г. - 82,19. Меньшую долю в расходах на здравоохранение имеют расходы на прикладные исследования. 1,72% в 2007 г., 1,65% в 2008, 1,61% в 2009. В области здравоохранения сейчас действует приоритетный национальный проект «Здоровье». Средства направляются на закупку новейшего оборудования, строительство новых высокотехнологичных центров медицинской помощи, часть средств идет на диспансеризацию и иммунизацию населения, а так же выделяются субсидии и субвенции, региональным бюджетам на осуществление различных мероприятий. В общей сумме расходов федерального бюджета на 2007 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 4%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета по этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 4.
Таблица 4 - Структура федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
Несложно заметить, что основной составляющей в расходах бюджета по разделу «Социальная политика» являются расходы на пенсионное и социальное обеспечение. Не сложно заметить, что расходы на социальную политику последние годы заметно увеличиваются. Бюджетная политика - самый точный измеритель приоритетов и возможностей регионов. За 2004-2010 гг. она стала более социально-ориентированной: доля социальных расходов выросла в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 44% до 52%. Рассмотрим бюджет Курской области и г. Курска, приведем структуру расходов бюджета на социальные цели за 2008-2009 год.
Таблица 5 - Структура расходов бюджета субъектов и местных бюджетов на социальные цели, млн. руб
Основной объем расходов бюджета города Курска в 2009 году приходится на раздел «Образование» -2675,20 млн. руб., что составляет 34,33 % в общем объеме расходов 2007 года.; на раздел «Здравоохранение» - 704,26 млн. руб. - 9,03 %; на раздел «Социальная политика» - 570,22 млн. руб. - 7,31 %; на раздел «Культура, кинематография и СМИ» - 147,33 млн. руб. - 1,89%. Не сложно заметить, что больше половины расходов бюджета г.Курска идут на социальные цели. 10 марта 2009 г. в связи с кризисом и сложившейся ситуацией в стране вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в связи с кризисом Россия на время отказывается от трехлетнего бюджета. Таким образом, федеральный бюджет на 2009 год будет однолетним. Однако, как пояснил Кудрин, возврат к принципу 3-летнего бюджетного планирования будет осуществлен начиная с бюджета на период 2010-2012 годов. Итак, из бюджета РФ финансируются образование, здравоохранение, социальная политика, культура. Социальные расходы с каждым годом растут, однако, доля их в бюджете в последний год сократилась, что связано с кризисом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|