Особенности финансирования социальных расходов из государственных внебюджетных фондов
Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным фондом финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и социальных услуг. Фонд социального страхования является вторым по объему фондом аккумулирующим средства. Средства фонда формируются за счет следующих источников: ¾ Страховой взнос - составляет 2,9%; ¾ доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента; ¾ неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации; доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; ¾ безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;
¾ прочие поступления; Средства фонда используются на следующие мероприятия: ¾ Выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности; ¾ Выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; ¾ Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия; ¾ Оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений; ¾ Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности; ¾ Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата фонда; ¾ Финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту, трудовых прав работников и охрану труда; ¾ Проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда; ¾ Финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда; ¾ Осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным учреждением. Фонд является юридическим лицом и подотчетным только Правительству РФ. [13, с. 284] Введение обязательного медицинского страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования - бюджетно-страховой. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения, а внебюджетных - работающих граждан. [15, с. 259] Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов.
Источниками финансирования медицинского страхования являются: ¾ часть страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законодательством; ¾ cсредства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления, выделяемые на выполнение целевых программ; ¾ средства государственных и общественных организаций, предприятий; ¾ личные средства граждан; ¾ безвозмездные и благотворительные в взносы и пожертвования физических и юридических лиц; ¾ доходы от ценных бумаг, находящихся в распоряжении фонда медицинского страхования; ¾ кредиты банков и других кредиторов; ¾ другие источники дохода. Средства фонда медицинского страхования используются на следующие цели: ¾ финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с законодательными актами РФ; ¾ обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования; ¾ финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ; ¾ обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского страхования; ¾ финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений медицинского страхования; ¾ субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
¾ оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи; ¾ финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях; ¾ оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф; ¾ финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи населению. Государственный фонд занятости населения - это централизованный фонд финансирования ресурсов, предназначенный для финансирования мероприятий в области содействия занятости населения. Фонд формируется на страховой основе, средства которого образуются за счет: ¾ обязательных страховых взносов работодателей (юридических лиц); ¾ обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами трудовой деятельности; ¾ ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; ¾ добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных; ¾ других поступлений, в частности, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований налогового законодательства. Средства фонда занятости расходуются по следующим направлениям: ¾ текущие выплаты по безработице, включая погашения по задолженностям; ¾ финансирование деятельности органов федеральной государственной службы занятости по оказанию населению услуг по поиску работы, консультированию, предоставлению информации, содействию в трудоустройстве, обучению и т. д.; ¾ возмещение расходов Пенсионного фонда РФ, связанных с оплатой досрочных пенсий безработным; ¾ выплата стипендий гражданам при обучении по направлению органов федеральной государственной службы занятости; ¾ финансирование доплат к заработку безработных граждан в период их участия в общественных работах. Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ. Общая сумма расходов на 01.01.2008 г. составила в объеме 375548,4 млн. руб., из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено 134059,6 млн. руб. (35,7%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 2395,88 млн. руб.(0,64% %).
На 01.01.2009 год расходы Фонда составили в сумме 356067,4 млн. рублей (94,8 % к уровню на 01.01.2008 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено - 128267,5 млн. рублей (36,0 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1768,2 млн. рублей (0,5 %). На 01.01.2010 год расходы Фонда составили в сумме 389463,6 млн. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено - 14236,2 млн. рублей (36,8%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323,9 млн. рублей (0,5%). В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по беременности и родам на 01.01.2008 году в размере 39697,0 млн. рублей на 01.01.2009 г. - 33901,2 млн. рублей (85,4% к уровню 2008 г.) и в 2010 г. - 38798,1 млн. руб. (114,4% к уровню 2009 г.). Итак, проанализировав расходную часть Фонда, можно сделать выводы о том, что в период с 2009 по 2010 гг. государство ведет политику к увеличению расходов на социально-значимые программы. Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают социальная политика и образование. Далее рассмотрим динамику и структуру расходов ПФ РФ. Бюджет фонда в 2008 году составил 2113706,51, в 2009 году - 2481441,98 млн. рублей, что на 17,4% больше чем в предыдущем году, в 2010 - 4398037,33 млн. руб, что выше с предыдущим годом на 77,24%. Что же касается структуры расходов, то наибольшую долю в расходах занимают средства идущие на пенсионное обеспечение, в 2008 г. их доля составила - 99,92%, в 2009 - 99,92%, в 2010 - 98,38. Снижение в 2010 году, связано с увеличением прежде всего расходов идущих на общегосударственные вопросы. Прирост расходов в 2007 г. по вопросам пенсионного обеспечения составил 17,4%, а в 2010 74,5%. По статье пенсионное обеспечение 98,29% в 2010 г. рассчитано на социальную помощь, и 0,09% на пенсии. Структура и динамика расходов приведены в таблице 6.
Далее рассмотрим структуру и динамику фонда обязательного медицинского страхования. Бюджет ФОМС РФ в 2009 г составил 119313,2 млн. рублей, в 2010 г. составляет 137958,8, что на 15,63% больше чем в предыдущем году, в 2011 году планируется увеличить на 14,47%. Наибольшую долю в расходах бюджета ОМС занимают расходы на 93,32% на социальную помощь в 2009 г., и в 2010 г. 91,6. Основная часть из этих 93,32% идет на медецинское страхование граждан РФ, расходы по этой статье планируется увеличить в 2010 году на 15%, а в 2011 году на 16%.
Таблица 6 - Структура и динамика расходов ПФ РФ
Второй по значимости статьей на которую идет больше всего расходов является статья расходов на оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Доля расходов в 2009 году составляла 14,25%, в 2010 году составляет 13,41%, а в 2010 планируется ее уменьшение до 12,19%. Расходы идущей по этой статье в 2010 планируется увеличить на 8,82%, а в 2011 году на 4,05%. Таблица 7 - Структура и динамика расходов ФОМС
Итак, основными источниками финансирования внебюджетных фондов являются, трансферты из федерального бюджета, работодатели- организации и личные средства граждан., несложно заметить также, что расходы на социальные цели увеличиваются с каждым годом. Положительная тенденция сказывается на качестве жизни. Наибольший бюджет имеет пенсионный фонд, на втором месте бюджет фонда социального страхования, а на последней позиции фонд обязательного медицинского страхования.
2.3 Особенности финансирования социальных нужд в развитых странах
В странах Евросоюза первое место по расходам на медицину принадлежит Германии (10,9 % ВВП), за ней следуют Франция (10,5 %), Бельгия (10,1 %), Греция и Португалия (по 10 %). Странно, что минздравсоцразвития, которому нынешнее неудовлетворительное состояние отечественного здравоохранения известно лучше, чем кому бы то ни было, не смогло убедить ни правительство, ни парламент в необходимости хотя бы 15-20-процентного реального роста расходов на медицину Правительство Великобритании к 2010-2011 гг. существенно увеличит расходы на образование и здравоохранение, объявил канцлер Казначейства (министр финансов) Великобритании Алистер Дарлинг. Расходы на образование к 2010 году возрастут, по словам министра, c нынешних 60 миллиардов фунтов стерлингов до 74 миллиардов. Финансирование Национальной службы здравоохранения планируется увеличить с заложенных в нынешнем бюджете 90 миллиардов фунтов стерлингов до 110 миллиардов к 2010 году. Ежегодный бюджет министерства культуры, СМИ и спорта в 2010 году составит 2,2 млрд. фунтов стерлингов, что на 0,6 млрд. выше, чем в 2007 г. Доля затрат на социальную сферу в ВВП в 2009 г. в России оценивается в 16-17 процентов, что на четверть ниже минимальной границы развитых стран. Для сравнения: Доля расходов госбюджетов на социальные цели в Германии и Франции составляет 69% и 68%, соответственно. Вектор европейской социальной политики на протяжении последних 50-60 лет идет в сторону усиления социальной составляющей. Если на рубеже XIX-XX веков социальные расходы в структуре государственных расходов не превышали полутора процентов, а госрасходы в целом были не выше 10 процентов, то, начиная с середины XX века, эти показатели радикально изменились. Сегодня и в континентальной Европе, и в англосаксонских странах государственные расходы не опускаются ниже 30-40 процентов. И в структуре этих расходов не менее трети приходится на социальные расходы, что и определяет столь значительный удельный вес расходов государства. Сегодня в странах Европейского Союза от 70 до 90 процентов населения охвачено значимыми социальными программами. В среднем по ЕС этот показатель составляет 87 %, и наиболее значимым субъектом такой политики является государство. Если посмотреть шире, на глобальный аспект социальной политики, то мы увидим, что социальные расходы составляют порядка четверти мирового ВВП, и 90 процентов этой суммы тратится на население развитых стран, которое составляет не более 15 % человечества. Те 16-17 % ВВП, что идут у нас на социальные расходы, - это, с одной стороны, вроде бы немало. Но в развитых странах они составляют не менее 21 %. Всемирная организация здравоохранения рекомендует поддерживать расходы на здравоохранение не ниже 5% от валового продукта государства. С этим показателем никто в мире не спорит. Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что современные государства усиливают внимание к функциям экономического и социального развития, в том числе с помощью бюджетных механизмов и роста удельного веса государственных расходов. Последние, по данным Всемирного банка, в конце ХХ столетия в большинстве развитых стран достигли 50 процентов ВВП, и в них большую часть стали составлять расходы на социальные цели. В России же остаётся низким удельный вес затрат на социальные цели в структуре совокупных расходов так называемого расширенного правительства Российской Федерации. Например, на здравоохранение выделяется всего 3-4% процентов совокупных расходов родного «расширенного правительства» по сравнению с 17% в Австралии, 14% - в Чехии, 13% - в Австрии, Германии, Швеции, Италии, Бельгии и 12% - в Литве. Российский показатель - самый низкий среди стран Центральной и Восточной Европы. Если же проводить сравнение по долям этих затрат в ВВП, то положение ещё более унизительное. В России эта величина составляет в последние годы чуть больше 2% ВВП, по сравнению с 5,8% в Дании, 6,6% - в Бельгии, 6,7% - в Германии и 7,7% - в Швеции. Аналогичная картина наблюдается в финансировании образования. Доля расходов на образование в России составляла в последние годы около 8,1% в структуре совокупных расходов «расширенного правительства», а к ВВП - 3 %. Для сравнения: в Австралии они равнялись 14,4% совокупных расходов «расширенного правительства» и 5,2% ВВП, в Дании - соответственно 15,3% и 8,8%, в Бельгии - 16,3% и 8,1%, в Швеции - 13,5% и 7,7%. [25] Что же заключается финансирования внебюджетных фондов, то следует сделать акцент на социальном страховании. Медицинское страхование широко развито в большинстве стран мира. Несмотря на многообразие форм организации медицинской помощи, видимо, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением. Решение одинаковых проблем и достижение одинаковых целей осуществляется по-разному. Одни страны пытаются изменить основную систему организации здравоохранения (переход к национальному всеобщему обязательному медицинскому страхованию от добровольного страхования в Израиле, Нидерландах; переход к медицинскому страхованию от государственной системы в странах Центральной и Восточной Европы). Другие страны сохраняют действующую систему, внося в нее определенные коррективы (Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, страны Северной Европы). В экономически развитых странах в связи с особым вниманием, уделяемым правам человека, обсуждается вопрос о предоставлении гражданам большего выбора за счет расширения добровольного медицинского страхования. Теоретически, чем больше страховых компаний действует на рынке медицинских услуг, тем выше уровень конкуренции между ними и тем больше свобода выбора для граждан. Но на практике зачастую выбор для отдельно взятого гражданина может быть весьма ограничен, т.к. его доходы могут не позволить оплатить часть страховых программ. Лишь более богатые и хорошо оплачиваемые граждане действительно будут иметь свободу выбора. Эта причина является основной, заставляющей большинство стран искать пути обеспечения базовых минимальных наборов услуг и условий их оказания для всех граждан одинаково, независимо от каких бы то ни было условий. Даже в странах, в которых страхование осуществляется несколькими независимыми страховыми компаниями (Германия, Франция, Япония), государство регулирует почти всеобщую равную доступность базовой корзины медицинских услуг. В большинстве развитых стран мирового сообщества финансовые механизмы социального страхования используют принцип автономности от государственного бюджета, а также актуарные методы расчета для поддержания сбалансированности финансового обеспечения в долгосрочной перспективе. При этом при всем многообразии форм фондов их организация, как правило, сводится к двум видам: · финансовые потоки социального страхования организуются с помощью специальных государственных централизованных внебюджетных фондов (Бельгия, Греция, Испания, Финляндия); · финансовые потоки организуются в виде организаций взаимного страхования под контролем государства (Австрия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония). Главными источниками финансирования социального страхования в странах с рыночной экономикой являются страховые взносы застрахованных и работодателей (в пользу лиц, работающих по найму), а также субсидии государства. В целом система социального страхования основывается на принципах личной ответственности, солидарной взаимопомощи, субсидиарности и реципрокности (выполнения обязательств субъектами правоотношений), общей ответственности государства. Исходя из данных принципов, страховые взносы работодателей и самих застрахованных играют роль основного источника, обеспечивающего выплату пенсий и компенсаций за утрату дохода, пропорционально его величине, а средства государства, как правило, предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов. Доля каждого из этих источников сильно колеблется по странам. Во многих из них - Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Нидерланды, США, ФРГ, Япония и в ряде других - отчисления работодателей и работников (застрахованных) составляет примерно 70-80% всех поступлений в страховые фонды. В различных системах социального страхования доля разных источников также неодинакова. Она зависит от целевого назначения и существенного разнится по странам. Общим является то, что, например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний несут повсюду только работодатели. Работники наряду с ними разделяют бремя финансирования страховых пособий по безработице, болезни, материнству, а также пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца. При этом, доля взносов работников колеблется от 3,7% от их общей величины в Дании и 13,9% - в Италии, до 29,6% - в ФРГ и 36,8% - в Нидерландах. Доля взносов работодателей наиболее высока в Италии и Франции - соответственно 53,3% и 52,8% от их общей величины и наименьшая в Дании - 10,4%8. Взносы же государства самые низкие в Нидерландах - 18,6% и во Франции - 20,5%, а самые высокие в Дании - 81,5%, при этом они, как правило, составляют треть от объема всех взносов, как это в "классическом" виде имеет место в Италии - 30,6%. Что касается доли отчислений самих трудящихся по отношению к их заработной плате, то она составляла в последние годы в Италии - свыше 8%, Греции - 9%, Бельгии - 12%, Франции - 14%, ФРГ - 17,3% и в Нидерландах - около 27% [25]. Что же касается пенсионного обеспечения, то большинство стран Западной Европы характеризуется многоуровневыми моделями пенсионных систем. Так, например, пенсионная система ФРГ представляет собой "систему трех уровней". К первому уровню относится обязательное пенсионное страхование (пенсионное страхование служащих; пенсионное обеспечение чиновников; помощь по старости для фермеров и членов их семей и пенсионное обеспечение так называемых лиц свободных профессий). Ко второму - добровольное обеспечение по старости от предприятий (выплачивается сотрудникам при выходе на пенсию). И, наконец, третий уровень - это частный способ обеспечения достойной старости (все формы создания частного капитала). Таким образом, в развитых странах распределение долей финансирования систем социального страхования складывается по-разному. При этом очевидно и бесспорно одно: величина страховых взносов и пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями, работниками и государством являются ключевыми вопросами организации национальных систем обязательного социального страхования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|