Защита прав и интересов зарубежных инвесторов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИРОВАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Национальная инвестиционная политика представляет собой совокупность правил и инструментов регулирования зарубежных инвестиций. Инвестиционная политика, как составная часть макроэкономической политики, соответствует ее отдельным направлениям (например, внешнеторговой политике, политике приватизации, валютно-налоговой, денежно-кредитной политике). Она также определяет: основные условия допуска и функционирования зарубежных инвестиций; права собственности и требования контроля; отраслевые ограничения; условия деятельности, включая лицензирование, кадровые требования; стандартные режимы. Неотъемлемой чертой национальной инвестиционной политики считаются: гарантирование зарубежным инвесторам защиты их прав интересов на основе предоставления национального режима и режима наибольшего благоприятствования, справедливого и равноправно, режима правовых гарантий, включая общие и специальные стандартные условия, определение порядка возможной экспроприации или национализации зарубежной собственности и обязательной компенсации в связи с этим; гарантирование беспрепятственного перевода капиталов и репатриации прибыли и других форм доходов; порядок доступа к международным инструментам разрешения инвестиционных споров; стандарты для зарубежных инвесторов, определяемые международными инструментами регулирования — двусторонними, региональными, межрегиональными и многосторонними. Национальная инвестиционная политика также определяет дополнительные стандартные условия, которыми руководствуются иностранные предприниматели, действующие на внутреннем рынке принимающей страны, в том числе: конкурентная политика; порядок международных сделок, связанных со слияниями и поглощениям компаний; антимонопольное законодательство; приватизация государственного сектора; рыночные преференции; защита прав потребителей; охрана окружающей среды; стандарты качества и безопасности; требования к бухгалтерской документации и отчетности.
Существенную роль в этой политике играют специальные условия, как имеющие общий характер (в частности, регулирование соглашений, не связанных с операциями по купле-продаже акций; лицензирование; франчайзинг; схемы «под ключ»), так и значимые для отдельных секторов экономики. Особое место в связи с этим принадлежит политике содействия зарубежным инвестициям на основе предоставления налоговых, финансовых и прочих стимулов, преференциального режима (так называемые приоритетные компании распространены в развивающихся странах). Кроме того, широко применяются иные меры содействия, в том числе оказание инвесторам информационных услуг, предоставление объектов инфраструктуры (например, в рамках экспортно-производственных зон и научных парков). Страны базирования также применяют стимулирующие меры, гарантируя национальным предпринимателям, как правило, рискованные капиталовложения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на основе системы инвестиционного страхования, предоставления торговых преференций, финансовой помощи развитию, подписания двусторонних межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения, нацеленных на предотвращение зарубежных доходов от налогообложения в стране их получения и н стране базирования материнской компании. Инвестиционные режимы Различают пять инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике регулирования капиталопотоков:
• режим наибольшего благоприятствования; • национальный режим; • режим недискриминации; • справедливый и равноправный режим; • режим прозрачности. Режим наибольшего благоприятствования Исторически основой инвестиционных договоров является стандартный режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Его суть заключается в следующем: принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любо другой страны. (Это так называемый минимальный международный стандарт РНБ, применяемый в международном праве.) РНБ гарантирует инвесторам защиту от любой дискриминации в принимающей стране и, таким образом, является решающим фактором при создании равных конкурентных возможностей для инвесторов различных стран. РНБ предоставляет принимающей стране возможность маневрировать в отношении содержания будущих инвестиционных договоров: позволяет расширять на односторонней основе преференции, которые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях. Такие преференции автоматически распространяются на инвесторов всех государств, подписавших межгосударственные соглашения о РНБ. На практике применяется РНБ более широкого толкования, чем требуемый минимальный стандарт в рамках международного права РНБ также характеризуется исключениями, к которым относятся: • исключения общего плана (например, в отношении национал; ной безопасности); • исключения; основанные на взаимных договоренностях (напри мер, вопросы налогообложения, защита прав интеллектуальной собственности); • особые исключения, принимаемые на односторонней основе.
В качестве примера исключений из РНБ можно привести законодательство КНР, где записано, что исключением является любое соглашение о формировании таможенного союза, зоны свободной торговли, экономического союза или соглашения об избежании двойного налогообложения, а также стимулирование приграничной торговли. Другой пример. В Мексике исключения из РНБ применяется в отношении всех двусторонних и многосторонних соглашений, подписанных страной до вступления в силу Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), и касаются авиации, рыболовства, морского судоходства, телекоммуникаций, производства, продажи и лицензирования радиотелевизионных программ.
В целом, хотя международные инвестиционные соглашения позволяют применять исключения из РНБ, на практике страны редко используют эту возможность. Таким образом, принимающая страна может гибко регулировать допуск и (или) деятельность инвесторов из разных стран в рамках РНБ, что создает основу возможного дискриминационного использования этого режима (когда исключения применяются в отношении одних зарубежных инвесторов и не применяются в> отношении других). Как правило, РНБ действует на стадии допуска зарубежных инвесторов. Национальный режим Национальный режим — самый важный инвестиционный режим, используемый в последние годы, так как он определяет отношение принимающей страны к деятельности зарубежных инвесторов, поскольку чаще всего применяется на стадии функционирования инвестора. В то же время этот стандартный режим сложнее всего установить, так как последнее связано с чувствительными экономическими и политическими вопросами принимающей страны. В действительности национальный режим никогда не предоставляется без ограничений, особенно если речь идет о функционировании инвестиций. Иными словами, равные конкурентные возможности для национальных и зарубежных инвесторов на практике не создаются без изъятий. Национальный режим — предоставление зарубежным инвесторам режима, не менее благоприятного, чем для национальных предпринимателей (минимальный международный стандарт национального режима). Как правило, национальный режим относится к стадии функционирования зарубежных инвестиций. Некоторые двусторонние соглашения также распространяют этот режим на стадию допуска инвестиций, что ведет к инвестиционной либерализации благодаря отмене требований в отношении использования местных ресурсов (компонентов, рабочей силы) как условия допуска инвестора. Практически применение национального режима обязательно предполагает ограничение его масштабов на основе исключений. Общие исключения касаются здоровья населения, безопасности, общественной морали, национальной безопасности, хотя последние не всегда присутствуют во всех инвестиционных соглашениях, особенно двусторонних.
Законодательство Мексики, например, предполагает исключения из национального режима в следующих отраслях: • стратегические отрасли — нефтедобыча, нефтехимическая индустрия, электроэнергетика, производство атомной энергии, радиоактивных материалов, почта, радио, телеграф, выпуск денежных банкнот, производство монет, контроль и руководство службами портов, аэропортов, в том числе для вертолетов; • сферы, закрепленные только за мексиканскими юридическими и физическими лицами-резидентами с исключительной оговоркой для нерезидентов, т.е. внутренние сухопутные пассажироперевозки, туризм, фрахт, розничная торговля бензином и прочими нефтепродуктами, а также газом; • иностранные инвестиции не допускаются в таких отраслях (непосредственно, через трасты, соглашения, схемы пирамид, а также любой иной механизм, предоставляющий нерезидентам контроль или право участия в собственности), как радиовещание и прочие радио и телеуслуги (за исключением кабельного телевидения), кредитные и банковские институты, предоставление определенных законодательством профессиональных и технических услуг. Национальный режим Китая предполагает следующие исключения: • ограничен допуск иностранных инвестиций в такие сферы, как ис пользование уже разработанных или внедренных в экономику стране технологий, для которых существует производственная база; в отрасли относящиеся к государственной монополии; эксплуатация минеральных ресурсов; отрасли, подлежащие государственному планированию, друга отрасли, относящиеся к сфере государственного регулирования; • запрещены проекты с иностранными инвестициями, если они угрожают национальной безопасности, социальному и общественному интересу; проекты, нарушающие экологию, угрожающие природным ресурсам и причиняющие ущерб здоровью населения; проекты производящие товары с использованием китайских технологий, и др.; • ограничен допуск зарубежных инвестиций в строительство управление основными водоснабженческими проектами для общественного пользования; строительство метро, портов, гражданских аэропортов; угледобычу; строительство атомных электростанций; судостроение; внешнюю торговлю; издательское дело; производство, публикацию и распространение аудиовизуальной продукции; внутреннюю торговлю; авиаперевозки; производство зерна; выращивание хлопка.
Режим недискриминации Инвестиционный режим недискриминации требует от принимающей страны в широком смысле слова недискриминационного отношения ко всем зарубежным инвесторам. С учетом этого недискриминационным является национальный режим, тогда как РНБ может дискриминировать зарубежных инвесторов. В рамках режима недискриминации принимающие страны с высоким уровнем инвестиционного риска могут предоставлять инвестору право выбора оптимального с его точки зрения режима» — национального или РНБ. Такова, в частности, практика многих двусторонних инвестиционных соглашений, подписанных Россией в 90-е гг.
Справедливый и равноправный режим В последние десятилетия распространилась практика применения справедливого и равноправного режима. После войны этот режим фиксировался во многих многосторонних проектах (например, в проекте создания Международной торговой организации, которая не была сформирована в 1947 г. из-за негативной позиции США), а последние два десятилетия — в двусторонних инвестиционных соглашениях. Справедливый и равноправный режим является критерием оценки взаимоотношений зарубежного инвестора и правительства принимающей страны. Он показывает готовность последней допускать зарубежный капитал на справедливых и равных условиях. В то же время в мировой практике единого определения данного режима не сложилось. Справедливый и равноправный режим имеет толкования: • принимающая страна относится равно и справедливо к зарубежным инвесторам, имеющим привилегии; • принимающая страна применяет минимальный международный стандарт в отношении зарубежных инвесторов, имеющих привилегии. На практике эта двойственность сказывается на национальной инвестиционной политике — государство готово принять зарубежные инвестиции на основе справедливого и равноправного режима (что не предполагает с его стороны правовых обязательств), но не готово принять международный минимальный стандарт, имеющий правовые последствия. Обычно принимающая страна исходит из того, что международный минимальный стандарт требует более благоприятного отношения к зарубежным инвесторам, чем к национальным предпринимателям. Все страны стремятся относиться к национальным и зарубежным предпринимателям равноправно и справедливо. Поэтому включение условий рассматриваемого режима в инвестиционные соглашения не вызывает каких-либо проблем.
Режим прозрачности Применение этого режима распространилось в мировой практике сравнительно недавно. Он предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе посредством публикаций и/или с помощью иного способа доведения до зарубежных инвесторов информации об инвестиционных режимах, действующем законодательстве, внесении в него изменений или дополнений и др., а также путем проведения брифингов о текущей инвестиционной политике, возможных будущих шагах правительства в этом направлении, объяснения специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и т.п. О значении режима прозрачности дает представление следующий пример. Компания «Прайс вотер хаус энд Куперс» проводит ежегодное исследование непрозрачности рынков 35 стран, в том числе и России. При составлении индекса непрозрачности учитываются такие факторы, как: • С —коррупция, которая ведет к сбоям механизмов государственного регулирования; • L — законодательство — коммерческое законодательство и права собственности, которые могут быть аморфны; • Е — экономическая сфера — все, что связано с финансами эмиссией и налогообложением и их непредсказуемым характером; • А — сфера финансовой отчетности — слабость механизмов сбора и предоставления корректной финансовой информации; • R — государственное регулирование бизнеса (здесь важна последовательность мер). Россия занимает второе место среди исследуемых стран по непрозрачности регулирования и осуществления деловой практики. При этом такая ситуация создает дополнительный налог на компании, который оценивается в 43% ежегодных доходов. (Имеется в виду своеобразный налог на доходы компаний, который измеряет издержки от инвестиционных барьеров и непрозрачного государственного регулирования экономики). Защита прав и интересов зарубежных инвесторов Принимающая страна гарантирует зарубежному инвестору защиту его прав и интересов, что декларируется в национальных конституциях, законах об иностранных инвестициях и многих других законодательных и нормативных документах. Можно выделить следующие формы государственных гарантий: • недискриминационный (как правило, национальный) режим зарубежным инвесторам; • защита от возможной экспроприации, национализации или иной формы утраты собственности; • свободный перевод прибыли и других видов доходов за рубеж (с сохранением возможности временных ограничений при чрезвычайных обстоятельствах); • определение порядка разрешения инвестиционных споров; • «дедушкина оговорка»; • защита прав акционеров и кредиторов. Недискриминационный режим Предоставление зарубежным инвесторам национального режима — центральный вопрос, предполагающий создание равных условий деятельности для зарубежных и национальных инвесторов. Оно составляет основу инвестиционного регулирования в большинстве стран. Лишь в некоторых государствах, в частности США, Швеции? Австралии, Бельгии и до недавнего времени в Китае, действует РНБ. Как упоминалось, приняты исключения как из национального режима, так и из РНБ. Поэтому целесообразно говорить о взаимосвязанном применении двух режимов. Как правило, при допуске зарубежных инвесторов действует РНБ, предоставляющий инвесторам одной страны не менее благоприятный режим, чем при допуске инвесторов другой страны. Для определения же рамок функционирования иностранных инвестиций применяется национальный режим, выравнивающий условия деятельности для зарубежных и национальных предпринимателей. Правда, в подавляющем большинстве стран масштаб действия национального режима шире, чем РНБ. В практике отдельных стран мира (главным образом развивающихся) зарубежные инвесторы получают право выбрать более благоприятный режим (национальный или РНБ ). Защита от национализации собственности Важным элементом системы государственных гарантий зарубежным инвесторам является защита от возможной экспроприации, национализации или иной формы утраты их собственности за рубежом. Как правило, эта норма записана в национальных конституциях и специальных законах об иностранных инвестициях. В качестве примера остановимся на американской практике. В пятой поправке к Конституции США признаются полномочия властей отчуждать частную собственность в государственную без согласия владельца, т.е. признается право экспроприации. При этом право федеральных властей на отчуждение частной собственности ограничено. Она не может быть отчуждена в государственное пользование без справедливой компенсации. Специфика американского законодательства в том, что эта поправка не применяется к властям штатов. Более того, 47 из 50 американских штатов запрещают отчуждение частной собственности в государственное пользование без справедливой компенсации, хотя правовые нормы их конституций предусматривают возможность использования ограничений на процедуру отчуждения частной собственности, как и пятая поправка Конституции США. Отчуждению может подлежать собственность, включающая материальные активы — все виды долей в недвижимости или личной собственности (арендное право в недвижимости, собственность в доверительном управлении, основные фонды корпорации), а также различные формы нематериальной собственности (различные типы залога, патенты, действующие контракты). Американское законодательство подробно описывает процедуру отчуждения собственности, инициирование которого осуществляют государственные власти. Цель подобных действий — приобретение конкретной части собственности. Во всех случаях отчуждения — экспроприации или национализации собственности — законодательными нормами предусматривается справедливая компенсация владельцу отчуждаемой собственности, а именно выплата полного и окончательного эквивалента этой собственности. Справедливая компенсация определяется рыночной стоимостью собственности на момент отчуждения; в то же время суммы компенсации, не являющиеся частью рыночной стоимости, исключаются из расчета. По решению Верховного суда США расчетная оценка может отклоняться от величины рыночной стоимости, если налицо явная несправедливость по отношению к владельцу или общественности и если явно ущемляются их интересы. При определении стоимости отчуждаемой собственности федеральные и местные суды могут учитывать мнение квалифицированных экспертов, использовать стоимость сравнимой собственности, цену, уплаченную за объект собственности, сумму любых добросовестных предложений собственности, а также стоимость воспроизведения или замены отчужденной собственности с целью определения ее рыночной стоимости. Кроме того, справедливая компенсация не распространяется на компенсацию за последующий ущерб, возникший в связи с компенсацией. Если отчуждение собственности наступает раньше выплаты причитающейся суммы, владельцу должны быть выплачены проценты, компенсирующие просрочку платежа, и он имеет право на процент по обоснованной ставке. Местные и федеральные штаты имеют право самостоятельно определять ее фактический размер. Свободный перевод прибыли и других доходов Зарубежным инвесторам, как правило, гарантируется беспрепятственный перевод прибыли и других видов доходов за рубеж. Однако в чрезвычайных случаях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут на время ограничивать перевод зарубежных доходов в страну, экспортирующую капитал, что предусматривается в двусторонних соглашениях о взаимной защите и поощрении зарубежных инвестиций. Последние также оговаривают разновидности чрезвычайных обстоятельств, например хронический дефицит платежного баланса. Порядок разрешения инвестиционных споров Как правило, при возникновении спорных вопросов стороны прибегают к переговорам, а в случае их неудачи обращаются в арбитражные суд принимающей страны (вместе с тем может быть предусмотрена возможность обращения в международный независимый судебный орган). Другой возможный путь разрешения инвестиционных споров — обращение в Международный центр по разрешению инвестиционных споров, функционирующий в рамках Международной конвенции по разрешению инвестиционных споров. Конвенция была подписана в 1965 г. в Вашингтоне. Центр входит в группу Всемирного банка (ВБ) и распространяет свои нормы на спорящие стороны, если хотя бы одна из них подписала Конвенцию. «Дедушкина оговорка» Характерной чертой законодательства развивающихся стран и стран: с переходной экономикой, которым присущи определенные инвестиционные риски, является введение стабилизационной, или «дедушкиной оговорки» для защиты зарубежного инвестора при принятии в будущем законодательных актов, ухудшающих его положение. Для этого в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более регламентированного законодательством срока (в России — 7 лет) действуют нормативные акты, имевшие силу на момент вложения средств. Защита прав акционеров и кредиторов Зарубежный инвестор имеет право на защиту своих прав на основе законодательства принимающей страны. Помимо рассмотренных выше гарантий защищаются: • права кредиторов требовать реорганизации фирмы, которая не платит проценты или не выполняет долговых обязательств; • права акционеров на голосование по основным вопросам деятельности компании, избрания членов совета директоров или обращения в суд; • права всех инвесторов на получение соответствующей информации о результатах деятельности компании. В принципе многие права инвесторов реализуются только при владении ими соответствующей информации о деятельности компании. Например, не имея бухгалтерских данных, кредитор не может знать, нарушены его права или нет. В исследовании МВФ по 49 странам выделены следующие формы государственных гарантий зарубежным инвесторам. Гарантии защиты прав акционеров — разрешение отправлять почтой бюллетень голосования; отсутствие требования на депозит акций до проведения общего собрания акционеров (т.е. отсутствие блокировки акций); разрешение проводить совместное голосование как для большинства, так и для меньшинства акционеров на основе пропорционального представительства меньшинства в совете директоров; действие механизма подчинения меньшинства мнению большинства; определение минимального процента акций, позволяющего владельцу требовать созыва чрезвычайного собрания акционеров (на уровне не более 10% в среднем) или наделение всех акционеров преимущественным правом на созыв такого собрания. Гарантии защиты прав кредиторов — ограничения на проведение реорганизации фирмы, возможной с согласия кредиторов; установление минимального размера дивидендов лишь с согласия кредиторов; кредиторы, имеющие залоговое или ипотечное обеспечение, могут потребовать обеспечения безопасности своих интересов после одобрения плана реорганизации компании; кредиторы, имеющие обеспечение, пользуются приоритетным правом при распределении средств, полученных после объявления о банкротстве компании; если резолюция собрания о реорганизации компании находится в стадии рассмотрения, должник имеет право не возвращать администрации свою собственность. Меры по защите прав инвесторов обусловлены эффективностью правовой и судебной системы в принимающей стране, уровнем коррупции и др. Источники правовой защиты инвесторов различаются в разных странах в зависимости от действующей системы права. В государствах с общей системой права (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, многие африканские страны, страны Юго-Восточной Азии) инвестиционные права защищаются наиболее жестко. Во Франции, Испании и их бывших колониях, входящих во французскую систему гражданского права, — наименее жестко. Промежуточное положение занимают две другие группы стран. Системой германского гражданского права охвачены Германия, страны, входящие в романо-германскую языковую группу, отдельные страны Восточной Азии; существует также система скандинавского гражданского права (страны Скандинавии). Эти правовые системы различны, в частности, система германского гражданского права более жестко защищает интересы кредиторов, чем акционеров. В целом права инвесторов гарантируются во всех странах, что является существенным элементом инвестиционного климата, хотя степень защиты может различаться в зависимости от действующей системы права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|