Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация инструментов государственного регулирования зарубежных инвестиций




Инструменты государственного регулирования зарубежных инвестиций условно делят на прямые (формальные) и скрытые (нефор­мальные).

Прямые инструменты

Это средства, регулирующие приток зарубежных инвестиций на основе законодательных норм и правил. По своему характеру они непосредственно воздействуют на приток инвестиций. Прямые инструменты применяются только в отношении зарубежных инвесторов, по этому имеют дискриминационный характер. К ним относятся:

• порядок регистрации и деятельности компаний с зарубежным инвестициями;

• законодательные или иные ограничения на долю зарубежной собственности и контроль в отдельных отраслях;

• требования, связанные с инвестиционными ограничениями в торговле, — установление минимального объема экспорта, требование максимального уровня цен на сбыт продукции на внутреннем рынке и др.;

• требования в отношении условий производственной деятельно­сти компании — доля местных компонентов в стоимости готовой про­дукции, требование минимального объема внутрифирменных иссле­дований и минимального объема использования местной рабочей' силы.

В свою очередь, прямые инструменты делят на абсолютные и относительные. Различие между ними в том, что абсолютные инструменты; применяются как количественные барьеры в отношении объемов за­рубежных инвестиций и компаний, принадлежащих иностранным ин­весторам или контролируемых ими, а относительные инструменты — как требования, непосредственно не связанные с объемом вкладываемого капитала или долей зарубежного участия. Однако невыполнение этих требований ограничивает или запрещает допуск иностранных инвестиций.

Абсолютные инструменты включают в себя ограничения, связанныес определением максимальной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью той или иной компании (процентные ог­раничения на долю в уставном капитале) или с определением макси­мальной доли иностранной собственности в отдельных отраслях (про-центные ограничения на долю в объеме активов).

Примеры относительных инструментов: ограничения, связанные с наймом местной рабочей силы, проведением внутрифирменных исследований в принимающей стране, передачей торговой марки материнской компании, сопутствующей технологии и др.

Абсолютные инструменты, ограничивающие иностранную собственность и (или) контроль, по своим последствиям эквивалентны квотам на импорт, так как количественно ограничивают участие зарубеж­ного капитала в принимающей стране. Относительные инструменты аналогичны тарифам, так как негативно сказываются на притоке капитала за счет увеличения регистрационных издержек и (или) расходов, обеспечивающих функционирование иностранных филиалов в при­нимающей стране.

Последние два десятилетия характеризовались либерализацией прямого регулирования инвестиций, прежде всего в развитых странах, где были смягчены отраслевые ограничения. Исключением можно считать, однако, американскую практику, когда в 1980-х гг. была при­нята поправка Эксон — Флорио, разрешающая правительству запре­щать допуск ПЗИ в отдельные отрасли из-за угрозы нарушения нацио­нальной безопасности.

Асимметричность инвестиционных потоков между странами отра­жает несоответствие экономических структур, структур собственно­сти, характерных для фирм и связей между экономическими субъекта­ми. Меньше она связана с требованиями по пересмотру уже выданных разрешений на допуск иностранных капиталовложений, а также с от­раслевыми ограничениями инвестиций.

Условия допуска зарубежных инвестиций в развитые страны прак­тически не изменились, несмотря на либерализацию, поскольку либе­рализация, касающаяся прямого регулирования допуска ПЗИ, не обеспечивает увеличения прозрачности правовых режимов. Практиче­ски во всех странах сохранился (хотя и редко используется) механизм, позволяющий запрещать допуск ПЗИ в отдельные отрасли в целях на­циональной безопасности. Кроме того, действуют антимонопольное законодательство и отраслевые ограничения в отношении стратегиче­ских и подверженных рыночным колебаниям сфер.

Скрытые инструменты

Скрытые инструменты государственного регулирования, касаю­щиеся притока зарубежных инвестиций, представляют собой барьеры, связанные со спецификой административных процедур, жесткой ин­ституциональной структурой принимающих стран, деятельностью по­литических и социально-культурных организаций. Они, таким образом, непосредственно не ограничивают притока инвестиций, не применяют­ся против зарубежных инвесторов из дискриминационных соображе­ний, так как им обязаны следовать и национальные предприниматели. Но эти ограничения нельзя игнорировать, более того, они пользуются сегодня приоритетом в принимающих странах, так как в значительной мере определяют деятельность иностранных компаний.

Рассмотрим систему перекрестных инвестиций и административ­ные ограничения из данной группы.

Примером скрытых инструментов и их роли является японская система перекрестных инвестиций кейретсу. До Второй мировой вой­ны японские корпорации были основаны на структуре зайбатсу. Тако­вы известные ныне компании «Сумитомо», «Мицуи», «Мицубиси».

Поражение Японии во Второй мировой войне привело к роспуску зай-батсу; позднее на их основе возникли компании кеиретсу. Для последних характерны совместное владение фирмами, входящими в одну предпринимательскую группу, на основе системы участий и (или) об­мен должностными лицами и директорами. Характерные черты кеи­ретсу:

• большинство входящих в предпринимательскую структуру фирм формально независимы, а не представляют филиалы материнской компании;

• действует закрытая система купли-продажи акций, когда фир­мы, входящие в группу, владеют определенной долей акций других компаний;

• контроль диверсифицирован, т.е. ни одна из компаний не кон­тролирует полностью всю предпринимательскую группу, которая отличается слабой централизацией;

• разделение собственности и управления, т.е. собственность на­ходится в руках конкретной семьи, а компаниями управляют профес­сионалы.

Компании, входящие в группу, связаны отношениями. Так, акции фирмы А принадлежат фирмам Б, В, Г, Д. Очевидно, получить внешний контроль над компаниями с блокирующей систе­мой купли-продажи акций практически невозможно.

Схожую структуру имеют южнокорейские чеболи. Но в отличие от японских кеиретсу по главе чеболя стоит семья, практически полностью контролирующая всю группу, хотя принадлежащая ей доля акций составляет 5—30%. Чеболь отличается строго централизованным контролем со стороны семьи. Кроме того, во главе компаний, входящих в ту или иную корпоративную структуру, стоит один из членов семьи. Таким образом, в чеболях собственность и управление сосредоточены в одних руках:

Самым крупным чеболем в Республике Корея является компания «Хенде», действующая в 33 сферах. Семья, которая владеет группой, имеет 50,5% акций 62 фирм, входящих в состав компании. В 1999 г. объем активов «Хенде» равнялся 88 806 млрд вон (по курсу 1 доллар США = 1,14 тыс вон). «Хенде» — самая крупная южнокорейская фирма.

Административные формальности

Административные формальности государственного регулирова­ния зарубежных инвестиций можно классифицировать с учетом эта­пов инвестирования на четыре группы (по предложению экспертов ЮНКТАД).

1. Барьеры на стадии допуска инвестиций имеют форму разрешения или лицензирования, а также регистрации компаний. Вновь создавае­мые компании должны пройти несколько этапов регистрации, имею­щей особенности в разных странах. Эти барьеры для зарубежных инве­сторов выражаются в основном в задержке получения соответствующих разрешений, а значит, в дополнительных издержках, что связано с из­лишним государственным контролем при отборе и одобрении проекта, его детальном изучении, а также с отсутствием информации или непро­зрачностью. Вьщача разрешения на вложение иностранных капиталов может существенно задерживаться просто из-за требования соответст­вия инвестиционного проекта различным критериям, выдвигаемым го­сударственными структурами — торговым регистром, регистром компа­ний, налоговыми и статистическими органами. Другие барьеры — двой­ная регистрация в налоговых органах (это характерно для практики многих стран), отсутствие координации между местными и централь­ными органами власти принимающей страны при выдаче разрешения или соответствующих документов. В результате на регистрацию бизнеса1 требуется от нескольких месяцев до года. Отсутствие информации у за­рубежного инвестора о специфике подобных требований является, как правило, серьезным неформальным барьером.

2. Административные формальности на стадии вложения средств выражаются в получении фирмами отдельных отраслей специфических или отраслевых разрешений. Правительство принимающей страны может потребовать дополнительной оценки инвестиционного про­екта в туризме, горнодобыче, рыбном хозяйстве, инфраструктуре, сельском хозяйстве. Условия процедуры могут быть непрозрачными, особенно в туризме и сфере инфраструктуры. В некоторых странах администрация предписывает структуры управления и квалификационные требования к менеджерам, которые часто противоречат государственной политике, определенной общим законодательством страны. Иногда требуются особые разрешения для получения налоговых льгот иностранными инвесторами в приоритетных отраслях экономики, на­пример в сельском хозяйстве.

3. Административные барьеры, возникающие на предварительнойстадии реализации инвестиционного проекта, связаны с решением) проблемы использования земельных ресурсов, обустройства строи­тельных площадок, создания инфраструктуры для ведения предпри­нимательской деятельности. При этом дополнительные издержки иностранного инвестора связаны с покупкой или арендой участка зем­ли, проведением строительных работ. Так, возможно требование пре­доставить" три документа от различных инспекций для завершения строительства, что может занять несколько месяцев, или требование гарантии долгосрочной аренды земли с выплатой соответствующей суммы. Подобные административные препоны вызывают наиболее длительные задержки инвестиций.

4. Административные формальности на стадии деятельности ком­пании выражаются в лицензировании и иных требованиях, возникаю­щих при функционировании фирмы. Последние вынуждены решать с государственными органами традиционные вопросы, в частности, считаться с правилами регулирования и контроля во внешней торгов­ле, валютного контроля, охраны труда и социального страхования. В некоторых странах необходимы импортные лицензии, даже если они отменены правительством в рамках обшей внешнеторговой реформы.

Каждая административная процедура в отдельности не является существенным препятствием для инвестиций, но, взятые вместе, они могут задержать вложения до двух лет, как определено экспертами ЮНКТАД. Например, частный инвестор должен подготовить 23 пап­ки соответствующих документов и обратиться в 31 государственный орган; при этом по крайней мере шесть из них требуют выполнения многочисленных формальностей.

Правительственные усилия по уменьшению или отмене нефор­мальных препятствий — задача нелегкая, так как требует решения многих политических, правовых, административных и институцио­нальных вопросов. Административные барьеры часто связаны с от­жившей практикой, невыполнением, нехваткой или отсутствием соот­ветствующих правительственных институциональных структур. Для преодоления этих барьеров огромное значение имеет прозрачность экономики и рекомендации по их преодолению. Последнее возможно, например, в областях, где административные процедуры следует про­сто ликвидировать или облегчить.

Примером административного барьера служит требование сертификации товаров, под которое в России подпадает до 80% товарной номенклатуры; для сравнения в ЕС — 5%. По оценке А. Аузана, из­держки российских компаний по сертификации составляют 120—150 млн долл. ежегодно (только прямая плата за сертификацию, без учета внутренних трансакционных издержек импортеров и произ­водителей) [3]. Группа российских экспертов под руководством В. Тамбовцева оценила ежемесячные дополнительные издержки от преодоления административных барьеров в сфере торговли и произ­водства РФ суммой 18—19 млрд руб., а доля поборов в товарообороте — почти в 10% (ежемесячный оборот розничной торговли составлял в 2000 г. 188 млрд руб.).

Административные формальности широко применяются в разви­тых странах. По данным ОЭСР в отдельных странах преодоление этих барьеров уже на стадии организации бизнеса повышает издержки ком­паний и задерживает начало предпринимательской деятельности. К числу стран с высоким уровнем формальностей относят Грецию, Италию, Испанию, Францию. Минимальные административные ог­раничения применяются в практике Дании, Великобритании и США.

 

Вопросы на практическое занятие:

1. Сравнительный анализ прямых и портфельных инвестиций

2. Государственные и частные инвестиции

3. Способы инвестиционного проникновения на инвестиционные рынки

4. Понятие минимального международного стандарта национального режима и режима РНБ. Вероятность дискриминации зарубежных инвесторов.

5. Понятие справедливого и равноправного режима.

6. Основные формы государственных гарантий зарубежным инвесторам.

7. Формы ограничений, характерные для современной ми­ровой практики.

8. Сравнительная характеристика прямых и скрытых инвестиционных ограничений

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...