Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование ВЭД

 

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:

Ø использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

Ø содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Ø создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Ø защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

Ø создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Ø единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

Ø единство системы государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;

Ø перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

Ø четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

Ø обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

Ø определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

Ø разработка соответствующих федеральных программ;

Ø защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

Ø разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

Ø подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

Ø организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

Ø определение и реализация валютной политики страны;

Ø формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

Ø контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

Ø разработка платежного баланса РФ и т.д.

Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

Ø осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

Ø контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

Ø предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

Ø заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

Ø иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

Ø координация действий участников ВЭД;

Ø выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

Ø разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

Ø регулирование приграничной торговли;

Ø информационное обеспечение ВЭД. [1]

Перспективы России в мировой экономике и международной торговле, исходя из позиции концепции. Варианты экспрес-прогноза

 

Выход национального хозяйства России из кризисного состояния, формирование условий стабильного экономического и социального развития, особенно в перспективе, правомерно связывают с опорой, прежде всего, на внутренние факторы роста, более последовательным и эффективным их использованием в сочетании с внешними факторами. Соблюдение этого требования предполагает рациональное улучшение структуры экономики, диверсификацию экспорта, при последовательном существенном уменьшении в нем доли сырьевых товаров, энергоносителей, повышая в нем удельный вес продукции высокой степени обработки, новых технологий, инновационных решений.

В последние годы, особенно с 2002-2003-го наметились относительно высокие, опережающие по сравнению со среднегодовыми в мире и в экономически развитых странах (≈ 3-4 %) темпы прироста российского ВВП – 5,8-7 %, также более высокими были и темпы прироста внешней торговли страны – 12-15 %, по сравнению со среднемировыми – 7-8 % за 1996-2005 годы.

Это, с учетом предпринимаемых мер по концентрации усилий в структурообразующих отраслях промышленности (авиационной, автомобильной, судостроительной), усилению инновационных начал и внедрению нанотехнологий, в известной мере обнадеживает и позволяет сделать прогнозную оценку развития макроэкономических показателей России в сравнении с мировыми макроэкономическими индикаторами – ВВП, мировой и внешней торговли на предстоящий период 2006-2015 годов.  Предварительные фактические данные статистики за 2006 год уже имеются.

Объем суммарного ВВП стран мира составил (в текущих ценах) – 48,7 трлн. долл., а России, соответственно, – 925,4 млрд. долл.; (24,5 трлн. руб.), мировая торговля товарами, услугами достигла 25,4 трлн. долл., а российская внешняя торговля – 468,4 млрд. долл. Относительный показатель удельного веса России в мировом ВВП обозначился, таким образом, на уровне ≈ 2 %, а ее доля в мировой торговле – 1,8 % в том числе по экспорту – 2,4 %, а по импорту – 1,3%. Среднемировое соотношение объема мировой торговли и суммарного ВВП достигло 52,2 %, а внешней торговли и ВВП России – 50,6 %.

Исходя из стартовых макроэкономических данных 2006 года, приведенных выше, попытаемся дать прогнозную оценку их развития и состояния к концу этапа – на 2015 год в сравнении с общемировыми, опираясь на фактический тренд грядущего десятилетия с определенными поправками, о которых будет кратко сказано ниже.

Предположим при этом, что существенных сдвигов в динамике соответствующих показателей мировой экономики не произойдет.  В экономике России в годы прогнозного периода (2006-2015 годы) необходимы существенные и масштабные изменения структурного характера, которые неизбежно отразятся на макроэкономических результатах, показателях их динамики. Это курс на модернизацию, обновление обрабатывающей промышленности (особенно отраслей машиностроения), формирование нового полноценного индустриального комплекса. Потребуются массивные масштабные затраты в соответствующие отрасли и производства, инфраструктуру, отдача от которых маловероятна в пределах обозначенного срока. Существенные вложения необходимы для восстановления и развития на новой основе сельского хозяйства, включая его жизненно-социальную структуру. В многомиллиардных расходах нуждается жилищно-коммунальная сфера – ремонт ветхого и аварийного фонда, переселение проживающих там граждан. Безотлагательные решения и меры обусловлены в части подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов практически для всех сфер производственной деятельности, основных научно-практических направлений.

Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, характеризующаяся высоким и повышенным уровнем экспортных цен на основные товары российского вывоза (энергоносители, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и т.п.), как можно предположить, будет способствовать, во всяком случае, в первые три-шесть лет прогнозного периода, созданию условий устойчивого финансирования, названных и других необходимых мер. Некоторое ухудшение мирохозяйственной конъюнктуры, ее благоприятствующих факторов возможно и вероятно в 2011-2015 годах.

Хотя прогнозируется дальнейшее повышение цен на энергоносители (нефть и газ) и другие сырьевые товары, их экспорт мало возможен, скорее всего, они будут удерживаться, что более вероятно, на сложившемся уровне и иногда несколько снижаться. Однако снижение цен не удастся компенсировать увеличением объема продаж, поскольку в настоящее время прирост валютной выручки от экспорта за счет повышения цен и от увеличения реального объема реализации соотносится практически в России 9:1 (2006-2007 годы). Исходя из представленных посылок, сделана приводимая ниже прогнозная оценка макроэкономических показателей развития России в сопоставлении с мировым хозяйством в указанные годы. Нами были сделаны двухвариантные расчеты динамики (по темпам прироста) по четырем макроэкономическим показателям I – суммарный ВВП мира, II – ВВП России, III – оборот мировой торговли, IV – внешняя торговля РФ в разбивке на два этапа (2006-2010-й и 2011-2015-й годы). При этом параметры прироста на втором этапе несколько ниже, чем на первом, и для мировой, и для российской экономики, что обусловлено вероятностью уменьшения темпов прироста экспортных цен и некоторого их снижения в отдельные годы, что обусловливается масштабными сдвигами в хозяйственной структуре ведущих стран, постепенным формированием обновленного состава экспорта. Во внешней торговле, особенно экспорте, в России возникнут и будут усиливать воздействие на экономику диверсификация производства и экспорта. В то же время их использование будет замедляться нехваткой квалифицированных рабочих и специалистов, подготовка и подключение которых требуют значительного (15-20 лет) времени, неудовлетворительной инфраструктурой, дорожно-транспортным обеспечением, явно слабыми темпами структурной перестройки экономики, необоснованно заниженным объемом инвестиций – их доля в России около 18 % ВВП, то есть значительно меньше, чем в ведущих странах мира (в США – 22-25 %, в Китае – свыше 40 %, в основных странах ЕС – 20-25 % и т.д.).

Исходя из этого и учитывая, что те или иные факторы будут действовать в разной мере, а некоторые трудности удастся преодолеть, мы сделали многовариантные расчеты, предполагая дифференциацию темпов прироста макроэкономических показателей как в прогнозируемом периоде, так и на его этапах. В качестве основного на весь период прогноза принят вариант темпов прироста мирового ВВП (I) – 3,3 % и ВВП России (II) – 6,0; мировой торговли (III) – 7,5; внешней торговли России (IV) – 11 %. При этом на первом этапе (2006-2010 годы) они предположительно будут на 1-3 процентопункта выше, а на втором – ниже. Во втором варианте темпы прироста приняты на 2-3 процентопункта выше и дифференцируются по этапам в соответствующих пределах. Тем самым абсолютные величины рассматриваемых макропоказателей обозначаются на разных уровнях. По принятой в качестве средней величины они сложатся на следующем уровне: мировой ВВП – 65,2 трлн. долл., ВВП России -1,56 трлн. долл., мировая торговля – 48,7, внешняя торговля России -1,2 трлн. долл., то есть возрастут соответственно примерно в 1,3; 1,7; 1,9 и 2,6 раза. Приводимые расчетные данные выводят нас на следующие сравнительные по отношению к общемировым показатели к 2016 году: доля внешней торговли в ВВП – 76,9 при среднемировом – 74,7. Есть определенные и достаточные подвижки позитивного характера, не обеспечиваемые пока качественными сдвигами в национальной экономике России. Но это обнадеживающий признак.

А как представляется дальнейшая ситуация в более долгосрочном плане – в 2016-2030 годах. Если принять избранную схему и на этот прогнозный срок, вариантность ощутимо увеличивается: при дифференциации возможных темпов прироста естественно результативные абсолютные величины расходятся и довольно существенно, что затрудняет оценки. Поэтому нами избран усредненный вариант, в котором среднегодовые темпы прироста макроэкономических показателей предполагаются на несколько более низком уровне, чем в предшествующий период. Это может быть аргументировано вступлением мирового сообщества и экономики России в масштабную перестройку структурного характера, формированием новой ситуации на мировом рынке энергоносителей, особенно нефти, в связи с широким внедрением их заменителей (органическое топливо, электродвигатели) в автотранспорте, ужесточением ресурсосбережения, массовым внедрением информационных технологий, радикальными сдвигами в решении экологических проблем, защитой окружающей среды, природопользованием, крупными затратами на обновление основного капитала. Параметры темпов прироста в этих условиях, видимо, будут складываться на уровне следующих значений: совокупный ВВП мира – примерно 3,1, ВВП России – 5,8; мировая торговля – 7,3, внешняя торговля России – 9,8. Исходя из расчетных базисных данных на 2015 год, приведенных выше, абсолютные макроиндикаторы по названным позициям ориентировочно составят (трлн. долл.): 103,1; 3,6; 140,1 и 4,88. В этом случае доля России в мировом ВВП поднимается до 3,6 %, соотношение мировой торговли и мирового ВВП достигнет 1,4 раза; а удельный вес внешней торговли России в мировой – 3,5 %. Внешнеторговый оборот РФ превысит объем ВВП в 1,35 раза. Последнее характеризует активное участие страны в международной производственной корпорации.

Оцениваемые тенденции и возможности сдвигов в соотношениях сравнительных макроэкономических показателей могли бы быть реалистичнее и ощутимо существеннее при более последовательном преодолении негативных факторов и трудностей в экономике России, которые упоминались в контексте рассмотрения вероятной динамики основных индикаторов хозяйственного положения и развития.

Место России в мировой экономике по предложенному сценарию изменяется и зримо возрастет, хотя бы потому, что ее экономический потенциал серьезно выше, чем у большинства ведущих стран Запада. Это потребует энергичных мер и достаточного времени. Решение всего этого круга вопросов и в ближайшее время, и на более отдаленную перспективу требует серьезных усилий и затрат, последовательной и четкой, открытой экономической политики, нацеленной на безусловное повышение уровня жизни и социальной комфортности россиян, решение всего комплекса связанных с этим задач. Лишь при таком условии даже наши скромные прогнозные оценки оправдаются. [6]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...