14.37.10. ГЕПТАДА
Из наших предшествующих исследований должно быть очевидным, что существуют радикально различающиеся способы существования. Все эти способы существования изменяются, и существуют также радикально различающиеся типы изменений способов существования. Простая последовательная актуализация без направления совершенно отличная от целенаправленной деятельности. Если изменение относится к сущностям, то оно совершенно отлично от изменения, не имеющего центральной точки - значения В последнем разделе мы приблизились к такому типу изменения, который интегрирован в большей степени, чем это возможно для развития отдельных сущностей, хотя бы и значимых. Сращение событий является тотальным изменением, интегрирующим весь регион существования в новую целостность. Легко наверно понять это различие. Мы полагаем, что различие лежит в том, какова вещь и что она делает, и опускаем, таким образом, те различия, которые принадлежат к структуре существования. Понятие различных типов изменения, - отличное от различных типов сущего, то есть различных способов существования - не близко к поверхности и трудно для схватывания. Мы знаем, что вода - род вещества, отличный от воска, и что она расширяется, когда замерзает, в то время как воск ведет себя обратным образом. Мы знаем, что один человек отличен от другого - но оба дрожат, когда холодно, и потеют, когда жарко. Человечество накопило, зафиксировало и постоянно громадным институтом знаний о вещах и их поведении. Кое-что из этого корпуса знаний наличествует в форме всеобщих законов - таких, как законы механики или термодинамики. Другая - и, вероятно, большая часть - не количественна по своему характеру и поэтому неточна, однако она необходима для успешного действия. Мы склонны просматривать то, что само действие совершенно меняется в различных структурах ситуаций; и хотя это не является серьезной помехой. для понимания более простых систем, такое неразличение становится решающим препятствием для проникновения, более глубокого, в природу Реальности, ч ем это возможно для дуалистического или даже диалектического мышления.
Мы достигли определенного момента, когда мы уже не можем отделять структуру, которую изучаем, от контекста, в котором она существует. До сих пор мы могли рассматривать системы как закрытые, за исключением моментов изменения их в другие системы[19] из это становится невозможным, когда нам следует принимать в расчет изменения в окружении, которые сопутствуют изменениям в рассматриваемой сущности. Мы должны быть способны соотнести две независимые структуры в пределах некоей суперструктуры, общей для обоих, Это кажется весьма несложным до тех пор, пока мы не пытаемся сформулировать условия, делающие такое соотнесение возможным. Самореализация требует хорошо сформированной тождественности, в то время как для интеграции требуется растворение тождественности. Дилемма не может быть разрешена компромиссом, что могло бы уменьшить космическое значение целого за счет части, или части за счет целого. Дилемма не искусственна: она возникает всякий раз, когда происходит такого типа изменение, в котором наличествует реальный прогресс или же потеря значения. Это можно видеть, например, в дилемме человека, который должен исполнить свое личное предназначение и остается, однако, полностью интегрированным в человеческое общество. Здесь дилемма заходит дальше, чем противоречие диады, доступное для понимания с помощью понятия дополнительности; мы должны допустить, что комплексы подвергаются изменениям, влияющим на них не только внутренне, и внешне, но также посредством взаимодействия, вводящего новый комплекс, отличный от любого из них.
Ситуация, созданная комбинацией трех независимо изменяющихся комплексов, не может быть описана в терминах статической системы, члены которой имеют фиксированное значение. Ни одна структурированная организация не в состоянии согласовать едва ли не безграничные вариации, которые могут возникнуть, если бы не существовало некоторого принципа порядка, отличного от первых шести систем, рассмотренных нами. И этот принцип мы обнаруживаем в гептаде; однако, описать его значительно труднее, чем те принципы, которые мы изучали до сих пор. Мы введем понятие трансформации как системный атрибут гептады и определим трансформацию как тип изменения, посредством которого совершается три действия:
1. Становление сущности, или сущность реализует себя. 2. Реализуя себя, сущность приобретает новые качества, которые не были потенциальны или даже возможны в ее нереализованном состоянии. 3. Сущность, сохраняя свою тождественность, интегрирована в структуру, как часть в целое.
В своем опыте мы обнаруживаем эффект проявления этих действий, но привыкли усматривать в них доказательство того, что все находится в процессе изменения в соответствии с естественными законами. Нам не так легко выявить сущностную (эссенциальную) новизну, вызванную реальными трансформациями. Одной из причин такого положения дел является то, что мы слишком полагаемся на чувственный опыт и недооцениваем более тонкие восприятия нашего внутреннего сознания, другой причиной можно считать то, что истинные трансформации сравнительно редки, поскольку строгие условия, требуемые для их реализации, не возникают без сознательного намерения. Общепризнанного символа для гептады не существует - возможно, потому, что гептада не может быть полностью представлена какой-либо стационарной фигурой. Трансформацию невозможно понять ни по началу или концу, ни даже по тому пути, который соединяет конец и начало; она может быть понята лишь через ее тотальное действие. Мы привыкли думать о некоем объекте, подвергающемся трансформации из одного состояния в другое. Это не адекватно. Мы можем добавить к этой картине окружение и признать, что оно также должно участвовать в трансформации. Это уже лучше, но все еще не достаточно. Трансформация сама по себе является реальностью, которая должна быть принята в расчет. Когда Шекспир написал о Заре, как о " золочении бледных струй небесной алхимии", трансформация, которую он вызвал, была тотальной: в объекте и его окружении, в очевидце и в самой " небесной алхимии".
Простейшим способом обрисовать трансформацию является ассоциирование ее с тремя Сферами: Факте, Ценности, Гармонии. То, что трансформируется, есть Факт. То, что приобретается субстанцией в процессе трансформации, есть Ценность. Сама трансформация есть то, что реализуется в Сфере Гармонии. Все три отличны один от другого и являются, однако, одним. Мы можем, частично, представить ситуацию посредством тетрад с общей точкой:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|