Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




Геоурбанистика

 

Направление подготовки

021000 – География

 

Профиль подготовки

Общая география

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

г. Саранск

2011 г.

 

1. Цели и задачи учебной дисциплины:

Целями освоения учебной дисциплины (модуля) Геоурбанистики является: ознакомление с основными понятиями и особенностями современной урбанизации; изучение методологических проблем развития городов и их систем; изучение роли городов в территориальной организации общества, структуры и динамики их пространственного развития.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Дисциплина является разделом Экономической и социальной географии и ориентирована на студентов уже знакомых с основами экономической географии, картографии и географии населения с основами демографии и этнографии. В свою очередь, курс Геоурбанистики дает основу для понимания отраслевых экономико-географических дисциплин и, в целом, для создания представления о территории, о жизни людей в городах и агломерациях, территориальной организации городов и городских систем расселения.

Прежде чем приступить к освоению данной дисциплины необходимо получить знания о законах развития компонентов природного комплекса, об особенностях территориальной организации городских систем стран мира, о глобальных проблемах современной урбанизации. Студент должен иметь представление о географических аспектах урбанизации, особенностях развития крупнейших урбанизированных зон мира, о проблемах территориальной организации городов, об основах градостроительной политики и управлении развитием городов.

Геоурбанистика является предшествующей для изучения следующих дисциплин – социальной географии, статистики населения, экономики народонаселения, этнологии, социологии, а также отраслевых экономико-географических дисциплин: географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.

Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: овладение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК–1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); наличие навыков работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-10); владение и умение применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития, в области географического и экономико-географического районирования; иметь навыки территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической деятельности (ПК-18).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

1. Главные понятия и особенности современной урбанизации;

2. Теоретико-методологические основы науки;

3. Циклы урбанизации и типы урбанизированных регионов;

4. Основные исторические этапы возникновения и развития городов;

5. О географии мировых и российских городов;

7. Специфику социально-экономического развития современных агломераций;

8. Функции, классификацию и типологию городов;

9. Территориальную организацию городов;

10. Основы градостроительной политики и управление развитием городов.

 

Уметь:

1. Пользоваться источниками информации о населении и системах расселения;

2. Самостоятельно и творчески работать с литературными и статистическими источниками и находить в них основные положения;

3. Составлять картосхемы, диаграммы и графики и на их основе делать заключения об особенностях развития городских систем;

4. Последовательно, четко и грамотно излагать свои мысли, творчески подходить к анализу различных вопросов и проблем геоурбанистики;

5. Хорошо ориентироваться в федеральных и региональных программах и концепциях градостроительной политики Российской Федерации и своего региона.

Владеть:

1. Методикой изучения городов и спецификой географического подхода к изучению агломераций;

2. Методикой экономико-географических исследований;

3. Методикой составления картосхем, диаграмм и графиков;

4. Методикой работы с оценочными шкалами;

5. Навыками количественного анализа сети населенных пунктов;

6. Методикой расчета основных показателей, характеризующих географию городского расселения.

Образовательные технологии

Используются активные методы обучения, которые включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям:

· приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения

· сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения).

· активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения необходимого им результата обучения.

· максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения

· развитие - наряду со специфическими изучаемыми навыками - приемов эффективного обучения.

 

При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения (обучение в сотрудничестве), деловые и ролевые игры, кейсы, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Ролевая игра. В процессе подготовки специалиста игра является своеобразной формой имитационного моделирования, т.е. моделью взаимодействия партнёров по общению в обстановке имитации условий будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают или совершенствуют профессионально-ориентировочные умения. В рекомендациях по проведению ролевых игр особые требования предъявляются к преподавателю, как к организатору учебного процесса, т.к. успешность игры может быть обеспечена лишь в том случае, если преподаватель сможет: cоздать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре, смотря при этом на всё глазами студентов; быть предельно выдержанным; интересно и разнообразно организовать работу с учётом возрастных и профессиональных особенностей обучающихся.

Изучение итоговой темы «Человек в городе» организовываем в виде ролевой игры.

Цель. Способствовать формированию навыков самостоятельного анализа экологических проблем в городской среде, роли человеческого фактора в экологическом развитии города, решении экологических проблем.

Студенты должны объяснить факторы динамики указанных явлений и объяснить взаимосвязи между социально-экономическим развитием, экологическими и народонаселенческими проблемами. Уметь находить пути решения экологических проблем в крупном городе.

Содержание работы:

Подготовительный период. За месяц до проведения игры студенты распределяются на 4-5 групп: первая – референты по общим проблемам геоурбанистики и роста численности городского населения; вторая – референты по проблемам качества городской среды Европейской части России; третья – референты по проблемам качества городской среды Азиатской части России; четвертая – референты по проблемам качества городской среды своего региона (субъекта РФ). В каждой группе выбирается руководитель, который распределяет обязанности среди студентов и все готовят доклад на симпозиум по Экологии города. Из каждой группы студентов выделяется по одному человеку для работы в редакционной коллегии. Преподаватель выполняет обязанности консультанта и помогает студентам в их работе.

Каждая группа референтов проводит следующую работу:

1. Сбор и обработка данных.

2. Изучение научной литературы по проблемам социально-экономического и демографического развития городов.

3. Анализ всех видов источников по проблемам развития экономики и социальной сферы городов развитых и развивающихся стран с целью выявления тенденций, закономерностей и параллелей в развитии.

4. Подготовка научного доклада (сообщения) по выделенным проблемам.

5. К докладу прилагаются различные иллюстрации: таблицы, графики, картосхемы, презентации.

Редакционная группа знакомится с результатами работы групп референтов и готовит проект постановления в виде совместного плана действий в области экологических проблем города. Документ освещает общие и специальные проблемы и возможные пути их решения правительствами страны и субъектов.

Организация проведения Симпозиума по экологическим проблемам городов. Для проведения занятия оформляется аудитория: расставляются аудиторные столы и определяется место для каждой группы референтов (представителей субъектов), развешивается разнообразный иллюстративный материал, подготавливаются презентации на интерактивной доске. Симпозиум открывается председателем (может быть студент или преподаватель). Он зачитывает краткое вступительное слово. Затем слово дается «хозяевам», т.е. руководителю субъекта, где проводится данная сессия. Вырабатывается регламент докладов и сообщений, уточняется время кофе-брейк. Заслушиваются доклады и ответы на вопросы.

В заключении руководитель анализирует предложенные пути решения проблем экологических проблем города и представляет основные положения проекта рекомендаций. Принимается решение и симпозиум закрывается.

Обучение в сотрудничестве. Это модель использования малых групп студентов. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Преподаватель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным студентам или группе. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех студентов группы, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...