Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы повышения структурной надежности




Основные понятия и определеня

Показатели структурной надежности сети и методы их определения

Способы повышения структурной надежности

Раздел 5 посвящен вопросам структурной надежности сетей связи. Рассматриваются основные понятия теории надежности, различные аспекты структурной надежности и модели сетей связи для решения задач по указанной проблеме. Уделено внимание показателям структурной надежности и методам их определения. Рассматриваются способы повышения структурной надежности, используемые на реальных сетях. Приведены контрольные вопросы, список литературы и глоссарий.


5.1 Основные понятия и определеня

 

Надежностью какого-либо объекта (системы, сооружения, устройства или отдельной детали) называется его свойство, заключающееся в способности выполнять поставленные задачи в опреде­ленных условиях эксплуатации. Состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения ос­новных параметров в пределах, установленных нормативно-техни­ческой документацией, называют работоспособностью, а состояние, в котором объект удовлетворяет указанным требова­ниям, - его исправностью. Событие, заключающееся в нару­шении работоспособности объекта, называют отказом.

В зависимости от назначения объекта, выполняемых им функ­ций и условий эксплуатации различают несколько свойств объек­та, связанных с надежностью. К этим свойствам относятся:

  • безотказность (свойство непрерыв­но сохранять работоспособность);
  • долговечность (свойство сохранять рабо­тоспособность до определенного состояния);
  • ремонтопригодность (возможность выполнения ремонта и технического обслуживания);
  • восстанавливаемость (возможность восстановления работоспособ­ности после отказа);
  • срок службы или сохраняемость.

Для сетей связи, являющихся сложными многофункциональны­ми системами, состоящими из элементов разнородных по своим свойствам, показателям надежности, назначению, дате изготовле­ния, сроку ввода в эксплуатацию и т. п., можно выделить два ос­новных аспекта надежности, которые условимся называть аппара­турным и структурным.

Под аппаратурным аспектом будем пони­мать проблему надежности аппаратуры, отдельных устройств и их элементов, включая каналы и линейные тракты, т. е. отдель­ных элементов, входящих в узлы и линии сети.

Структур­ный аспект отражает функционирование сети в зависимо­сти от работоспособности или отказов узлов (станций, пунктов) или линий, магистралей, пучков каналов сети, т. е. он свя­зан с возможностью существования в сети путей доставки инфор­мации. В настоящем разделе будем говорить только о надежности, рассматривая сеть как единое целое. Надежность сети в этом случае будем называть структурной надежностью.
Учитывая многофункциональность сети, в которой при N уз­лах должно быть организовано N(N—1) связей, да еще разного вида (телеграф, телефон, звуковое или телевизионное вещание и т. п.), определить, что следует понимать под отказом сети, т. е. определить, когда сеть в целом перестает выполнять свои функции, практически невозможно. Иногда под отказом сети понимают потерю связности узлов. Однако этот показатель может быть при­нят только в некоторых частных случаях, так как он не учитывает важности отдельных связей. В других случаях надежность сети характеризуют некоторой «средней» величиной коэффициента го­товности (или другого показателя) связи или путей в сети для за­данных пар узлов. Более правильно, по-видимому, характеризо­вать надежность сети матрицей, вектором или перечнем показателей надежности линий или каналов сети или же для каждой пары пунктов сети — показателями надежности кратчайших или допустимых путей или всех воз­можных путей. Наконец, надежность сети может характеризоваться функциями (графиками) веро­ятностей того, что сохранится определенная часть из общего числа линий, путей или связей.
Будем относить понятие надежности не к сети в целом, а к пу­тям или совокупностям путей между заданной парой пунктов (уз­лов), т. е. рассмотрим надежность связи между этими пунктами, считая, что известны надежностные показатели линий и узлов. Тре­бования к надежности в таком понимании могут быть различными в зависимости от значения рассматриваемых пунктов, расстояний между ними, их взаимосвязанности в хозяйственной или другой деятельности, а также от вида и назначения связи. Заметим, что можно говорить: «сеть G1 надежнее сети G2», если при выполне­нии одинаковых функций в сети G1 надежность связей между все­ми заданными парами узлов не ниже, а между некоторыми — вы­ше, чем в G2.
Для связи между узлами (пунктами) aS и aT в сети исполь­зуются все возможные пути или выбранное по какому-либо при­знаку множество путей Mst. Каждый путь µ К ST (k-ый путь из множества путей от aS к aТ) состоит из линий и узлов, че­рез которые он проходит. Под показателем надежности пути (надежность пути) pK ST= p (µ К ST) будем понимать вероятность того, что данный путь в про­извольный момент времени находится в работоспособном состоя­нии, а это означает, что работоспособными должны быть все линии и узлы, входящие в этот путь. Надежность связи будем оценивать вероятностью того, что работоспособным является хотя бы один путь.
Отказом линии будем называть такое состояние, при ко­тором каналы, образующие рассматриваемую линию, либо полностью вышли из строя, либо их параметры настолько ухуд­шились, что практически их нельзя использовать (например, из-за больших помех, искажений, снижения уровня на приемном кон­це и т. п.) для данного вида связи. Надежность лини - ве­роятность ее безотказной работы — определяется, с одной сторо­ны, аппаратурной надежностью ее элементов, а с другой, — меха­нической исправностью линейных сооружений. Основными причи­нами отказов линий являются различные механические повреждения, возникающие при проведении строительных работ (до 60—65%) или вследствие стихийных бедствий (молнии, разливы рек, оползни — до 10—15%). Реже они являются следствием де­фектов монтажа или строительства этих линий (8—15%) или неаккуратной работы обслуживающего персонала (2—10%). Число и длительность таких повреждений в значительной степени зави­сят от типа и устройства линий, их географического положения и уровня организации эксплуатационной службы. При равных усло­виях их число пропорционально длине линии.
Отказ узла — невозможность передачи через него информа­ции с входящих каналов на исходящие. Такой отказ эквивалентен одновременному отказу всех ребер, инцидентных этому узлу. Он происходит, как правило, в результате механических разрушений части или всего оборудования (в результате пожара, стихийного бедствия и т. п.). Отказ узла приводит к нарушению значительно большего числа путей, чем отказ линии, однако вероятность тако­го события значительно меньше вероятности отказа линии. рассматри­вать только влияние линий, считая, что Надежность каналообразующей и некоторой другой аппаратуры узла входит, как правило, в оценку надежности линий.
С точки зрения надежности линии сети принадлежат к элементам с восстановлениями. Процесс функционирования восста­навливаемого элемента можно представить как последовательность интервалов работоспособности и простоя (восстановления) (рис.5.1). Длительности этих интервалов определяются всеми фак­торами, о которых говорилось выше.

 

 

- интервал работоспособности; - интервал простоя.

Рис. 5.1. Интервалы работоспособности и простоя (восстановления).

В первом приближении интервалыможно считать взаимно независимыми случайными величинами, имеющими определенное распределение со средними временами. Тогда среднее время безотказной работы (иногда эту величину называют наработкой на отказ) и среднее время восстановления . Под надежностью линии будем понимать вероятность нахождения линии в состоянии работоспособности или математическое ожидание доли времени, в течение которого линия находится в исправном состоя­нии (это определение эквивалентно понятию коэффициента готов­ности):
, (5.1)
где λ= 1/Т - интенсивность отказов;
µ =1/ - интенсивность вос­становления;
.
При малых значениях величины y можно принять:

. (5.2)

Аналогичным образом определяется вероятность отказа ребра bij:
Под живучестью сети
чаще всего понимают ее свойство со­хранять связность при массовых разрушениях узлов и линий связи сети и обеспечивать при этом связь между всеми или большинством пунктов хотя бы с по­ниженным качеством. В настоящее время нет установленного кри­терия для оценки живучести. Под живучестью сети будем по­нимать сохранение ее связности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...