Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главный «возрастной» мотив школьников– мотив достижения.




Мотивационная характеристика деятельности

Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в движение»): предмет потребности.

Потребность – Мотив – Деятельность

 

Функции мотива:

1. Побуждение к активности (оптимум мотивации)

2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. (Смысл раскрывается в эмоциях.)

Влияние мотивации на деят-ть:

1. активизирующее/тормозящее

2. направляющее

3. эмоциональная окраска

4. временная динамика

5. успешность деят-ти: оптимум мотивации

Мотивы и личность

Леонтьев А.Н.: «узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность»

Асеев: «процесс формирования личности характеризуется взаимовлиянием мотивации на деятельности и наоборот.»

2 мех-ма формирования личности:

1. Воздействие на мотивацию (например, убеждение) –> перестройка деят-ти

2. перестройка микросреды, деятельности –> перестройка мотивов.

Строение мотивационной сферы личности (Ильин, с.182)

- вся имеющаяся у человека совокупность мотивационных образований (мотивов, потребностей, целей, интересов)

 

характеристики:

· широта (качественное разнообразие мотивационных факторов)

· гибкость – разнообразие средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность

· иерархизованность – отражение значимости одних мотивов по отношению к другим

 

Мотивационную сферу как подструктуру личности (по Ковалеву) составляют не столько актуальные мотивы и потребности, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность, интересы)

 

 

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)

· физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

· потребность в безопасности (стабильность, порядок);

 

· потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

· потребность в уважении (самоуважение, признание);

· потребность в самоактуализации (развитие способностей).

 

Главный «возрастной» мотив школьников– мотив достижения.

Мотивация достижения - стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанная со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.

Ковингтон (Covington) и др. выделили три типа учеников: стремящиеся к успеху, избегающие неудачи и находящие неудачу нормальной.

  • Первый тип - это удачливые учащихся, которые считают себя ответственными, имеют далёкие планы, сами решают проблемы. Они решают задачи повышенной сложности и соглашаются с жесткой системой оценок.
  • Второй тип - достигли каких-то результатов, имея много неудач, пока не сформировали чувство ответственности и самоуважения. Откладывают проблемы «на потом».
  • Третий тип - потеряли надежду на избежание неудач и смирились с ними.

Мотив достижения как система самооценки (Хейхаузен).

Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности. Самооценка определяется тремя факторами: результатом действия, стандартом оценивания и интерпретацией причин происходящего. Результат деятельности соотносится со стандартом, но исход этого сопоставления может быть изменён посредством приписывания причин происходящего самому себе или внешним факторам.

 

 


Действие результат последствия самооценка

       
   
 
 


сопоставление со стандартом

 

приписывание причин

Люди различно интерпретируют причины происходящего.

 

Другие способы развития внутренней мотивации, основные направления:

учёт интересов учеников, развитие интереса к предмету и любознательности, организация правильного общения с учениками, организация совместной деятельности, создание благоприятного психологического климата в классе (развитие познавательных и социальных мотивов учения).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...