Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие социальных мотивов: организация сотрудничества.




На мотивацию сильно влияет то, как мы относимся к другим людям, вовлеченным вместе с нами в достижение определенных задач. Возможна: совместная работа, соревнование, индивидуальная работа.

Совместная работа: ученики уверены, что цель достижима тогда, и только тогда, когда другие ученики тоже достигнут результата.

Соревнование: школьники уверены, что их цель достигнута только в том случае, когда другие ее не достигли.

Индивидуальная работа: ученики понимают, что их результат не имеет никакого отношения к результатам других.

Совместная работа является наиболее полезной для развития социальных мотивов. Здесь школьники учатся взаимодействовать и быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было «зайцев», можно распределить ответственности между учениками.

Использование техники взаимодействия. Приведем несколько примеров.

Ученики могут легче получить лучшее представление о разнице сотки и гектара если они вместе отмерят две эти площади.

Что можно сделать с терроризмом, как его побороть? Можно выработать позицию класса с помощью обсуждения.

Использование соревнования. Индивидуальные соревнования часто вызывают чувства зависти, униженности или высокомерия и превосходства, поэтому их надо использовать чрезвычайно осторожно. Более полезными являются групповые соревнования.

Например, создаются команды учебных достижений. Каждая команда состоит из пяти человек (с разными способностями, успеваемостью, разного пола).

Учитель отмечает работу каждого члена команды, ведется также общий счёт по всей команде. Личные очки подсчитываются с использованием индивидуальных стандартов качества (ученики должны быть оценены только согласно с их личными достижениями, которые не должны никак сопоставляться с возможностями других школьников). Общий счёт – суммирование баллов всех участников.

Оценивание обычно ведется по 100-балльной системе; позже соотносится с 5-балльной системой: 5 – 100 баллов 4 – 80 и т.д.

Каждые две недели учитель проводит пересчет баллов, добавившихся за этот промежуток времени. Слабые ученики вносят свой вклад в общий счет (у каждого свой средний балл). Каждый работает самостоятельно и все работают вместе! Определяется группа победитель.

В целом на уроках большую часть времени занимает индивидуальная работа.

 

 

Мотивы учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Различают две большие группы мотивов:

1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

2. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Первая группа может быть разбита на несколько подгрупп:

n широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они различаются по уровням, которые определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к ключевым идеям и т.д.

n учебно-познавательные мотивы: интересы к методам научного познания, рациональной организации своего труда и т.д.

n мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие у школьника так называемого “мотива достижения”, он состоит в стремлении ученика к успеху, в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой и т.п.

Вторая группа мотивов - социальные - тоже распадается на несколько подгрупп:

n широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, в понимании необходимости учиться, в чувстве ответственности.

n узкие социальные - позиционные - мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, получить одобрение окружающих, заслужить их авторитет. Эти мотивы связаны с потребностью человека в общении.

n социальные мотивы - мотивы социального сотрудничества, состоит в том, что ученик стремится осознать, анализировать способы, формы своего сотрудничества с учителем, одноклассниками и т.д.

Глава 2. Возрастные особенности мотивации учения школьников

2.1 Мотив посещения школы первоклассниками (поступления в школу).

Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, т.к. потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной, могут быть: престижной (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, а не детсадовцем, желание быть “как все”, не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребностей могут быть как учеба, так и хождение в школу для выполнения роли ученика, школьника.

Оба эти мотива в организации поведения и учебной деятельности детей могут действовать в одном направлении, а могут и расходиться.

В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником).

 

О мотивационной готовности к школе детей 6-7 лет свидетельствует их отношение к обучению как к серьезной общественно-значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.

 

2.2 Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Особенностью мотивации младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Это, безусловно, имеет положительную сторону, т.к. учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования.

Мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки, однако у школьников 1-2-х классов эта роль своеобразна. Они воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Отметка младшим школьникам кажется важной, если она поставлена за четверть, т.к. “она не за один какой-нибудь урок, а за все прилежания ставится”. Это свидетельствует о том, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.

Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный мотив называется очень редко. Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, т.к. ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.

Однако такое отношение к отметке скоро исчезает. Школьники 3-4-х классов начинают тяготится своими обязанностями, их старательность уменьшается. Такие сдвиги в мотивационной сфере происходят потому, что не удовлетворяется познавательная потребность учащихся, а это связано с методикой их обучения, в частности с излишним количеством упражнений, направленных на выработку умений. В результате чрезмерно загружается память и недостаточно используется интеллект.

2.3 Мотивация учебной деятельности школьников средних классов.

Первой ее особенностью является возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не появляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания.

Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполнять домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того чтобы знать, а для того чтобы получать отметки. Пагубность такой мотивации учебной деятельности очевидна - происходит заучивание без понимания.

Это объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг.

Л.Н. Божович считает, что главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является стремление найти свое место среди товарищей.

2.4 Мотивация учебной деятельности школьников старших классов.

Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Неслучайно поэтому половина выпускников школы имеет сформированный план, включающий как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения.

Правда, выбор профессии может происходить не столь осознанно, а под влиянием родителей, в результате подражание товарищам или случайно возникшего интереса. В этом случае выбор может быть не связан с мотивацией обучения.

На мотивацию учения старшеклассников в значительной степени влияет степень адекватности самооценки учебных способностей. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что отрицательно сказывается на стратегических, оперативных и тактических аспектах познавательного развития, приводит к фрустрациям, снижению мотивации и активности в обучении.

Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Здесь уже отметка - это критерий знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу; вместо нее роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...