Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ структуры ассортимента и качествабезалкогольных напитков

 

Ассортиментом называется совокупность товаров, объединенных по какому - либо признаку. Ассортимент может быть торговым (набор товаров в магазине), производственным (перечень товаров, выпускаемых отдельными предприятиями), определенной товарной группы (набор разных видов и разновидностей товаров данной группы).

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

В магазине структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мере удовлетворять потребности населения. С этой целью в данной работе будет интересным рассмотреть структуру ассортимента безалкогольных напитков, реализуемых магазином № 4 "Меркурий" ОАО "Продтовары" по следующим классификационным признакам:

по насыщению двуокисью углерода;

по группам;

по номинальному объему;

по количеству реализуемой продукции.

При изучении ассортимента безалкогольных напитков было установлено, что все из представленных на реализацию напитков газированные.

 

Таблиц 7.

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по группам

  Группа безалкогольных напитков Количество напитков Удельный вес в ассортименте, %
Напитки сокосодержащие 2 7,7
Морсы - -
Напитки на растительном сырье 2 7,7
Напитки на подсластителях 8 30,8
Напитки на ароматах 9 34,6
Напитки на минеральных водах -  
Напитки специального назначения 2 7,7
Энергетические напитки - -
Напитки витаминизированные - -
Квасы брожения - -
Квасные напитки 3 11,5
Итого 26 100

Вывод: наибольший удельный вес среди безалкогольных газированных

напитков, реализуемых магазином № 4 "Меркурий" ОАО "Продтовары", занимают напитки на ароматах - 34,6%; напитки на подсластителях - 30,8%. В небольшом ассортименте предлагаются квасные напитки (удельный вес - 11,5%), напитки сокосодержащие, на растительном сырье, специального назначения (удельный вес каждого - 7,7%).

На прилавках магазина отсутствует ассортимент безалкогольных напитков таких групп, как витаминизированные, энергетические напитки, морсы, квасы брожения, напитки на минеральных водах.

 

Таблица 8

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по номинальному объему

Номинальный объем   Количество бутылок, реализованных за один месяц Удельный вес, %
ПЭТ-бутылка - 1/2,0 л 3707 13,3
ПЭТ-бутылка - 1/1,5 л 8090 28,9
ПЭТ-бутылка - 1/1,0 л 9000 32,2
ПЭТ-бутылка - 1/0,5 л 4250 15,2
ПЭТ-бутылка - 1/0,25 л 2903 10,4
Итого 27950 100

 

Вывод: если проанализировать данную таблицу, то наибольший удельный вес составляют напитки, разлитые в ПЭТ-бутылку с номинальным объемом 1,0л (26,9%), 1,5 л (24,3%), что объясняется наибольшим спросом на данные напитки (соответственно 32,2% и 28,9%).

Наименьшим спросом пользуются напитки, разлитые в бутылки вместимостью 2,0л; 0,5л; 0,25л.


Таблица 9

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных, которые были реализованы в магазине № 4 "Меркурий" ОАО "Продтовары" за февраль 2007

Наименование напитка Количество реализованных напитков, бут Удельный вес в ассорти-менте, %
"Фанта Апельсин". Изготовитель - ИП "Кока - Кола Бевриджиз - Белоруссия"   1800   6,4
"Мультифрут", т. м. "Дарида" Изготовитель - УЧП "Дарида" 743 2,6
"Ванила Кока - Кола". Изготовитель - ИП "Кока - Кола Бевриджиз - Белоруссия".   2140 7,7
"Тархун", т. м. "Трайпл". Изготовитель - СП ООО "Акватрайпл"   1570 5,6
"Кола - Джаз". Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис" 1315 4,7
"Аромат Киви". Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис" 603 2,2
"Кисс - Кола". Изготовитель - ОАО "Брестское пиво" 1288 4,6
"Крем - Сода", т. м. "Олимп". Изготовитель - ООО "Маркетинг - Центр" 1257 4,5
"Пепси Лайт". Изготовитель - ООО "Пепси Боттлинг Групп", Санкт - Петербург 1965 7,0
"Аква Дью. Лимонад". Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис" 950 3,4
"Крем - сода", т. м. "Санта". Изготовитель - СП "Санта Бремор" ООО 1008 3,6
"Вкус детства. Дюшес", Изготовитель - ОАО "Брестское пиво" 890 3,2
"Аква Дью" с ароматом вишни Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис" 615 2,2  
1 2 3
"Санта кристальная" с ароматом "Банан". Изготовитель - СП "Санта Бремор" ООО 605 2,2
"Санта" с ароматом "Апельсин". Изготовитель - СП "Санта Бремор" ООО 749 2,7
"Ледяной чай" с ароматом лесных ягод. Изготовитель - Филиал Пружанского райпо "Комбинат кооперативной промышленности" 1200 4,3
"Ледяной чай" с ароматом карамели. Изготовитель - Филиал Пружанского райпо "Комбинат кооперативной промышленности" 1005 3,6
"Ирисовый" Изготовитель - Филиал Пружанского райпо "Комбинат кооперативной промышленности" 415 1,5
"ТОП" с ароматом "Клюква". Изготовитель - СП "Санта Бремор" ООО 810 2,9
"ТОП" с ароматом "Карамбола". Изготовитель - СП "Санта Бремор" ООО 900 3,2
"Вейнянский Родник - яблочный аромат". Изготовитель - ООО "Завод "Вейнянский родник", РБ 646 2,3
"Вита Фрут" с ароматом барбариса. Изготовитель - ОАО "Брестское пиво" 1100 3,9
"Вита Фрут" с ароматом лимона и мяты. Изготовитель - ОАО "Брестское пиво" 856 3,1
"Квас Боярский", т. м. "Трайпл", Изготовитель - СП ООО "Акватрайпл" 1300 4,6
"Квас Ржаной", т. м. "Братина" Изготовитель - ООО "Квас-Пром", РФ, г. Москва. 1250 4,5
Квас "Марочный" Изготовитель - ЗАО "Виртек", Россия 970 3,5
Итого 27950 100

 

Вывод: наибольший удельный вес среди реализованной продукции занимают напитки: "Ванила Кока - Кола" (7,7%), "Пепси Лайт" (7,0%), "Фанта Апельсин" (6,4%).

Эти напитки пользуются повышенным спросом, особенно у молодежи, объяснение этому - реклама и всевозможные акции, которые проводит компания "Кока - Кола".

Ассортимент продукции характеризуется следующими основными показателями: широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью и новизной.

1. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Оценивается коэффициентом широты:

 

Кш = Шдб х 100%, где

 

Шд - фактическое количество групп, видов, разновидностей, наименований товаров, имеющихся в наличии;

Шб - широта, принятая за основу для сравнения.

В нашем случае Шд = 26 разновидностей (таблица 7). В качестве базовой широты принимаем количество безалкогольных напитков, максимально возможных в реализации данного магазина: Шб = 36.

 

Тогда Кш = 26/36 х 100 = 72,2%

Вывод: коэффициент широты ассортимента безалкогольных напитков в магазине № 4 ОАО "Продтовары" составляет 72,2%, что указывает на достаточно хорошую насыщенность магазина данной продукцией.

2. Полнота ассортимента - соответствие фактического наличия видов товаров разработанному перечню и существующим потребностям. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента:

 

Кп = Пдб х100%, где

 

Пд - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже;

Пб - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

Согласно таблице 7 фактическое количество групп безалкогольных напитков, имеющихся в продаже равно 6, т.е. Пд = 6.

В соответствии с СТБ 659-2006 предусмотрено 11 групп безалкогольных напитков, т.е. Пб = 11.

 

Тогда Кп = 6/11 х 100 = 54,5%.

Вывод: коэффициент полноты ассортимента равен 54,5 %, что указывает на неполный ассортимент безалкогольных напитков. Возможность выбора различных видов напитков у потребителя снижена. Необходимо увеличить полноту ассортимента за счет насыщения прилавков такими напитками, как квасы брожения, напитки на минеральных водах, витаминизированные напитки и т.п.

3. Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента

 

Кг = Гдб х 100%, где

 

Гд - фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже;

Гб - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т.п.

Рассчитаем глубину напитков в зависимости от номинального объема ПЭТ - бутылки (Гб = 5):

 

  Группа безалкогольных напитков Номинальный объем ПЭТ - бутылки Глубина, Гд Кг, %
Напитки сокосодержащие 1/1,5л 1/1,0л 1/0,25л   3   60
Напитки на растительном сырье 1/1,5л 1/1,0л 2 40
Напитки на подсластителях 1/2,0 л 1/1,5л 1/1,0л 1/0,5л   4   80
Напитки на ароматах 1/2,0 л 1/1,5л 1/1,0л 1/0,5л 1/0,25л   5   100
Квасные напитки 1/2,0 л 1/1,5л 2 40

 

Вывод: более полно представлен ассортимент безалкогольных напитков, таких групп, как напитки на ароматах (Кг = 100%), на подсластителях (Кг = 80%), напитки сокосодержащие (Кг = 60%).

4. Новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

В магазине № 4 ""Меркурий" ОАО "Продтовары" новыми видами напитков являются квас "Марочный" и "Квас Ржаной", т.е. Н = 2.

Тогда коэффициент новизны равен: Кн = Н/ Шд х 100% = 2/26 х 100= 7,7%.

5. Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Устойчивым спросом у потребителей пользуются следующие напитки:

"Фанта Апельсин";

"Ванила Кока - Кола";

"Тархун", т. м. "Трайпл";

"Кола - Джаз";

"Кисс - Кола";

"Крем - Сода",

"Пепси Лайт";

"Ледяной чай" с ароматом лесных ягод;

"Квас Боярский", т. м. "Трайпл",

"Квас Ржаной".

Таким образом, У = 10. Ку = 10/26 х 100 = 38,5 %.

Вывод: коэффициент устойчивости равен 38,5%. Этот небольшой показатель можно объяснить, "консерватизмом" во вкусе и привычке потребителей. Оценив определенное наименование напитка, потребитель долго не меняет свои предпочтения.

Анализ качества безалкогольных напитков будем проводить органолептическим методом, который основан на определении качества товаров с помощью органов чувств - зрения, обоняния, вкуса, осязания.

Органолептическую оценку качества безалкогольных напитков осуществляют по 25-балльной системе по следующим показателям качества: прозрачность, цвет, внешний вид - от 1 до 7 баллов; вкус и аромат - от 6 до 12 баллов; насыщенность СО2 - от 2 до 6 баллов (таблица 10).

 

Таблица 10

Показатель

Оценка

"Отлично" "Хорошо" "Удовл. " "Неудовл. "
Прозрачность Соответствует ТНПА Соответствует ТНПА Соответствует ТНПА Не соответствует ТНПА
Цвет, внешний вид 7 5 4 1
Вкус, аромат 12 (полный, ярко выраженный, свойственный напитку) 10 (хороший, свойственный напитку) 8 (неполный вкус, слабый аромат) 6 (плохо выраженный вкус, несвойствен-ный аромат)
Насыщенность СО2 6 (обильное выделение пузырьков, легкое покалывание на языке, длительное выделение СО2, игра пузырьков) 5 (обильное, но непродолжи-тельное слабое покалывание, пенообразова-ние) 4 (непродолжи-тельное выделение СО2, слабый вкус СО2) 3 (не ощущается)

 

Высшим баллом за прозрачность оценивают напитки прозрачные с блеском. При отсутствии блеска снижают оценку до 5 баллов. Вкус и аромат оценивают высшим баллом (10) в том случае, когда напиток имеет характерный, полный вкус и сильно выраженный аромат, свойственные данному напитку. Высшим баллом (6) по насыщенности СО2 напиток оценивают при обильном и продолжительном выделении диоксида углерода после налива в бокал, ощущении на языке легкого покалывания. При обильном, но непродолжительном выделении диоксида углерода оценку снижают на 1 балл. По сумме баллов качество безалкогольных напитков оценивают следующим образом: "отлично" - 23-25 баллов; "хорошо" - 19-22 балла; "удовлетворительно" - 15-18 баллов; "неудовлетворительно" - ниже 15 баллов. Качество кваса оценивается дегустацией по 19-балльной системе. При дегустации анализируются вкус, аромат, цвет, внешний вид, резкость. Квас отличного качества имеет оценку 19-17 баллов; хорошего - 16-14 баллов; удовлетворительного - 13-10 и плохого - ниже 10 баллов. Высший балл для оценки вкуса и аромата - 12; цвет и внешний вид - 7. Резкость характеризует содержание диоксида углерода.

Общая балльная система безалкогольных напитков представлена в таблице 11.

 

Таблица 11.

Оценка Напитки безалкогольные (кроме кваса) Квас
"Отлично" 25-23 19-17
"Хорошо" 22-19 16-14
"Удовлетворительно" 18-15 13-10
"Неудовлетворительно" Менее 15 Менее 10

 

В качестве анализируемых образцов будем рассматривать:

1. Напиток безалкогольный газированный "Ванила Кока - Кола". Изготовитель - ИП "Кока - Кола Бевриджиз - Белоруссия", ПЭТ-бутылка - 1/1,0л.

2. Напиток безалкогольный газированный "Фанта Апельсин". Изготовитель - ИП "Кока - Кола Бевриджиз - Белоруссия", ПЭТ-бутылка - 1/1,0л.

3. "Кола - Джаз". Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис", ПЭТ-бутылка - 1/1,5л.

4. "Ледяной чай" с ароматом лесных ягод. Изготовитель - Филиал Пружанского райпо "Комбинат кооперативной промышленности", ПЭТ-бутылка - 1/1,5л.

5. "Вейнянский Родник - яблочный аромат". Изготовитель - ООО "Завод "Вейнянский родник", РБ, ПЭТ-бутылка - 1/0,5л.

1. Напиток безалкогольный газированный "Ванила Кока - Кола"

 

Показатель Характеристика Оценка в баллах
Цвет, внешний вид Темно - коричневый 7
Вкус, аромат Полный вкус, сильно выраженный аромат 12
Насыщенность СО2 Обильное выделение пузырьков, легкое покалывание на языке, слабое пенообразование 5
Итого   24

 

2. Напиток безалкогольный газированный "Фанта Апельсин"

 

Показатель Характеристика Оценка в баллах
Цвет, внешний вид Оранжевый 7
Вкус, аромат Полный вкус, сильно выраженный аромат 12
Насыщенность СО2 Обильное выделение пузырьков, легкое покалывание на языке, игра пузырьков 6
Итого   25

 

3. Напиток безалкогольный газированный "Кола - Джаз",

 

Показатель Характеристика Оценка в баллах
Цвет, внешний вид Темно - коричневый 7
Вкус, аромат Вкус хороший, свойственный напитку 10
Насыщенность СО2 Обильное выделение пузырьков, легкое покалывание на языке, слабое пенообразование 5
Итого   22

 

4. Напиток безалкогольный газированный "Ледяной чай" с ароматом лесных ягод

 

Показатель Характеристика Оценка в баллах
Цвет, внешний вид Светло - коричневый 7
Вкус, аромат Вкус хороший, свойственный напитку 10
Насыщенность СО2 Обильное выделение пузырьков, легкое покалывание на языке, игра пузырьков 6
Итого   23

 

4. Напиток безалкогольный газированный "Вейнянский Родник - яблочный аромат".

 

Показатель Характеристика Оценка в баллах
Цвет, внешний вид Прозрачный 7
Вкус, аромат Вкус хороший, слабый аромат 8
Насыщенность СО2 Обильное выделение пузырьков, легкое покалывание на языке, игра пузырьков 6
Итого   21

 

Вывод: проанализировав данные таблиц, можно сделать вывод, что в целом исследуемые по органолептическим показателям образцы отличного и хорошего качества.


Заключение

 

В данной работе проводился анализ структуры ассортимента безалкогольных напитков и их качества по органолептическим показателям.

При анализе структуры ассортимента напитков безалкогольных, реализуемых магазином № 4 "Меркурий" ОАО "Продтовары" установлено:

коэффициент широты ассортимента безалкогольных напитков составляет 72,2%, что указывает на достаточно хорошую насыщенность магазина данной продукцией;

коэффициент полноты ассортимента равен 54,5 %, что указывает на неполный ассортимент безалкогольных напитков. Возможность выбора различных видов напитков у потребителя снижена. Необходимо увеличить полноту ассортимента за счет насыщения прилавков такими напитками, как квасы брожения, напитки на минеральных водах, витаминизированные напитки и т.п.

более полно представлен ассортимент безалкогольных напитков, таких групп, как напитки на ароматах (Кг = 100%), на подсластителях (Кг = 80%), напитки сокосодержащие (Кг = 60%);

коэффициент новизны равен 7,7%;

коэффициент устойчивости равен 38,5%. Этот небольшой показатель можно объяснить, "консерватизмом" во вкусе и привычке потребителей. Оценив определенное наименование напитка, потребитель долго не меняет свои предпочтения.

При анализе качества безалкогольных напитков установлено, что анализируемая продукция отличного и хорошего качества.

В заключении данной работы хочется отметить, что ассортимент продукции в розничной торговле представляет собой предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров, с тем чтобы обеспечить выбор. В таком случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности, а это путь к увеличению объемов продажи товаров.

Управление ассортиментом - комплексная система, затрагивающая не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все эти слагаемые следует рассматривать в совокупности, так как они формируют "образ" товара.

Задача торгового предприятия состоит в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а обеспечить комплексное удовлетворение его потребности.

Формируя ассортимент товаров, следует учесть и такой фактор, как качество продукции. Чем выше качество продукции, тем выше спрос и сбыт продукции.


Литература

 

1. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров. - Мн.: Ураджай, 1998. - 396с.

2. Рудольф В.В., Балашов В.Е. Производство безалкогольных напитков и розлив минеральных вод. - М.: Агропромиздат, 1988. - 287с.

3. Экспертиза напитков/ В.М. Позняковский, В.А. Помозова и др. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 384с.

4. Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К", 2005. - 404с.

5. Шуман Г. Безалкогольные напитки: сырье, технологии, нормативы. - СПб.: Профессия, 2004. - 278с.

6. Химический состав пищевых продуктов / Под ред. И.М. Скурихина. - М.: ВО "Агропромиздат", 1987. - 224с.

7. Киракозова Н.Ш., Каткова Г.Ф. Справочник продавца продовольственных товаров. - М.: Высш. шк., 1991. - 352 с.

8. СТБ 539-2006. Напитки безалкогольные. Общие технические условия.

9. СанПиН 11-63 РБ 98. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарные нормы и правила


Приложение

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...