Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации обучения в среднем профессиональном учебном заведении.




Вопрос № 70.

План ответа:

  1. Основные формы организации учебного процесса, их дидактические цели;
  2. Урок, его признаки, основные требования к нему.
  3. Классификация уроков по типам.
  4. Экскурсия как форма организации учебной работы, ее значение.
  5. Практические занятия (практикумы), их место в учебном процессе.
  6. Самостоятельная внеаудиторная работа, ее сущность и место в учебном процессе.
  7. Факультативные занятия, особенности их проведения.
  8. Учебная и производственная практика как формы организации профессионального обучения.
  9. Значение курсовых и дипломных работ.
  10. Научно – исследовательская деятельность студентов.
  1. Основные формы организации учебного процесса, их дидактические цели;

Форма — наружный вид, очертание; определенным образом уста­новленный порядок; внутренняя организация содержания.

Целостность педагогического процесса в образовательном уч­реждении достигается единством организационной, воспитательной, развивающей и психологической функций.

Так, организационная функция проявляется

в учете возрастных особенностей студен­тов,

продумывании педагогом соответствия между содержанием обучения и методическим инструментарием, его реализующим.

Воспитательная функция обеспечивает

активность студентов в раз­ных видах учебно-воспитательной деятельности,

проявление у сту­дентов личностной и профессиональной позиции,

формирование системы ценностных ориентации.

Развивающая функция застав­ляет преподавателя искать такие формы обучения, которые будут наилучшим образом включать в работу разнообразные психиче­ские процессы во время получения студентами учебной информа­ции, при отработке практических умений и навыков и т.д.

Психо­логическая функция направлена на создание

атмосферы психоло­гического комфорта,

предоставление студентам свободы выбора,

стимулирование их деятельности, на включение в процесс обуче­ния активных методов.

Форма организации процесса обучения — внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя, осуществляемой в оп­ределенном порядке и режиме. Такие формы обучения условно на­зываются внешними.

Основаниями квалификации организационных форм обучения считают количество учащихся в процессе обучения; место их уче­бы; продолжительность учебных занятий.

В условиях учебно-воспитательного процесса в профессиональ­ной школе формы организации обучения делятся на

очные, очно-заочные (вечерние), заочные и экстернат.

В зависимости от места работы студентов формы организации обучения разделяются на аудиторные (учебное занятие (урок), семинарское занятие, практикумы, факультативные занятия) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа студентов, экскурсия, производственная практика, выполнение курсовых и выпускных квалификацион­ных работ).

Основные формы организации учебного процесса – это урок, экскурсия, практические занятия (практикумы), самостоятельная работа студентов, факультативные занятия, учебная и производственная практика, научно – исследовательская деятельность.

Урок – цель – решение дидактических задач, определенных требованиями учебной программы.

Экскурсия – цель – развитие познавательных способностей студентов при непосредственном восприятии жизненных и производственных процессов и явлений.

Практикум – цель – повышение студентов практических умений и навыков.

Самостоятельная работа - цель - Самостоятельная деятельность выполняет ряд функций:

- развивающую, поскольку именно самостоятельная деятель­ность способствует повышению культуры умственного труда, при­общению к творческим видам деятельности, обогащению интел­лектуальных способностей студентов;

- информационно-обучающую. Учебная деятельность студен­тов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной;

- ориентирующую и стимулирующую функции, которые прида­ют процессу обучения студентов так называемое профессиональ­ное ускорение, выражающееся в том, что в процессе самостоя­тельной деятельности у студентов не только развиваются интеллек­туальные способности, повышается культура умственного труда, но и формируется умение видеть горизонты прогресса педагоги­ческой науки;

- воспитывающую функцию, тоже проявляющуюся в само­стоятельной деятельности, поскольку личность специалиста, его профессиональные качества развиваются, формируются, а иногда и корректируются в процессе непосредственного выполнения того или иного вида задания для самостоятельной работы;

- функцию педагогической коррекции как части самостоя­тельной деятельности, поскольку наличие ее у студентов есть свое­образное отражение всего педагогического процесса в образова­тельном учреждении;

- исследовательскую функцию, которая выводит студентов на новый уровень профессионально-творческого мышления. Кроме этих функций для самостоятельной деятельности важна практи­ческая реализация функций самопобуждения и самоуправления, а также и познавательной функции.

Факультативные занятия – цель - Факульта­тивные занятия дополняют основную программу и могут вклю­чать более глубокое изучение отдельных тем и разделов программ учебных дисциплин, или малоразработанных тем, или новых тем, не вошедших в программу курса.

Учебная и производственная практика – цель - 1. выработка у студентов умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. 2 – закрепление теоретических знаний; 3 – связь знаний с жизнью.

Научно – исследовательская деятельность студентов – цель - формирование у студентов учебно-исследовательских умений, которые понимаются как умение применять соответствующие приемы научного метода в условиях решения учебной проблемы; формирование исследовательских навыков студентов, путем вовлечения их в разнообразные виды исследовательской работы.

 

  1. Урок, его признаки, основные требования к нему.

Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Учебное занятие (урок) — это форма организации учебной рабо­ты в среднем специальном, высшем учебном заведении, при которой преподаватель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом студентов, по твердому расписанию, ис­пользуя разнообразные методы для достижения дидактических за­дач, определенных требованиями учебной программы.

Урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить. Продолжительность – 45 минут.

Под структурой урока понимают соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи. В зависи­мости от данного соотношения и дидактической цели выделяют различные типы уроков.

Структура элементов учебного занятия:

изучения нового материала;

за­крепления пройденного;

контроля и оценки знаний студентов;

обобщения и систематизации знаний;

домашнего задания.

Многообразие учебных занятий не дает возможности исследо­вателям представить какую-то одну классификацию учебного за­нятия (урока). Так, были попытки классифицировать их по ди­дактической цели; содержанию и способам проведения; основ­ным этапам учебного процесса; по методам обучения; способам организации учебной деятельности учащихся; по дидактическим задачам, решаемым на учебном занятии.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям:

1. содержанию (например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии)

2. способу проведения (уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уро­ки самостоятельной работы и т. д.).

3. по логическому содержанию работы и характеру позна­вательной деятельности различаются следующие типы уроков: 1) вводный, 2) урок первичного ознакомления с материа­лом, 3) усвоения новых знаний, 4) применения полученных знаний на практике, 5) урок навыков, 6) закрепления, пов­торения и обобщения, 7) контрольный, 8) смешанный, или комбинированный

Традиционная классификация уроков:

1) урок комбинированный, или урок смешанный;

2) урок ознакомления с новым материалом, или урок сообще­ния, изучения новых знаний;

3) урок выработки и закрепления умений и навыков;

4) обобщающий урок;

5) урок проверки знаний, умений и навыков.

 

  1. Классификация уроков по типам.

 

Типология уроков

1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний. Содержанием урока является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг во­просов и требующий значительного времени на изучение.

Структура урока:

• повторение пройденного материала;

• объяснение нового и работа с учебником;

• проверка понимания и первичное закрепление знаний;

• задание на дом.

2. Урок закрепления знаний.

Вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.

Структура урока:

• проверка домашнего задания;

• выполнение устных и письменных упражнений;

• проверка выполнения заданий;

• задание на дом.

3. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Закрепление умений и навыков идет на нескольких уроках подряд, а в дальнейшем имеет продолжение, когда класс занима­ется другими темами.

Структура урока:

• воспроизведение теоретических знаний;

• выполнение практических заданий и упражнений;

• проверка выполнения самостоятельных работ;

• задание на дом.

4. Обобщающий урок.

Систематизация и воспроизведение наиболее существенных вопросов из ранее пройденного материала, восполнение имею­щихся пробелов в знаниях учащихся, раскрытие важнейших идей изучаемого курса. Обязательный элемент такого урока — вступление и заключение учителя.

Структура урока:

• воспроизведение основных структурных блоков темы;

• выделение наиболее существенных вопросов, основных

идей темы;

• подведение итогов учителем.

5. Урок проверки знаний, умений и навыков.

Выявление уровня обученности учащихся, определение недо­статков в овладении материалом, корректировка учебного процес­са. Проверка осуществляется в устной и письменной форме.

Структура урока:

• выполнение устных и письменных упражнений, заданий;

• выполнение практических заданий;

• проверка выполнения заданий.

6. Комбинированный или смешанный урок. Решаются несколько дидактических задач, как правило, при работе в начальных и младших классах.

Структура урока:

• проверка домашнего задания и опрос учащихся;

• изучение нового материала;

• закрепление новых знаний в ходе тренировочных упраж­нений;

• повторение ранее изученного в виде беседы;

• применение знаний на практике;

• задание на дом. Обязательными элементами любого урока являются:

• организационный момент, т. е. постановка целей и обеспе­чение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и установок на вос­приятие, осмысление, запоминание материала;

• подведение итогов для:

— оценки работы учащихся;

— определения перспектив дальнейшей работы.

Лекция (от лат. lectio — чтение) — систематическое устное из­ложение материала. В учебном процессе используется как метод обучения во время изложения нового материала в разных типах уроков, как форма организации обучения в лекционно-семинарской системе. Лекция основана на косвенной или непосредствен­ной передаче учебной информации преподавателем студенческой аудитории.

Лекция направлена на формирование ориентировочной осно­вы для последующего усвоения студентами учебного материала;

систематизацию основы научных знаний по дисциплине;

раскры­тие проблем, современного состояния и перспектив прогресса в конкретной области науки;

концентрацию внимания студентов на наиболее сложных и узловых вопросах дисциплины.

В самом общем плане лекции призваны стимулировать активную познава­тельную деятельность обучаемых и формировать их творческое мышление.

Лекция определяется как главное звено дидактического цикла обучения, и выполняет научную, учебно-познавательную и воспитательную функции.

Научная функция лекции состоит в передаче студентам сведе­ний о современном состоянии науки, ее методах и содержании, принципах, закономерностях, ее основных идеях и теориях, обоб­щенных ею фактах, явлениях, событиях, показе взаимосвязи тео­рии и практики.

Учебно-познавательная функция лекции выражается:

- в обеспечении эффективного и точного выполнения учеб­ного плана и учебной программы;

- развитии познавательной сферы студентов посредством их знакомства с новой информацией через систему проблемно-по­исковых методов;

- организации научного труда студентов в виде самостоятель­ного поиска на поставленные лектором проблемные вопросы и переработка студентами представленной учебной информации как по ходу лекции, так и при подготовке к семинару или практиче­скому занятию, во время выполнения курсовых и дипломных работ.

Воспитательная функция лекции выражается в том, что она является важным средством формирования педагогической позиции студентов, профессионального интереса, ценностных ориентиров, так как лектор оказывает на аудиторию слушателей определенное личное эмоциональное воздействие.

Показателями воспитательного значе­ния лекции становятся быстрое включение студентов в работу, внимательность, активность при ответах на вопросы преподавате­ля; или же безразличие, раздражительные высказывания студен­тов в адрес лектора, содержания лекции; посещаемость лекции.

Недостатки лекционной формы:

- монологичность преподнесения материала ведет за собой неточность обратной связи и оперативного контроля со стороны преподавателя по усвоению студентами лекционного материала;

- преподавателю невозможно осуществить адаптацию учебного материала к характеру, особенностям, темпу восприятия каждого студента, из-за чего процесс индивидуализации обучения ограни­чен. По ходу лекции одни студенты успевают осмыслить матери­ал, а другие могут только механически записать его;

- лекция приучает студентов к пассивному, некритическому восприятию чужих мнений, замораживая стремление мыслить са­мостоятельно;

- центральной дидактической задачей лекции является орга­низация первоначального восприятия материала для дальнейшего самостоятельного овладения знаниями. Но чем она лучше читает­ся преподавателем, тем большая вероятность пассивного воспри­ятия материала студентами;

- чрезмерная избыточность информации, которая нередко яв­ляется следствием разъяснения преподавателем всем известных или понятных положений, излишним повторением одних и тех же мыслей, неоправданно большим количеством примеров и ил­люстраций, увеличивает ее бессодержательную часть и способ­ствует тем самым перегрузке студентов;

- требование обязательного посещения лекций приучает их к школярству, ведет к формализму и отбивает вкус к самостоятель­ным занятиям.

Типы лекции.

Лекция традиционная (информационно-объяснительная, по­вествовательная, академическая), информативная.

Лекция проблемная иллюстрирует какую-либо научную или практическую проблему: ее появление, направление, способы ре­шения, а также последствия этого решения.

Лекции разделяются на виды по нескольким основаниям.

1. С точки зрения характера содержания это лекция:

- академическая (учебная). В своем содержании она четко соответствует программе дисциплины, последовательно и системно излагая основы данной науки, осуществляя знакомство слушате­лей с ее основными категориями, принципами и закономерно­стями. Стиль такой лекции — четкий план построе­ния, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выво­ды; цельная композиция такой лекции не допускает ответвлений мысли.

- популярная (публичная). В ней излагаются научные истины для аудитории, не подготовленной к их восприятию. Обычно та­кие лекции читаются вне стен образовательного учреждения.

2. По роли и месту в учебном процессе лекции де­лятся на вводные, установочные, обзорные, обобщающие, ком­плексные и факультативные.

3. С точки зрения используемых методов лекции представляются как: лекция-беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция электронная (слайд-лекция), или лекция с применением техники обратной связи.

Семинарские занятия (от лат. seminarium — рассадник) — это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсужде­ние студентами темы, учебной проблемы под руководством препо­давателя.

Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса.

Три функции: познавательная, воспита­тельная и контрольная.

Три типа: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного тематического курса; семи­нар, предназначенный для основательной проработки определен­ных тем курса; семинар исследовательского типа по отдельным проблемам науки.

В любом типе семинара выделяют такие характерные его черты:

— осуществление принципа совместной деятельности;

— возникновение непосредственных отношений преподавате­ля и студентов;

— самостоятельный поиск студентами решения учебной про­блемы во время подготовки;

— возможность относительно самостоятельного изучения воп­роса, индивидуализация изучения вопросов и проблем, выдвигае­мых для обсуждения на семинаре;

— направляющую и корректирующую помощь педагога при подготовке студента к семинару;

— сохранение тесной связи с принципиальными теоретиче­скими положениями лекции, урока, изложение нового материала на основе самостоятельно приобретенных сведений, но исключе­ние дублирования материала, когда при ответе на очередной во­прос студент использует только записи лекционного материала;

— проведение семинара в академической группе, стабильной на период учебы.

Видовое разнообразие семина­ров.

1. По основной дидактической цели: семинар-повто­рение; семинар-уточнение полученных знаний; семинар-углуб­ление и расширение знаний; смешанный семинар.

2. По предметам: предметный; межпредметный.

3. С точки зрения используемых методов: вопросо-ответный семинар; развернутая беседа; дискуссия; учебная конфе­ренция и — как ее разновидность — пресс-конференция; экскурсия; деловая или ролевая игра и т.д.

4. По форме проведения они могут быть организованы традиционно, как беседа по плану, заранее сообщенному студен­там, или как небольшие доклады, рефераты, рецензии с последу­ющим их обсуждением.

Для стимулирования познавательной ак­тивности и профессионального интереса проводятся проблемные семинары.

5. По использованию ТСО:

с использованием ТСО;

с ис­пользованием видеоаппаратуры;

с использованием ЭВМ.

Виртуаль­ный семинар, где участники не видят друг друга, а обменивают­ся только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в реаль­ном масштабе времени (off-line), и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...