Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Возникновение еретических движений в христианстве




Содержание

Введение

Глава I. Возникновение еретических движений в христианстве

§ 1. История возникновения ересей, их идейная и социальная сущность

§2. Становление и распространение раннехристианских ересей и ересей раннего средневековья

Глава II. Еретические движения высокого средневековья: общее и особенное

Заключение

Примечания

Список источников и литературы


Введение

 

Актуальность темы дипломного исследования определяется следующим. Каждый, кто занимался историей средневековых ересей, обращал внимание на радикальность социальных взглядов еретиков: требование общности или равенства, стремление уничтожить иерархии окружающего общества, призывы "унизить гордых, богатых и власть имущих. Изучив еретичество прошлого, его происхождение, движущие силы, цель, к которой оно ведет, мы лучше поймем основные тенденции развития постоянно меняющегося современного мира, его социальные проблемы. В России, с ее не сложившейся социальной структурой, полно деклассированных элементов, для которых привлекательными являются обозначенные выше идеи социальной справедливости. Часто эта тенденция порождает враждебность к культуре как фактору, вызывающему духовное и интеллектуальное неравенство, а в результате приводит к призыву уничтожить культуру.

Целью настоящей работы является изучение еретических движений средневековья и выявление их общих и особенных черт. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проследить историю возникновения христианских ересей средневековья;

. Исследовать причины возникновения ересей средневековья;

. Проанализировать социально-политическую сущность еретических движений;

. Определить общее в еретических движениях высокого средневековья;

. Выявить особенное в еретических движениях высокого средневековья.

Источниковая база. Анализ еретических движений невозможен без изучения ранней христианской истории. Существует множество античных и раннехристианских авторов оставивших труды по истории христианства. Нами были просмотрены диалог "О смерти Перегрина" Лукиана Самосаты, являющийся, по словам Ф. Энгельса "лучшим источником о первых христианах", сочинение Цельса "Правдивое слово" - значительнейшее из дошедших до нас произведений древности, направленных против христиан. Книга Цельса важна нам содержащейся в ней характеристике христианства, данной посторонним наблюдателем, которого нет оснований заподозрить в пристрастности суждений. Интересна книга и своей критикой христианства с точки зрения ученого и философа-идеалиста, отвергающего христианскую мифологию и основные догматы воплощения, воскресения, откровения, библейскую космогонию и эсхатологические чаяния. Так же в книге содержатся важные сведения о раннехристианских ересях [1].

Что касается собственно ересей и еретиков, то текстов принадлежащих им самим сохранилось мало - они тщательно уничтожались их преследователями, а зачастую просто не записывались. Главным источником для изучения взглядов еретиков оказываются послания их обличителей и решения церковных соборов их осудивших.

Первые упоминания ересей встречаются в Новом Завете в позднейших книгах (2 Петр 2: 1; Тит.3: 10), у апостола Павла (1 Кор.11: 18 и 19), апокалипсис прямо упоминает ересь николаитов. Так же упоминается родоначальник ересей - Симеон Волхв (Деяния 8: 9) [2].

Апологеты христианства были бескомпромиссны в догматической борьбе с ересями и не жалели слов при обличении "богомерзких" еретиков. Но и сами допускали вольности в своих суждениях относительно христианства. Уже во II веке появляется сочинение Иринея Лионского "Против ересей" [3]. Ириней занимает особое место среди младшего поколения апологетов. Ириней принадлежит к группе малоазийских богословов, верно хранивших традиции Павла и Иоанна, к "Иоанновой церкви". В своих трудах он выступил в защиту христианства и против эллинов и против гностиков - сохранилось полностью лишь в латинском переводе - "Adversus hаегеses".) Это (а также - "Epideicsi V") было и кратким изложением христианского учения. Ириней считал, что "Без Бога нельзя познать Бога", т.е. для Боговедения необходимо откровение. И "лучше ничего не знать, но верить в Бога и пребывать в любви к Нему, чем благодаря хитроумным рассуждениям впасть в безбожие" [4].

Важными для этого исследования стали труды Тертуллиана Квинта Септимия Флоренса - классика христианской патристики. Сам Тертуллиан входил в секту монтанистов, выступал с резкой критикой сложившейся церковной практики, в первую очередь, в связи с недостаточно последовательным соблюдением принципов аскетизма в христианских общинах, и с критикой оформляющейся иерархии клира. Перу Тертуллиана принадлежит множество трудов по апологетике и догматике, а также по вопросам моральной теологии и экклесиологии. По Э.Л. Радлову, все произведения Тертуллиана хронологически могут быть разделены на два периода: кафолические и монтанистические; по содержанию в том и другом периоде можно различать три группы - сочинения о христианской жизни, апологетические и догматические. К некоторым вопросам Тертуллиан возвращается, и это дает возможность определить изменение его взглядов. В сочинении "О проскрипции еретиков" Тертуллиан рассматривает ересь как зло, допущенное Богом и проистекающее по преимуществу из философии. Всякая ересь, по мысли Тертуллиана, есть новшество, которое не может быть обосновано учением апостольским [5].

Так же в данной работе были использованы источники: Иероним "Послание к Августину", Киприан. "Письма" [6] и др.

В целом церковная история рисует идиллическую картину победоносного шествия христианства. А многочисленные ереси они изображают как чисто догматические разногласия с принятым церковным учением. Однако, даже оставаясь на почве богословских источников, можно проследить со II и III вв. борьбу верующих, облекавшуюся в религиозную форму ереси.

В данной работе поимо прочих использовался источник юридического характера "Семь партид". Этот свод феодальных законов, а конкретно его седьмая часть, подробно повествует о еретиках, их видах, какого наказания они заслуживают и т.д. О богомильском движении дает представление "Болгарский синодик" датируемый XIII веком. Большую фактологическую ценность в описании Орлеанской ереси 1017 года представили "Пять книг историй своего времени" Рауля Глабера. "Великая хроника" Матвея Парижского дает представление о социальном составе ересей XIII в. Судьбу альбигойцев помогло осветить сочинение апологета католицизма, цистерцианского монаха Цезария Гейстербахского "Крестовый поход против альбигойцев". О движении Дольчино информацию предоставляет нарративный источник XIV в. из Пьемонта "История Дольчино, ересиарха Наварского" [7].

Историография диплома достаточно обширна. Ее составляют не только исследования посвященные истории ересей, но и работы историков, косвенно затрагивающих эту тему. В основу историографического обзора положен принцип важности той или иной работы для дипломного исследования.

При рассмотрении периода раннего средневековья использовался обширный пласт литературы об истории христианства. Особо можно выделить работу "У истоков христианства" Амброджо Донини, видного итальянского историка, которая освещает одну из драматических эпох европейской и мировой истории - крушение античного мира, Римской империи и возникновение в этих условиях христианства. В книге анализируются социальные, политические, идеологические истоки христианства, показан процесс объединения разрозненных групп верующих и превращение христианства в господствующую церковь Римской империи,а затем Византии и первых государств средневековой Европы. Книга содержит ряд малоизвестных сведений из истории религиозных движений первых веков новой эры. В книге Кубланова М.М. "Возникновение христианства. Эпоха, идеи, искания" на широком фоне общественной жизни эпохи, ее социальных идей и духовных исканий рассматривается начальный и наиболее неясный этап возникновения христианства и тенденции его исторического развития, приведшие впоследствии к превращению его в государственную религию. Работа интересна вопросами, на которые историк дает ответы: "Каковы внутренние пружины процесса становления новой религии?", "Где проходит водораздел между "дохристианством" и христианством?", "В чем специфика социальной психологии общества, в котором оно возникло?" [8]. Так же нами использовались работы Голубцовой Н.И. "У истоков христианской церкви", Ковалева С.И. "Основные вопросы происхождения христианства", Крывелева И.А. "История религий: очерки в 2томах", Свенцицкой И.С. "Раннее христианство. Страницы истории" и др. историков [9].

Поскольку в нашей работе большое внимание уделяется гностицизму, в силу его влияния на еретичество, большую ценность представили исследования посвященные данной проблеме: Трофимова М.К. "Историко-философские проблемы гностицизма", Хосроева А.Л. "Александрийское христианство по данным текстов из Наг-Хаммади", Поснова М.Э. "Гностицизм II века и победа христианской религии над ним". Последняя работа выделяется среди прочих, т.к. ее автор - русский православный библеист и историк Церкви - много занимался проблемами гностицизма. В частности, он считал, что генезис гностических идей тесно связан с течениями внутри самарянства [10]

Важными для дипломного исследования явились труды выдающегося дореволюционного историка Осокина Н.А. "История альбигойцев" и "Еретические верования", которые выполнены на мировом уровне, сохраняя свое значение и поныне. В этой работе Осокин Н.А. уделяет самое пристальное внимание истории гностических учений и манихейства из которых выводит ереси позднейших катар и альбигойцев [11].

Также история манихейской ереси рассматривается в работах Болотникова С.В. "Манихейство как религия постмодернизма", Ньюмана А. "Краткое описание манихейской ереси", в книге германского историка и религиоведа Гео Виденгрена "Мани и манихейство" [12].

Исследование еретических движений развитого средневековья ставит проблему выяснения социальной сущности ересей, причин их широкого распространения, выделения общих и особенных черт. В этом отношении определяющей для нас стала статья "О социализме" советского диссидента И.Р. Шафаревича и его же монография "Социализм как явление мировой истории" [13]. Последняя состоит из трех больших разделов: первый посвящен историческому разбору социалистических учений, начиная с Платона и кончая последними предшественниками марксизма ("Хилиастический социализм"), второй - практике существования "социалистических государств" от древности до нового времени ("Государственный социализм"). Третий раздел книги Шафаревич посвятил анализу собранного им исторического материала и выводам из него. В своей монографии, в разделе хилиастический социализм, Шафаревич делает обстоятельный анализ еретических сект, в которых особенно ярко проявлялись социалистические тенденции и которые отличались "революционностью" и "эсхатологией". Тем самым указанные работы Шафаревича сочетают в себе как сильную теоретическую, так и фактологическую стороны.

Большой теоретической ценностью обладают труды К. Маркса и Ф. Энгельса. На наш взгляд их работы не утратили своей научной значимости и сегодня. Они сделали наиболее полный анализ социальной сущности средневековых ересей. Марксистский подход позволяет четко выделить типы еретических движений развитого средневековья, проследить их эволюцию во времени [14].

Полная информация о еретических движениях в Европе XII - XIII вв. содержится в исследованиях Льва Карсавина - русского философа, историка-медиевиста. Карсавин является крупнейшим специалистом по итальянскому средневековью. Нами использовались его монографии "Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII вв.", "Монашество в средние века", "Очерки средневековой религиозности". Нашли свое отражение в дипломной работе фундаментальный труд Генри Чарльза Ли "История инквизиции", одно из самых значительных исследований по истории католицизма - "История папства" советского историка Лозинского С.Г. [15].

XIV-XV века - новая и заключительная веха в истории средневековых ересей, которая прошла под знаком гуситского движения в Чехии. Здесь нами использовались следующие работы: Мацек Й. "Табор в гуситском революционном движении", "Гуситское революционное движение", Рубцов Б.Т. "Гуситские войны. Великая крестьянская война в Чехии XV в.", Озолин А.И. "Из истории гуситского революционного движения" [16].

О религиозном движении в Англии и его вожде - Дж. Виклифе дает представление монография Щелоковой Н.В. "Учение Джона Виклифа о церкви и государстве" [17].

Помимо прочего помощь в написании дипломного исследования оказали работы следующих авторов: Буттнер Т., Вернер Е. "Циркумцеллионы и адамиты", Дилигенский Г.Г. "Северная Африка в IV-V вв.", Доллингер Дж. "История сект средневековья. История относящихся к гностицизму манихейских сект", Кудрявцев В.В. "История религии и свободомыслия", Сказкин С.Д. "Из истории социально-политических идей. Исторические условия восстания Дольчино", Грундманн Г. "История ересей средневековья", Смирин М.М. "Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война" [18].

Методологическую основу работы составил важнейший принцип исторического познания - историзм. В качестве методов в исследования использовались следующие: общенаучные и специальные исторические. К общенаучным относят: анализ, синтез, обобщение, логические методы дедукции и индукции, диалектический метод. К специальным относят: историко-сравнительный, историко-системный, историко-генетический. Историко-сравнительный метод обладает широкими возможностями для познания, так как, во-первых, позволяет раскрывать сущность исследуемых явлений в тех случаях, когда она неочевидна, на основе имеющихся фактов; выявить необходимое и закономерное с одной стороны, и качественно-отличное, с другой. Во-вторых, этот метод дает возможность выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к широким историческим обобщениям и параллелям. В-третьих, он допускает применение всех других общеисторических методов и менее описателен, чем историко-генетический.

Историко-системный метод позволил систематизировать и упорядочить данные, полученные в ходе исследования. Историко-генетический метод позволяет проследить исторический процесс в его развитии. Также был использован историко-антропологический метод.

Географические рамки работы охватывают территорию Западной и Центральной Европы.

Хронологические рамки. Работа включает в себя временной период IV-XV веков, т.е. охватывает по общепризнанной в отечественной медиевистике периодизации эпоху раннего и развитого средневековья.

Настоящее дипломное исследование имеет практическую значимость. Его содержание, как исторический материал по всеобщей истории, может быть использовано в учебной деятельности на факультете истории и юриспруденции СГПИ, а также во внеклассной работе в школе.

Структура дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованных источников и литературы.


Глава I. Возникновение еретических движений в христианстве

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...