Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету

 

Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.

Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.

Подготовку школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.

Общеобразовательные учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.

Во внеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.

Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Для выполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может быть оборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности (далее – кабинет ОБЖ), совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.

Кабинет ОБЖ рекомендуется оснастить макетами для отработки практических вопросов занятий (могут быть изготовлены учащимися в школьных кружках), стендами, техническими средствами обучения, витриной с образцами средств индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационной и химической разведки, учебно-методической литературой.

Для повышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ целесообразно иметь следующие макеты:

макет местности – должен воспроизводить месторасположение учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую очередь – использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (СДЯВ);

макет современного жилища – должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами жизнеобеспечения.

При разработке эскизов стендов для кабинета ОБЖ необходимо придерживаться следующего их перечня и содержания: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни человека и его безопасности», «Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения)», «Гражданская оборона», «Средства индивидуальной и коллективной защиты», «Терроризм – угроза обществу», «Клуб юных спасателей-пожарных», «Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах». При оформлении названных стендов могут быть использованы материалы, брошюры и плакаты.

Для более качественного усвоения учащимися материала возможно использование технических средств обучения: персональный компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др.

Витрины целесообразно размещать вдоль стен и делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями. Оптимальный набор экспонатов в витринах следующий:

современные приборы радиационной и химической разведки;

средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (защитный костюм Л‑1 и ОЗК);

средства медицинской зашиты и профилактики (аптечка индивидуальная АИ‑2, индивидуальный противохимический пакет ИПП‑8, противопылевые тканевые маски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.);

средства пожаротушения;

предметы спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и «карабины», образцы вязки узлов, компасы и т.д.);

гербарий ядовитых и полезных (лечебных) растений.

Подшивки журналов «Служба спасения 01», «Здаровы лад жыцця», газеты «Юный спасатель» рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся – на журнальном столике или книжной полке. Здесь же должны находиться брошюры и пособия по тематике учебного предмета.

В общеобразовательном учреждении могут быть разработаны и изготовлены учащимися в школьных кружках и клубах юных спасателей-пожарных собственные иллюстративные материалы.

Для проведения мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, каждому учреждению образования рекомендуется оборудовать уголок, где будут размещаться экспонаты и информация о работе спасателей, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уголок целесообразно создать из семи разделов: «Кто и как оповестит», «Если стихийное бедствие…», «Это может случиться»,  «Как поступить», «Помощь пострадавшим», «Защита», «Наша гражданская оборона».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...