Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов. Выполнение дидактических принципов обучения . Принцип научности: а) соблюдена логика изложения учебного материала; б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний; в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний. . Принцип проблемности: а) учитель использует проблемное изложение учебного материала; б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем; в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно. . Принцип наглядности: а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание; б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены; в) речь учителя информативна, выразительна, понятна. . Принцип активности и сознательности: а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы; б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно; в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику. . Принцип доступности:
а) на уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала; б) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию; в) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания. . Принцип систематичности и последовательности: а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни один вопрос; б) обеспечивается преемственность обучения; в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения-теория-инструментарий-следствия-границы применения знаний. . Принцип завершенности обучения: а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию; б) переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения; в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления. . Принцип развития учебной деятельности: а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения; б) степень восприятия и понимания новой информации; в) вхождение ученика в «зону ближайшего развития» и перенос освоенных способов деятельности в новые условия. . Принцип воспитательного воздействия урока: а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя; б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции; в) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся. Учет психологических аспектов обучения: . Организация внимания учащихся а) учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами: - через прямое требование; - связывая изучаемый материал с жизнью школьников;
- с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций; б) учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение. . Использование различных видов памяти: а) на уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка; б) используются на уроке ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная). . Развитие мышления: а) ставятся учебные задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства; б) учитель добивается от ученика овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок. Целесообразность примененных методов обучения: . Объяснительно-иллюстративные методы обучения: а) применение объяснительно-иллюстративных методов при объяснении нового и объемного материала в ходе рассказа учителя, его беседы с классом, чтения учениками учебника или дополнительной литературы, показа видеофильма; б) резюмирование и краткое изложение учителем законченного фрагмента учебного материала, обобщение выводов по теме беседы; в) предъявление учащимся готового плана изложения нового материала, переформулирование вопросов, облегчающих понимание учениками их смысла, инструктаж по выполнению учебных действий. . Репродуктивные методы: а) применение для воспроизведения знаний по образцу, правилу, с опорой на схему или алгоритм; б) воспроизведение уже изученного материала, для заполнения схем и таблиц, раскодирования алгоритма, описания объекта; в) приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон. . Частично-поисковые и исследовательские методы обучения: а) для организации творческой деятельности учащихся применялись: выдвижение и аргументация гипотез, поиск «скрытых» звеньев рассуждения, выбор правильного пути решения, поиск ошибок в «якобы» правильных рассуждениях; б) организация наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления;
в) самостоятельное решение нестандартных заданий и задач повышенной трудности, составление учащимися аналогичных заданий. Организационная деятельность учителя на уроке: . Готовность учителя к уроку: а) классная доска содержит необходимые для урока записи; б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование; в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач. . Целевая установка урока: а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса; б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке. . Эстетика учебного труда: а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе; б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся; в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке. . Индивидуальная работа с учащимися: а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно; б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся; в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся. . Мотивация учебной деятельности учащихся: а) за счет четкой организации учебной деятельности; б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации «здесь и теперь»; в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции. . Рациональное использование времени на уроке: а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания); б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока; в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.
. Характер общения учителя с учениками: а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми; б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя «вместе» с детьми; в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке: . Готовность учащихся к уроку: а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов; б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока; в) умение учиться с оптимальной работоспособностью. . Внешние проявления умений и навыков на уроке: а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места; б) демонстрация практических умений в предметной деятельности; в) качество письменных ответов учащихся. . Самостоятельная учебная деятельность: а) выполнение заданий «с опережением», «на удачу», повышенной трудности по собственному желанию; б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания; в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности. . Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка): а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке; б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия; в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение. . Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа): а) осознание и реализация общей цели; б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность; в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности. . Развитие устной и письменной речи: а) на уроке преобладают монологические или коллективные, «хоровые» ответы; б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики; в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области. Справка по анализу урока Анализ урока
Учителя (Ф.И.О.) ____________________________________________________ Школа __________________________ район ___________________________
Предмет __________________________________________________________ Программа ________________________________________________________ Класс _____________________________________________________________ Тема ______________________________________________________________ Тип урока _________________________________________________________
I. Предварительное обоснование выбранного учителем варианта урока 1. Соответствие открытого урока исследуемой теме. 2. Тема, тип урока и место данного урока в системе уроков. 3. Формулировка целей и задач урока с учетом особенностей класса (уровень развития и уровень обученности) и требований программы к знаниям и умениям учащихся по данной теме. 4. Ожидаемый результат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|