Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования городской сети.




Города Сибири

 

(реферат по геоурбанистике)

 

 

Студент 4 курса, 5 группы А.С. Кравцова

научный руководитель В.Н. Алексенко

 

 

Ростов-на-Дону – 2007

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1. Покорение Сибири и строительство первых сибирских городов (XVI-XVII вв)…………………………………………………………..3

2. Особенности внутренних различий городов Сибири……………….5

3. Особенности формирования городской сети………………………...7

4. Формирование сети городов…………………………………………..8

5. Территориальный ход урбанизации…………………………………..10

6. Характеристика территориально-урбанистической структуры…….11

7. Города-миллионеры – Новосибирск и Омск…………………………14

8. Пара Красноярск-Иркутск……………………………………………..17

9. Другие города Сибири…………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………25

 

Введение

Сибирь — это огромный полигон градостроительных процессов. Обшир­нейшая территория (6550 тыс. км2), в 1,5 раза превышающая всю Европейскую часть России, не может не быть внутренне разнообразной. Но само членение Сибири на части, ее компо­новка иная, чем территории до Урала. Здесь иные масштабы про­странств, иной рисунок городской сети. В Сибири же рельефно выделилась основная полоса расселения, а на боль, шей части территории сеть не сформировалась. Преобладают цепочки, линии городов и поселков, которые пока не развернулись в сети. «Привязанность» к экономическим линиям — общая тенденция развития городского расселения в России. Однако здесь это не только свидетельство особого значения экономи­ческих линий, но и незрелости расселения, несформированности сети городов.

 

 

1. ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ И СТРО­ИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ (XVI - ХVIIвв.)

Поход Ермака, предпринятый в 1582 г. из Сольвычегодска, положил начало по­корению Сибири. Первым русским городом в Сибири («матерью го­родов сибирских») была Тюмень, осно­ванная в 1586 г. Годом спустя неподалеку от Кашлыка (или Исбира) — резиденции сибирского хана Кучума — основан То­больск, «царствующий град Сибири», быв­ший длительное время ее главным адми­нистративным центром.

Малонаселенность таежных суровых районов создавала трудности, но и облегча­ла продвижения казаков, так как сопротив­ление местного населения, рассеянного по огромному пространству, было незначительным. В результате расстояние от Урала до Тихого океана удалось пройти всего за 60 лет — поразительно короткий срок для освоения огромной территории.

Речные системы великих сибирских рек создавали почти непрерывную водную дорогу большой протяженности. Она была не только удобной, но и. единственно возможной в таежных дебрях. Реки, сте­кающие с восточного склона Уральских гор, выводили в Обь. С Оби на Енисей можно было попасть несколькими путями, в основном по широтным притокам Оби — Ваху, Тыму, Кети. Наибольшее значение приобрела дорога по Кети. На этом главном пути были основаны Сургут (1594), Кетск (1602), Енисейск (1619), Братск (1631), Илимск (1630), от которого волоком выхо­дили на Лену.

Для прикрытия основного транссибир­ского водного пути с юга, была устроена укрепленная линия. Главные из образовав­ших ее острогов, обладавшие преимущес­твами географического положения, стали позже городами. Цепочки городов по севе­ру Сибири, цепочки городов по основному водному пути, наконец, цепочки острогов в составе укрепленных линий, защищав­ших русские поселения от набегов из степных и лесостепных районов, — такой была первоначальная география русских сибирских городов.

Первоначально Сибирс­кий тракт — к нему в XVIII в. перешла главная роль в системе сообщений сибирских районов между собой и с европейской частью страны - был проложен с учетом рисунка сложившейся к тому времени сети сибирских городов. Но вскоре под влияни­ем общего продвижения на юг, в благодат­ную лесостепь, Сибирский тракт несколь­ко раз участками менял трассу, спускался все южнее, пока не прошел по оси той территории, которую принято называть' "основной полосой расселения". Смеще­ние центров тяжести хозяйственной жизни в южные, более благоприятные лесостеп­ные районы, их сельскохозяйственное ос­воение, изменение экономической струк­туры Сибири — все это обрекло на угасание многие из северных городов. Исчезли Пе­лым (ныне это сельское поселение), Ман­газея, Оленек, Зашиверск. Упало значение таких заслуживших известность и славу на первом этапе покорения Сибири городов, как Сургут, Нарым, Енисейск, Братск, Илимск. Постепенно утрачивает роль пер­венствующего сибирского града Тобольск.

 

Особенности внутренних различий городов Сибири

1.От восточных границ Урала до восточных границ Забайкалья значение Транссиба как главной экономической оси Востока России отчетливо выражено, и пространственное распределе­ние сибирских городов это подтверждает. Транссиб притянул к себе 54 города, или 35% их обще­го числа в Сибири, в том числе 12 больших.

Эта особенность территориального распределения городов — одновременно и существенный его недостаток, свидетельство слабости сети, не охватывающей всю экономически активную территорию. Одна из причин — недостаточная разви­тость распределительной транспортной сети. Слабая насыщенность территории путями сообщения сдерживала развитие малых и средних городов и одновременно вызвала повышенную концентрацию производства в крупных центрах, искусственно усилив контрастность расселения.

2.Особенность освоения Сибири состоит в том, что началом города становился острог. В Европейской части России города вырастали на экономической базе, созданной сельским хозяй­ством. В Сибири оно было вторичным, развиваясь в ответ на потребности города.

На сибирских просторах, при разреженности «точек» с неза­урядным ЭГП, дефиците демографических ресурсов, должна была сложиться сеть очень крупных многофункциональных городов, соединенных мощными магистралями. Потребность Сибири и Дальнего Востока в крупных центрах по сравнению с западной частью России гораздо больше. Однако доля крупных городов (свыше 250 тыс. жителей каждый) лишь немного больше, чем в среднем по России: 57,5 против 56,6%.

3.Характерная особенность Сибири — высокая доля ресурс­ных городов, причем значительная их часть расположена в районах с экстремальными условиями. При­мерно 40% всех городов Сибири — ресурсные, причем центры нефте- и газодобычи, алмазов, золота, медно-никелевых руд рас­положены на Севере, в экстремальной зоне. Обширность Севе­ра, характерная для Сибири, также отличает ее от Европейской России.

4.В Сибири с ее громадными расстояниями ощущается силь­ное «пространственное трение». Поэтому чрезвычайно важное значение имеет магистрализация транспорта, выступающая сред­ством «экономического сжатия» пространства. В условиях Сибири город вне железной дороги обречен на экономическое худосо­чие. В пределах основной полосы расселения вне железной до­роги расположено незначительное число городов. Часть их воз­никла до строительства Транссиба (Тара, Тюкалинск).

 

Особенности формирования городской сети.

Хозяйственное освоение Сибири, формирование на ее про­сторах городов происходило в чрезвычайно трудных условиях, требовало больших усилий и огромных средств. Тем более впечат­ляющим представляется результат. Создание здесь множества городов в сжатые сроки, в частности в Кузбассе, строительство больших центров на базе гигантских ГЭС и крупных месторож­дений полезных ископаемых, стремительное развитие много­функциональных городов в главных узлах территориальной структуры Сибири, прежде всего Новосибирска — все это фе­номенальные явления.

Суровость природных условий, продолжительность зимы с низкими температурами, короткое лето, отдаленность главных российских рекреационных районов у теплых морей, трудности быта и труда требуют более высокого уровня инфраструктуры. Сфера обслуживания в сибирских городах должна иметь по срав­нению с городами Европейской части более высокий уровень. Однако в действительности дело обстоит наоборот.

 

Формирование сети городов

Основные этапы в формировании городов Сибири:

Конец XVI —XVII в. Начала формирования сети городов, служивших средством овладения пространством. Возникновение городов на укреп­ленных линиях.

XVIII в. Губернская реформа 1775 —1785 гг. Учреждение наместничеств, разделенных на уезды, образование губернских и уездных городов

XIXначало XX в. Развитие капитализма. Строительство Трансси­ба, возникновение городов как опорных пунктов земледельческой коло­низации, транспортных узлов и промышленных центров

1917 —1926 гг. Корректировка состава городов; устранение разрыва между экономическим значением и юридическим рангом поселений

1927 —1940 гг. Развитие производительных сил в довоенные пяти­летки и возникновение на этой основе городов

1941 —1945 гг. Великая Отечественная война. Развитие новых горо­дов из поселений, разместивших у себя эвакуированные предприятия, и в результате освоения ресурсов 1946 —1958 гг. Восстановление народного хозяйства. Начало осуще­ствления программы развития гидроэнергетики, вовлечение в использо­вание новых ресурсов полезных ископаемых 1959 —1995 (на 1 января). Осуществление крупных программ разви­тия народного хозяйства — гидроэнергетических каскадов на Ангаре и Енисее; освоение Западно-Сибирского нефтегазового района; форми­рование КАТЭК.

За полвека, прошедшие после окончания войны, в Сибири возникло столько же городов, сколько их осталось от предшест­вующих трех с половиной столетий, начиная с 1586 г., когда был основан первый русский город в Сибири — Тюмень. На 1 января 1995 г. зафиксировано 82 новых города в дополнение к 25, воз­никшим в довоенные пятилетки (за 15 лет). Тринадцать новых городов развились в большие, некоторые из них в результате эво­люционного, постепенного наращивания экономической базы.

Остальные новые большие города с самого начала развивались в большие на основе специально разработанных крупных программ: Норильск — крупнейший центр медно-никелевой про­мышленности на Таймыре, Междуреченск — центр угледобычи в Южном Кузбассе, Ангарск — центр химической индустрии вблизи Иркутска, Нижневартовск — центр нефтедобычи на са­мом крупном в Сибири Самотлорском месторождении. Крупней­ший из новых городов Новокузнецк не только многоотраслевой промышленный центр с ведущими отраслями, но и организационно-хозяйственный центр богатого ресурсами Южного Кузбасса.

Роль крупных центров производства с обязанностями плац­дарма для освоения новых богатых ресурсами районов игра­ют Сургут, Братск и Усть-Илимск.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...