Характеристика территориально-урбанистической структуры.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Северная зона предстает в основном как территория освоения с гигантскими запасами ресурсов, которые приходится добывать в суровых условиях. Это предопределяет нежелательность концентрации здесь населения и создания многоотраслевых центров, развития на месте отраслей, непосредственно не занятых добычей и первичной переработкой. Желательно ограничение градообразующей базы центров и формирование очагового расселения. Особого внимания заслуживает территориальная группа городов-центров нефте- и газодобычи, развившаяся на Тюменском Севере. Крупнейший по запасам и по объему добычи нефтедобывающий район находится в сложных условиях. В то время как в Европейской России затухает процесс образования новых городов, здесь по мере вовлечения в эксплуатацию новых месторождений они продолжают возникать. До войны существовал только Салехард (1938), в 1950 г. был образован Ханты-Мансийск, в 1960-х гг. возникло три города, в том числе базовый центр Сургут (1965), в 1970-х — еще пять, из них самый крупный центр нефтедобычи Нижневартовск (1972), в 1980-х гг. еще 11. Из этих городов только три не связаны с нефте- и газодобычей: центры автономных округов Салехард и Ханты-Мансийск и Лабытнанги — транспортный город-спутник Салехарда, конечный пункт железнодорожной ветки, идущей к низовьям Оби от Печорской магистрали. Из 34 поселков городского типа 7 превысили «городскую норму». К двум большим городам — Сургуту и Нижневартовску — стремятся присоединиться еще три: Нефтеюганск (97,1), Новый Уренгой (90,5) и Ноябрьск (95,2 тыс. человек). Таким образом, начиная в основном с середины 1960-х гг., менее чем за 30 лет был обустроен, получил железную дорогу огромный нефтедобывающий район, в котором возникло свыше 50 городских поселений с более чем 1,5 млн жителей. Сейчас границы нефте- и газодобывающего района продвинулись далеко к северу и охватили территорию, которая, по мнению медиков, не пригодна для постоянного жительства уроженцев иных районов.
Наиболее крупная и достаточно компактная группа городов на Тюменском Севере — возглавляемая Сургутом группировка центров, располагающихся вдоль среднего течения Оби, на широтном ее участке. Железную дорогу Сургут — Нижневартовск можно считать небольшим отрезком будущей Северо-Сибирской магистрали, целесообразность строительства которой усиливается в изменившейся геополитической ситуации России. Это северный край экономически активной территории, образованный центрами-плацдармами освоения ресурсных районов. У расположенных здесь городов есть достаточные возможности для смены «профессии», после того как ресурсы нефтяных и газовых месторождений будут исчерпаны. Но что касается судьбы севернее расположенных ресурсных городов, то положение в суровой природно-климатической зоне, видимо, обрекает их быть городами-эфемерами. Большим своеобразием отличается Норильский промышленный узел, получивший развитие у богатейших, имеющих комплексный характер рудных месторождений, которым сопутствуют залежи высококачественного каменного угля. Норильск получил права города в 1953 г, уже насчитывая свыше 100 тыс. жителей. В 1980-е гг. на базе освоения новых месторождений у Норильска появились спутники Талнах и Кайеркан. «Островная» железная дорога, протяженностью 112 км связывает его с портом на Енисее Дудинкой. К Норильску проложен газопровод. Построенная на реке Хантайке ГЭС снабжает узел электроэнергией. Крупный аэропорт обеспечивает авиасообщение с Красноярском, Москвой, Санкт-Петербургом и другими центрами страны. Норильск — самый северный из больших городов мира. Географическое положение, налаженные связи с крупными центрами обжитой зоны России делают его операционной базой для научных экспедиционных исследований Таймыра и всего Центрального сектора Российской Арктики.
Тюмень постепенно сформировалась как главный опорный пункт освоения нефтегазоносного района. «Мать городов сибирских» Тюмень — единственный из городов-первопроходцев — оказалась на будущей трассе Транссиба. Развитию Тюмени как промышленного центра способствовала близость к Уралу и удобные транспортные связи с наиболее развитой его частью — Средним Уралом. Определенный подъем Тюмень испытала, используя выгоды географического положения, в годы войны, разместив у себя ряд машиностроительных предприятий. В 1944 г. она стала центром вновь образованной Тюменской области — самой большой в Западной Сибири (1,4 млн км). Тюмень естественно сделалась важным опорным пунктом освоения нефтяных богатств Обского Севера. Ее промышленность и вся функциональная структура ориентировались на нужды развивающегося нефтедобывающего района. Один из заводов Тюмени специализировался на выпуске плавучих электростанций, очень нужных при очаговой организации производительных сил Сибири.
7.Города-миллионеры — Новосибирск и Омск. Для урбанистической и территориально-урбанистической структуры Западной и Восточной Сибири характерна бицентричность. В каждом из них две «столицы»: Новосибирск и Омск, Красноярск и Иркутск. Возможно, это связано с тем, что объективно уже наметилось разделение как Западной, так и Восточной Сибири на два крупных экономических района — Западно-Сибирский (Омск) и Кузнецко-Алтайский (Новосибирск), Средне-Сибирский (Красноярск) и Восточно-Сибирский (Иркутск). Омск возник намного позже расположенных на той же широте сибирских городов: сказалось сопротивление, которое оказывали киргизы и казахи продвижению русских вверх по Иртышу.В 1822 г. Омск взял функции главного центра у Тобольска, еще столетие спустя уступил их Новосибирску. Новосибирск рожден Транссибом. Он возник как, поселок при строительстве моста. Получив от природы выгодное географическое положение на стыке разнообразных в хозяйственном и природном отношениях территорий, Новосибирск существенно его обогатил и упрочил в результате развития Кузбасса и строительства Турксиба. По макроположению Новосибирск среди городов Сибири не имеет равных: оно и центральное, и в высшей степени «узловатое». Особое значение для развития Новосибирска имела близость к Кузбассу, из которого дорога на Транссиб выходила именно в районе Новосибирска. Извлекая несомненную выгоду из своего положения, располагаясь на пути новокузнецкого металла и угля Кузбасса, Новосибирск всесторонне обслуживает Кузбасс, обеспечивает его различным оборудованием, научными и проектно- конструкторскими разработками, готовит для него кадры. По отношению к районам Сибири, в частности, Сибирского Севера он с наибольшей силой проявлял себя в тех сферах, где его лидирующая роль была особенно велика (наука, проектирование, подготовка кадров). Новосибирск осуществляет «общее руководство». Рост на основе концентрации промышленности, стройиндустрии, науки, подготовки кадров имел следствием формирование рассредоточенной структуры города.
Омск в бытность свою административным центром Западной Сибири и центром губернии, сосредоточил у себя массу служилых, чиновных и военных людей. С начала своего существования Омск служил базой изучения и освоения Туркестана. Отсюда уходили научные экспедиции. Но и эти функции в значительной степени перехватил Новосибирск, получивший в советское время прямое железнодорожное сообщение со Средней Азией благодаря Турксибу. Таким образом, возвышение Новосибирска сопровождалось перехватом функций у других сибирских городов (старых сибирских центров. — Томска и Омска). В советское время в Омске промышленность заняла в структуре непомерно большое место. В 1970 г. в городе было сосредоточено 70% промышленно-производственного персонала Омской области, в 1980 г. — уже 80%, а в 1990 г. — 90%. Окруженный степями, располагаясь на берегах полноводного Иртыша, Омск действительно обладал прямо-таки беспредельной емкостью и разместил гигантские и территориеемкие предприятия аэрокосмического комплекса «Полет», крупнейшего в Сибири нефтеперерабатывающего завода, ряд машиностроительных, связанных с ВПК предприятий
Развитие промышленности сделало Омск в большей мере отраслевым центром, нежели территориальным: он не создал в своем окружении спутников, с которыми мог бы взаимодействовать, а еще более сосредоточился на выполнении промышленных функций, после того как Тюмень усилила свою роль шефа Обского Севера, а Новосибирск взял на себя прежние обязанности Омска в казахстанско-среднеазиатском секторе. Новосибирск сосредоточивал 68,6% городского населения области и превосходит следующий по людности Бердск в 17,4 раза, а остальные 13 городов области — в 3,3. На долю Омска приходится 79,3% городского населения, он превосходит следующий за ним Исилькуль в 43,8 раза, а все пять городов области — в 11 раз. На каждый город в Новосибирской области приходится 12,7 тыс. км2, в Омской — 23,3. Но если Омск не предпринял никаких усилий, чтобы обзавестись спутниками, то Новосибирск формирует агломерацию, правда, пока не развитую, о чем свидетельствует очень высокая доля ядра (81,9%).
Пара Красноярск — Иркутск И Красноярск и Иркутск довольно энергично способствуют развитию сети городов на подшефных им громадных территориях (площадь Красноярского края — 2,4 млн км2, Иркутской области — 767,9 тыс. км2). В Красноярском крае, кроме краевого центра, есть три больших города, в Иркутской области — четыре. Оба города — центры развитых агломераций. По характеру генезиса Красноярск и Иркутск сходны. Оба города возникли в XVII в. как крепости, не раз подвергавшиеся в первые десятилетия своего существования нападениям воинственно настроенных аборигенов. Красноярск взял функции главного центра Енисейской губернии у Енисейска. Преимущества его ЭГП резко обозначились после введения в строй Транссиба: Иркутск также получил преимущества перед ранее возникшими и севернее расположенными городами — Братском и Илимском. Иркутск в своем положении как бы нацелен и на восток (город служил базой и плацдармом для продвижения в Забайкалье) и Приамурье и на север — на Нижнюю Ангару и в бассейн Лены, и на юго-восток — в Монголию и Китай. Экономическому расцвету Иркутска способствовали торговля мехами, золотом, а также чаем и другими товарами из Китая. Важное значение для формирования особой атмосферы, которая отличала Иркутск, имела деятельность высланных сюда декабристов, а позднее участников польского восстания.
Роль Красноярска на протяжении XVIII и XIX вв. была значительно скромнее, что нашло свое выражение и в показателях численности населения. В 1897 г. в Иркутске было вдвое больше жителей, чем в Красноярске. Проведение Транссибирской железнодорожной магистрали существенно укрепило положение Красноярска. Иркутску же был нанесен удар. Важная для его экономики кяхтинская торговля теряла свое значение после открытия Суэцкого канала и сооружения Транссиба. Время от времени происходило сокращение пространства, служившего для Иркутска сферой влияния. Красноярск получал все более благоприятные условия для осуществления дальних связей. После строительства железной дороги Тайшет — Усть-Кут Иркутск потерял роль отправного пункта сообщений с бассейном Лены. И Красноярску и Иркутску была свойственна роль опорных баз развития периферийных районов возглавляемых ими края и области. Но влияние Красноярска простиралось до Таймыра на севере и до Тувы на юге. У Иркутска подшефные территории располагались на севере до Среднего Приангарья, где возникли при мощных ГЭС новые города — Братск и Усть-Илимск. На юге зона влияния Иркутска была незначительна по размерам. Благоприятствовала промышленному развитию Красноярска сравнительная его близость к Кузбассу. Красноярск привлек к себе тяжелую промышленность, что послужило причиной перехода города и на правобережье Енисея, где имелись благоприятные условия для размещения крупных предприятий. Иркутск, расширивший свою промышленную базу в годы войны, занял предприятиями площадки вдоль рек Ушаковки, сильно осложнив себе задачи рационального территориального развития. Увеличив численность населения, Иркутск перешел на левый берег Ангары, где разместился научный городок. Иркутск раньше исчерпал свои территориальные ресурсы и обратился к агломерации. После войны вблизи Иркутска на реке Иркут расположился город Шелехов при алюминиевом заводе, привлеченном энергией Иркутской ГЭС. Как продолжение Иркутска еще дальше к северу по трассе Транссиба обосновался крупный центр химической промышленности Ангарск. Красноярск, располагавший удобными площадками в правобережье Енисея, рос преимущественно сам. Спутник Красноярска Дивногорск, обязанный возникновением строительству мощной Красноярской ГЭС, стал городом в 1963 г. Два закрытых города Красноярск-26 (Железногорск или Атомград) и Красноярск-45 (Зеленогорск) располагаются за пределами района непосредственного влияния краевого центра. В Железногорске (около 100 тыс жителей) работают горно-химический комбинат и научно-производственное объединение прикладной механики, в котором создаются спутники Земли разных типов, предприятия по переработке и захоронению отработанных ядерных отходов, в Зеленогорске (около 60 тыс. жителей) — электрохимический завод. На протяжении десятилетий оба города развивались как бы параллельно. Но преимущества ЭГП Красноярска позволили ему в послевоенное время «обойти» Иркутск.
Другие города Сибири Тюменская область вместе с округами опережает по объему производства любой регион России, являясь одним из основных доноров российского бюджета. По инвестициям она опережает Москву, а доходы ямало-ненетчан больше московских. Ясно, что все достижения эти формируют северные округа. Газовый Ямал — это 8 9% всего российского газа и 11% российской нефти. Ханты-Мансийский автономный округ — 53% нефти России и 3% газа. В южной части Тюменской области (без округов) тоже есть перспективное месторождение в Уватском районе на границе с Ханты-Мансийским округом, освоение которого только развертывается. Без округов южная часть области оказывается дотационным регионом. Тюмень Город в 80-х годах перевалил за 500 тыс. жителей. Тюмень всю свою историю считалась столицей деревень. Несколько десятилетий роли столицы нефтегазового района преобразили город. Сейчас его вновь хотят вернуть в положение столицы сельскохозяйственного бедного района, Тюмень отчаянно сопротивляется. Тюмень — донор бюджета юга области, хотя отдельных мощных предприятий в городе нет. Для нее главное — все же, нефть и газ северных территорий. Машиностроительные предприятия находятся в тяжелом положении. Набор этих предприятий, большинство которых эвакуировано сюда во время войны, случаен, инвестиции в них не идут. Значительную роль в доходах играет малый бизнес. Внешний облик города заметно меняется за счет появления множества новых элитных особняков, хотя и старины сохранилось в городе много — целые кварталы деревянных рубленых домов, одноэтажных и двухэтажных с очень красивой выемчатой и барельефной резьбой. Тюмень похожа на мелконашинкованный салат: в массивы старых темных бревенчатых домов, порой весьма убогих на вид, вкраплены многоэтажки 70-х и 80-х, каменные коттеджи 90-х, ультрасовременные супермаркеты, элитные дома. Создается ощущение хаотичности застройки, стремления скорее занять каждый клочок освободившейся земли в центре города. Роль остальных городов юга области невелика. В основном это посредники между селом и крупными региональными центрами. Для городов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области характерны некоторые общие признаку: — децентрализация (двухчасовой перелет на низколетящем АН-24 из Тюмени в Нижневартовск сам по себе оставляет неизгладимое впечатление от полной пустынности региона — только бурые болота и темно-зеленая тайга, перерезаемые ярко-зелеными из-за лучшей дренированности долина ми рек); —ощущение временности и нестабильности существования городов из-за конечности запасов нефти и газа; —хронически низкий уровень социальных условий жизни в городах; —суровость природных условий: зимние ледяные ветры и морозы в 30—40°, отсутствие цветущих деревьев даже на юге округов, слишком короткое лето создают ощущение усталости у любого человека, даже привычного. За 30 лет в двух округах с нуля построено более 15 городов и 30 ПГТ. Такой скорости не знала ни одна страна. Темпы прироста населения опрокидывали все расчеты проектировщиков. В Нижневартовске, Сургуте, Нефтеюганске уже в 1980 г. проживало в 2—3 раза больше населения, чем предусматривали генпланы этих городов на 2000 год. Все города строились в несколько этапов, что до сих пор отражено в их облике. Сначала — производственные объекты и временное жилье строителей в вагончиках и деревянных бараках. Потом строительство деревянных и каменных двухэтажных домов и объектов соцсферы. И наконец, многоэтажное строительство. Все три типа застройки до сих пор присутствуют в каждом северном городе, а их соотношение зависит от возраста города и экономического положения компании-хозяина.
Нижневартовск Городу Нижневартовску (236 тыс. жителей) 27 лет. Когда город строился, запасы нефти на Самотлоре казались неисчерпаемыми. Пик добычи был в 1985-1988 гг., тогда Нижневартовский район давал 180 млн т нефти — четверть добычи России и треть добываемой нефти Тюменской области. Сейчас добыча в Нижневартовском районе упала до 60 млн т. Чтобы город жил, достаточно добывать 20 млн т. Город начинался с деревянных бараков и вагончиков. Все деньги шли на скважины, дороги, трубопроводы. Местные жители вспоминают, что еще 10— 1 2 лет назад по городу можно было пройти только в сапогах, ведь стоит он на болоте. Теперь город чист и полностью заасфальтирован, хотя бараки кое-где сохранились. Возведение многоэтажных жилых домов началось после строительства железной дороги в 1976 г. Московские строители везли специальными поездами из Москвы целые блоки и строили очень быстро, прямо с колес. Именно поэтому современный Нижневартовск так похож на московский юго-западный район. Тогда город рос так бурно, что генплан начала 80-х годов составлялся исходя из населения в 500 тыс. человек с перспективой в 750 тыс. Помимо миграций, город рос и за счет высокой рождаемости: ведь средний возраст горожанина в 80-х был 25 лет. Деньги перестали вкладывать в 1989 г. С 1990 г. население города начало уменьшаться. Ханты-Мансий Население города всего 37,2 тыс человек. Долгие годы дома строили преимущественно из древесины; несколько лет назад запретил строительство многоквартирных деревянных домов. Город, несмотря на столичные функции, похож на большую деревню. Возле деревянных домов — огороды, теплицы. Изобилие подворий лишь отчасти объясняется продовольственным кризисом люди привыкли содержать хозяйство. Красноярск Положение Красноярска в иерархии городов России своеобразное — он самый большой из тех, что еще не стали городами-миллионерами. Восточнее его уже нет таких больших городов. Это большой промышленный и культурный центр на Енисее, в четырех тысячах километров от Москвы. Здесь есть известные всей стране заводы — машиностроительные, в частности «Сибтяжмаш» и Комбайновый завод, химические и, конечно, знаменитый КрАЗ — Красноярский алюминиевый.
Заключение Таким образом, можно сделать вывод о том, что изученность проблем городов Сибири достаточно высока. В этом отношении Сибири повезло больше, чем другим районам России. Две фундаментальные работы историко-географического характера – Р.М. Кабо «Города Западной Сибири» и В.В. Воробьева «Города южной части» - заложили хорошую основу геоурбанистических исследований региона. Список литературы 1. Г. М. Лаппо География городов: уч. Пособие для геогр. Ф-тов вузов – М:. Гуманит. Изд. центр Владос, 1997 2. География: прил. к газете «Первое сентября» 1993 № 21-22 3. География 1999 № 40 4. География 2005 №7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|