Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы социально-экономические

Вещное право

Вопреки сложившемуся стереотипу, древние иудеи не были хорошими торговцами и ремесленниками, более того, они с презрением относились к «торгашеским» Вавилону и Ассирии. Отсюда становится понятным и низкий уровень развития экономических отношений, вещного и обязательственного права. Вещное право было представлено, прежде всего, группой норм, регулировавших поземельные отношения внутри общины[14] Собственником земли выступал Иегова (Лев., 25: 23). Основанием права евреев на землю Палестины являлась их служба Богу.

Земля была поделена между коленами израилевыми сообразно с количеством семейств в каждом из них (Числ., 26: 53-54). Таким образом, первоначально каждое семейство владело равным земельным наделом. Естественно, со временем накапливалось имущественное расслоение, однако законодатель всячески стремился сглаживать неравенство и, что особенно важно, сохранять имущество внутри рода, колена. С этой целью существовало установление, согласно которому любой еврей мог в любое время придти на поле или виноградник соседа и есть оттуда столько, сколько захочет, не используя, однако, серпа и не унося с собой ничего (Втор., 23: 24-25).

Еще одним важным условием, способствовавшим «замораживанию» земельного оборота с одной стороны, и поддержанию плодородия почвы – с другой, являлась система субботних лет. Заключалась она в том, что шесть лет подряд следовало обрабатывать землю, а на седьмой год – оставлять в покое и не собирать плодов, взошедших сами по себе. Такие плоды должны были идти в пищу всем, кто в них нуждался. (Лев., 25:2-7). Смысл этой нормы состоял, прежде всего, в том, чтобы дать восстановиться истощенной за 6 лет почве (что важно, поскольку удобрений в те годы еще не знали).[15] В субботний год следовало также прощать долги и освобождать попавших в рабство за долги (это постановление касалось только иудеев, но не иноплеменников). Когда же проходило семь семилетних циклов, наступал пятидесятый, «юбилейный год» (Лев. 25: 8-11). В него также не следовало обрабатывать землю и снимать урожай. Однако главный смысл юбилейного года состоял в требовании восстановления того порядка вещей, который существовал при первоначальном разделе земли между коленами. «В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое» (Лев., 25: 13). Таким образом, сохранялось поколенное владение землей, предотвращалось обезземеливание родов и колен.

В таких условиях говорить о продаже земли в современном понимании просто невозможно. Из Библии прямо следует, что объектом сделки была не земля, а доход с поля «…ибо известное число лет жатв он продает тебе» (Лев., 25: 16). От количества этих лет напрямую зависела стоимость участка. Еще одной мерой, имеющей те же цели, что и установление субботних и юбилейных лет, являлась закрепленная в Моисеевом законодательстве возможность выкупа проданного участка еще до юбилея. «По всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли». Более того, за гоелами (ближайшими родственниками) закреплялась обязанность родового выкупа (Лев., 25: 24-25).

Однако вышеописанный порядок оборота применялся только к сельской недвижимости. Дом в городе, окруженном стенами, не подлежал возврату в юбилей, он продавался безвозвратно. Право родового выкупа действовало не бессрочно, а лишь в течение года (Лев., 25: 29). Однако для левитов были установлены особые правила: поля вокруг их городов не подлежали продаже вообще, городская недвижимость возвращалась им в юбилей, ее также можно было выкупить в любое время (Лев., 25: 32-34).

Обязательственное право

Обязательственное право древних иудеев отличается слабой разработанностью по сравнению с законами других семитических народов. Однако в целом евреям были знакомы все основные виды договоров.[16]

Договор купли-продажи известен Моисееву законодательству. «Если будешь что продавать ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга» (Лев., 25: 14). Правда здесь, как, впрочем, и везде, под ближним понимается только свой соплеменник иудей. Однако существует норма, позволяющая иноземцу также надеяться на справедливость: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх., 22: 21).[17]

Чуть больше можно почерпнуть из Вечной Книги относительно договора займа. «Если будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих на земле твоей, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открои ему Руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор., 15: 8). Причем, как уже было сказано выше, все долги прощались в субботний год (Втор., 15: 1-2). Архаизм еврейского права выразился в законодательно установленном запрете взимания процентов (Исх., 22: 25). Оба вышеуказанных положения распространялись исключительно на заемщиков-иудеев. Иноплеменникам не прощались долги, с них разрешено было брать рост. Моисеево законодательство разрешало кредитору брать в залог имущество должника, однако рекомендовалось не брать залог с бедных. Существовало ограничение на залог последней одежды человека. Под полным запретом находился залог ручной мельницы – по каким-то причинам считалось, что отдающий ее отдает в залог свою душу (Втор., 24: 6).

Другие виды договоров в законах Моисея не упоминаются, однако положения о них были выработаны иудейскими юристами в произведениях талмудистики. С помощью казуального толкования были обойдены также некоторые запреты, мешавшие развитию экономических отношений (в частности – запрет на взимание процентов по долгу).

Наследственное право

Законы о наследстве составляют важнейшую часть права любого общества любой эпохи. Поскольку главный предмет наследования состоял на тот момент в земельном участке, являвшемся основой экономического благосостояния, нас будет интересовать, прежде всего, наследование недвижимости. Профессор Лопухин писал: «Недвижимое имущество считалось неотъемлемою собственностью всего колена, а в своих частях — собственностью племен или семейств в колене. Отсюда право наследства естественно ограничивалось этими общественными единицами, за пределы которых ода не могло переходить. Так как земельные наделы при разделе земли по жребию были розданы "по числу имен" лиц мужского пола и получили их имена, чтобы под этими именами переходить из рода в род, то естественными наследниками этих наделов, по смерти владетеля, являются его сыновья как носители его имени и хранители его рода»[18]. При разделе имущества играло роль так называемое право первородства: по законам Моисея старший сын получал половину всей наследственной массы. Это правило действовало вне зависимости от воли наследодателя (Числ., 27: 8). Именно поэтому случай с Исавом и Иаковом описывается как нечто из ряда вон выходящее, тогда в ход пошли различные хитрости (Быт., 25: 30-34). Следующей за сыновьями очередью наследников являлись дочери. «Если кто умрет, не имея сына, то передавайте удел его дочери его» (Числ., 26: 53-56). При отсутствии дочерей и прочих прямых нисходящих наследовали братья (Числ., 27: 9), при их отсутствии – дядья (Числ., 27: 10). Если не находилось и их, то удел наследовал любой близкий родственник одного колена с умершим (Числ., 27: 11). Прижизненный подарок отца одному из сыновей входил в общую начледственную массу (Иезекииль, 46: 16).

Наследования по завещанию Моисеево законодательство не знало, этот институт был гораздо позднее разработан в талмудистике.[19]

Законы государственные

Государство и общество

Начальным пунктом еврейской истории следует считать их исход из Египта. Об этом писал еще Иосиф Флавий, на этом же настаивали и другие писатели древности.[20] С этого момента можно говорить о существовании еврейского общества.

Изучая Моисеево законодательство население древней Иудеи можно разделить на несколько разрядов. Прежде всего, это свободные и рабы. Свободные, в свою очередь, делились на иудеев и иноплеменников. Отличительным признаком было поклонение единому богу – Иегове.

Иноплеменники пользовались определенными правами, они и полноправные иудеи были равны перед законом и судом (Лев., 24: 22). Однако их статус все же отличался от статуса последних. В отношении чужестранцев было разрешено взимание процентов, на них не распространялось правило о субботнем прощении долга и освобождении из долгового рабства. Как уже было сказано выше, были ограничены их брачные права. Некоторые (аммонитяне, моавитяне) вообще не могли претендовать на то, чтобы «войти в общество господне». Идумеяне и египтяне могли стать полноправными иудеями в третьем поколении (Втор., 23: 7-8).

Левиты. Священники в древней Иудее. В книге Чисел сказано: «…и возьми левитов для Меня, - Я Господь, - вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых» (Числ., 3: 41). Из данного отрывка ясно, что первоначально в священники отдавались первенцы из всех колен, однако впоследствии было выделено целое колено Левитово, которому и были переданы священнические функции. Помимо этого, левиты также участвовали в суде. (Втор., 17: 9). Им было выделено 48 городов с окрестными землями, они получали десятую часть каждой жертвы, принесенной во славу Иеговы. Как уже упоминалось выше, левиты имели значительные привилегии в области имущественных прав. Они также были единственной группой населения, освобожденной от военной службы (Числ., 1: 47). Ветхий завет детально регламентировал все стороны жизни левитов, к их моральному облику предъявлялись чрезвычайно высокие требования.

Свободные иудеи-общинники. Составляли большинство населения. Об их правовом положении в Моисеевом законодательстве можно найти не так много. Обладали всеми правами. Каждый еврей был обязан нести с 20 лет военную службу со своей земли (Числ., 1: 3). В то же время, предусматривался ряд «отсрочек»:

«Надзиратели пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратите в дом свой, дабы не умер в сражении и другой не обновил его. И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер в сражении и другой не воспользовался им» (Лев., 19: 25).

«И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее» (Втор., 20: 5-7).

«Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, — пусть он остается в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор., 24: 5).

Раб по законам Моисея считался вещью, «серебром господина» (Исх., 21: 21). В то же время, жизнь раба охранялась (Исх. 21: 20), более того, за тяжкие нанесенные увечья раба следовало отпустить на волю. Рабство подразделялось на срочное, на 6 лет (если раб – еврей), и бессрочное (если раб – иноземец). Источниками рабства были:

рождение (Быт., 14: 14), ребенок наследовал статус матери;

плен (Числ., 31: 26-27);

покупка (Исх., 2: 2);

преступление (Исх., 22: 3).

Государственное управление

Израильский народ представлял собой союз из 12 колен (13-м было колено Левия). Во главе каждого колена стоял избранный начальник, каждый из которых был представителем своего колена. Их собрание созывалось для решения каких-либо важных для всего народа вопросов (Числ., 1: 2-4).

Вторую группу выборных начальников составляли 70 мужей, избираемых из старейшин: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе, и возьму на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Числ., 11: 16-17).

Третью, самую многочисленную, группу составляли судьи. Эта должность была введена Моисеем, когда он перестал справляться с потоком мелких дел, нуждавшихся в разрешении. По серьезным вопросам они должны были докладывать дела непосредственно пророку.[21]

Священническое и одновременно светское руководство всеми коленами со времен Моисея осуществлял пророк. Однако с усложнением общественной жизни пророки перестали справляться со своими главными функциями, необходимо было и реформирование суда. Все это в итоге привело к установлению в Иудее монархии.[22] Состарившись, последний пророк Самуил рекомендовал народу избрать царя. «То поставь над собой царя, которого изберет Господь Бог Твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат твой» (Втор., 17: 15). Процедура выбора царя выглядела следующим образом: сначала по жребию выбирали колено, из которого будет избран царь, затем род. И только из рода выбирали конкретного человека. Первым общеиудейским царем стал Саул, сын Киса из рода Матриса, колена Вениаминова.[23]

Ведению царя подлежали следующие вопросы:

налогообложение подданных;

наложение литургии;

суд над подданными;

командование войском;

некоторые священнические функции.[24]

В то же время, царская власть не была безгранична: царь не мог «умножать себе коней, жен, серебра и золота», и отдавать в рабство подданных «не возвращал свой народ в Египет». Также царю запрещалось проводить конфискации имущества подданных. Царский суд осуществлялся под надзором левитов (Втор., 17: 16-19).[25]

Уголовное право

Уголовное право древнееврейского государства несет на себе отпечаток архаизма. Например, так и не была полностью ликвидирована кровная месть. Уголовному наказанию подлежали как люди, так и животные (бодливый вол). Преступления по Моисееву законодательству подразделялись на несколько видов.

Сакральные преступления. Идолопоклонство (Втор., 17: 2-6), богохульство (Лев., 24: 15-16), ворожба (Исх., 22: 18). За преступления подобного рода полагалась смертная казнь: «…камнями побьет его все общество…».

Преступления против личности. Выделялись умышленное и неумышленное убийство. Были установлены три города, к которых, в случае неумышленного убийства, убийца мог скрываться от кровников в то время, пока его родственники решали вопрос о примирении. «Тогда отдели себе три города среди земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе во владение; устрой себе дорогу и раздели на три части всю землю твою, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; они будут служить убежищем всякому убийце. И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив: кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему вчера и третьего дня…» (Втор., 19: 2-3). Умышленные же убийцы подлежали выдаче отовсюду (Исх., 21: 14).

Сюда же относилось нанесение телесных повреждений, оно каралось по принципу талиона (Исх., 21: 23-26).

Имущественные преступления. Убийство раба приравнивалось к уничтожению имущества (Исх., 21: 20-21). Кража наказывалась пятикратным штрафом, если не мог выплатить – продавали в рабство.

Преступления против нравственности. Непочитание родителей, прелюбодеяние, а также всякие извращения: мужеложество, скотоложество и т.д., наказывались смертью.

Государственные преступления (измена). Наказывались смертью.

Суд и процесс

Верховным судьей, согласно законам Моисея, являлся сначала пророк, а затем царь (Втор., 17: 9). В наиболее сложных и важных делах он сам чинил суд, опираясь, однако, на помощь священников. Он же назначал в каждом городе по семь судей из наиболее уважаемых жителей. К каждой такой коллегии присоединялись по два представителя от колена Левитов.[26] Кроме того, существовали судьи, избираемые населением по коленам (Втор., 1: 13).

Процесс был гласным, шел при стечении народа. Единственным ограничением по времени проведения было соблюдение субботы.

В качестве доказательств главную роль играли свидетельские показания под присягой. Свидетелей должно было быть несколько: «По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор., 17: 6), причем в случае осуждения на смерть именно свидетели должны были в первую очередь участвовать в исполнении приговора (побивании камнями). «…рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его…» (Втор., 17: 7). За лжесвидетельство назначалось такое наказание, которое ждало бы обвиняемого в случае осуждения: то сделайте ему, что он умышлял сделать брату своему…» (Втор., 19: 19). Известны были в Иудее и ордалии, прежде всего, по делам о прелюбодеянии.

Также исследователи отмечают существование института, сходного с «дикой вирой» по Русской Правде. В случае обнаружения неизвестного трупа и невозможности найти убийцу старейшины близлежащих селений должны были измерить расстояние от трупа до своих селений. Тот населенный пункт, до которого оно было наименьшим должен был принести очистительную жертву.[27]

Заключение

Заканчивая рассмотрение столь объемного, сложного и значительного памятника права, как Моисеево законодательство, следует упомянуть о еще одной большой группе норм, которых данная работа не коснулась. Это нормы т.н. ius sacrum, религиозного права. Хотя они и входят в структуру законов Моисея (что вполне логично для Священного Писания), их рассмотрение здесь представляется нецелесообразным ввиду разноплановости и огромного объема подобных установлений. Они охватывают собой огромный круг жизненных ситуаций, с которыми только мог столкнуться житель древней иудеи: от правил отправления религиозного культа, до употребления в пищу тех или иных продуктов.

Изучая Моисеево законодательство в хронологическом порядке, в том порядке, в котором нормы пополняли содержание данного памятника, можно проследить историю целого народа за временной промежуток длинной в несколько веков. Конечно, к рассказам о реально произошедших событиях примешана немалая доля мифологии, и подчас практически невозможно отделить одно от другого. Но все же это помогает получить не само понятие, но хоть какие-то зачатки понятия о том, что легло в основу всей западной и, в какой-то мере, исламской цивилизации. Следует особо подчеркнуть, что, вопреки мнению недостаточно сведущих людей, Новый Завет не отменял Ветхий, а лишь дополнил его. Актуальность Ветхого Завета (то есть и Моисеева законодательства в том числе) официально признана на сегодняшний день всеми историческими церквями. Отрицание этого – ересь с церковной точки зрения. Таким образом, система, основу которой заложили законы Моисея, и по сей день оказывает влияние на умы и сердца сотен миллионов людей по всему земному шару.

Что же касается самого правового памятника, нормы в нем сгруппированы, но их группы, регулирующие ту или иную сферу общественной жизни, располагаются, если так можно выразиться «историческими пластами», соответствующими тому времени, когда составлялась та или иная конкретная книга Ветхого Завета. Обнаружить нужную норму в такой ситуации представляется достаточно трудно. Осложняет ситуацию и более чем скромный выбор пособий по данной теме, что, впрочем, неудивительно – она более семидесяти лет подвергалась замалчиванию. Тем не менее, я надеюсь, что хоть в какой-то мере справился с главной задачей – выстраиванием системы норм Моисеева законодательства.

Список литературы

Библия

Иосиф Флавий. Иудейские древности

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005.

Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999.

Материалы с сайта http://calvinism.ru

 


[1] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 280

[2] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 280

[3] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 18.

 

[4] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 281.

[5] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 12.

 

[6] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 26.

[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности. V, 10.

[8] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 71.

[9] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 287.

[10] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 287.

[11] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 55.

[12] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 41.

[13] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 288.

[14] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 281.

[15] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 92.

[16] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 282.

[17] Там же.

[18] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 116.

[19] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 282.

 

[20] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 267.

 

[21] Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 193.

[22] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 276.

[23] Иосиф Флавий, Иудейские Древности. VI, IV, 5.

[24] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 278.

[25] Там же.

[26] Иосиф Флавий. Иудейские древности. IV, VIII, 14.

[27] Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 292.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...