Глава 2. Нормативные и теоретические аспекты финансовых результатов
Для современной экономики присуща множественность показателей прибыли. Многие экономисты дают понятия бухгалтерской, экономической и чистой прибыли. Так, по мнению Г.В.Савицкой [22, с.154], бухгалтерская прибыль - это разность между совокупными доходами и явными издержками обращения (те издержки обращения, которые отражены в бухгалтерской отчётности). Экономическая прибыль - это разность между бухгалтерской прибылью и неявными издержками обращения или издержками упущенных возможностей. Эта прибыль учитывается при сопоставлении результатов различных видов деятельности, при заключении сделок. Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Ряд экономистов, в т.ч. и А.И.Ковалев [12, с. 86], дают еще множество понятий прибыли: нормальной прибыли, валовой прибыли, налогооблагаемой прибыли, операционной прибыли, нераспределённой прибыли, консолидированной прибыли, номинальной прибыли, реальной прибыли, упущенной прибыли, прибыли от основной деятельности, прибыли от обычной деятельности, прибыли от прочих внереализационных операций и т. д. Нормальная прибыль - это сумма денежных средств, которую мог бы получить собственник данного предприятия, вложив свой капитал в другое предприятие или в депозит. Валовая прибыль - это общая сумма прибыли, получаемая предприятием в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности и внереализационных операций. Она называется иначе балансовой или бухгалтерской прибылью. Операционная прибыль - это разница между выручкой от реализации товаров без налога на добавленную стоимость и налога с продаж и покупной стоимость товаров и издержками обращения.
Налогооблагаемая прибыль - это валовая прибыль, увеличенная (уменьшенная) на сумму, скорректированную для нужд налогообложения в соответствии с инструкциями налоговых органов. Прибыль от основной деятельности - это часть валовой прибыли, полученной от деятельности, объём которой занимает ведущее место в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Прибыль от обычной деятельности - это прибыль от реализации и прибыль от операционных доходов и расходов. Прибыль от прочих внереализационных операций - это разность между прочими внереализационными доходами и прочими внереализационными расходами. Нераспределённая прибыль - это часть чистой прибыли за вычетом резервного фонда, дивидендов акционерам и пайщикам и иных аналогичных отчислений. Консолидированная прибыль - это прибыль, полученная с учётом финансовых результатов зависимых и дочерних предприятий. Номинальная прибыль - сумма фактически полученной прибыли в действующих ценах, не учитывающая размер инфляции. Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Упущенная прибыль - это прибыль, которую могло бы получить предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов. Действительно, показателей прибыли очень много, и все они по-своему важны, и порой под одними и теми же терминами скрываются различные между собой показатели прибыли. Но, как правило, на практике из всех перечисленных показателей прибыли, наиболее часто приходиться встречаться только с некоторыми из них. Таким образом, прибыль - это основной источник формирования финансовых ресурсов организации. Нормативное регулирование финансовых результатов в России состоит из документов четырех уровней. Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты. К документам первого уровня относятся: Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, Положения, Приказы.
Второй уровень системы нормативного регулирования составляют документы, обобщающие принципы и правила ведения доходов и расходов организации. Третий уровень составляют методические указания, в которых раскрывается конкретный механизм применения общих принципов. Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации. В соответствии с требованиями части 1 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения рассчитывается выручка от реализации товаров, работ или услуг, которой признается передача на возмездной и безвозмездной основах права собственности или возмездное оказание услуг. Стоимость реализованной продукции (работ, услуг) определяется по рыночным ценам. В гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации указывается, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества и имущественных прав. Выручка (доход) в соответствии с требованиями 2 части Налогового кодекса РФ включает в себя следующие группы доходов: - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественныхправ; - внереализационные доходы. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по методам: начисления (по мере отгрузки) и по оплате (по поступлению денежных или иных средств). Выбор метода учета производится организацией (предприятием) самостоятельно в соответствии с учетной политикой. Доходы (выручка) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются двумя вариантами: - при методе начисления в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества, имущественных прав, а датой получения дохода признается день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав. Особенности определения даты признания доходов имеются в определении суммы внереализационных доходов. Дата подписания акта приема-передачи, дата расчета или предъявления документов, дата начисления процентов, последний день отчетного (налогового) периода, совершения операций, дата поступления средств на расчетный счет, в кассу и некоторые другие;
- при кассовом методе в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло поступление средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества и (или) имущественных прав. Организации имеют право применять этот метод определения даты получения дохода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Основными факторами, влияющими на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг), на которые можно воздействовать в процессе управления, являются: величина издержек и объем производства и реализации продукции (работ, услуг). Эти два фактора объединяют в себе влияние всех остальных менее значимых факторов и являются факторами первого порядка. Все остальные факторы не зависят от организации управления или их влияние на величину выручки незначительно. Величина влияния факторов зависит от организационной структурыорганизации (предприятия). Выручка уменьшается на величину косвенных налогов: налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин и т. п. Затем вычитается полная себестоимость реализованной продукции, работ и услуг. Для целей налогообложения полученная величина валовой прибыли (дохода) по всем видам деятельности корректируется (уменьшается или увеличивается) в связи с законодательно установленными нормами, нормативами и лимитами и уменьшается на величину используемых организацией (предприятием) льгот по налогу на прибыль. Из налогооблагаемой прибыли (дохода) вычитается сумма налога на прибыль и налога на доходы по законодательно установленным ставкам. Полученная величина прибыли (за минусом уплачиваемых штрафов, пеней, неустоек и налогов и отчислений, производимых за счет финансовых результатов) представляет собой чистую (нераспределенную) прибыль, которая остается в распоряжении организации (предприятия) и распределяется по усмотрению собственника.
Распределение чистой прибыли законодательно не регламентируется, однако в связи с делением расходов на текущие и капитальные и требованиями принципов управления финансами в организациях (предприятиях) формируются фонды. Фонды предприятия могут включать в себя: - фонды накопления: финансирование капитальных вложений в основные фонды, финансирование капитальных вложений в оборотные фонды; все капитальные вложения в социальную сферу; - финансовые вложения в другие предприятия и финансовые структуры; возврат долгосрочных ссуд, все резервные фонды; благотворительные взносы; прочие; - фонды потребления: все премии работникам; содержание социальной сферы организации; удешевление; покупка спецодежды; все ссуды работникам; негосударственное пенсионное страхование работников; - сверхлимитное использование средств в части потребления и прочие. Чтобы управлять прибылью, проведем анализ финансовых результатов ООО «Перекат». Такой анализ важен в виду выявления резервов роста прибыли, т.к. рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|