Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.13 «Организация планирования и бюджетирования»
по направлению подготовки
38.03.02 «Менеджмент»
Профиль подготовки (программа): «Управление проектами»
бакалавр
квалификация
очная, заочная форма обучения
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор – составитель:
к.э.н., доцент кафедры
Экономики, финансов и природопользования
доцент ________________ Татаркин С.Н.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой
Налогообложения и бухгалтерского учета
Протокол от «___» ____________ 201___ г. №____
Заведующий кафедрой
Экономики, финансов и природопользования
профессор ________________ Кюрджиев С.П.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
4. Объем дисциплины (модуля)
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)
Цель и задачи дисциплины (модуля)
Цель курса: сформировать у студентов системное видение, а также методологический аппарат анализа финансовой составляющей; дать слушателям системные знания, необходимые для формулирования последовательных действий при формировании модели бюджетирования, базирующейся на системном охвате всех сторон деятельности предприятия, а также фокусирования преподавания на методических принципах планирования.
В соответствии с поставленной целью курс ориентирован на решение следующих учебных задач:
- сформировать целостную финансовую систему планирования, базирующуюся на охвате всех уровней;
- продемонстрировать взаимосвязь данного курса со смежными курсами подготовки слушателей;
- построить методический аппарат курса с учетом необходимости получения знаний и развития навыков принятия решений в области
менеждмента и финансов.
- ознакомить студентов с методологией планирования деятельности
компании в условиях рынка;
- обобщить современные технологии планирования, начиная от стратегического планирования и до календарного планирования работ, логистических потоков и финансовых показателей;
- сформировать представление об уровнях бюджетирования - компания, бизнес-единицы, функциональные подразделения;
- создать основы для развития навыков бюджетирования в современной
рыночной среде;
- систематизировать подходы к организации процесса планирования в российских и зарубежных компаниях.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ПК-4, ПК-6.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Код компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
ОК-3
| Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности и адаптация к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта.
| Знать:
З1-институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми
|
Уметь:
У1- анализировать состояние экономической среды, в которой реализуются управленческие процессы, ее составляющие и факторы;
|
Владеть:
В1- навыками целостного подхода к анализу проблем предприятия;
|
ПК-4
| Способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков, использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов.
| Знать:
З1-основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
|
Уметь:
У1- анализировать состояние экономической среды, в которой реализуются управленческие процессы, ее составляющие и факторы;
|
Владеть:
В1-навыками целостного подхода к анализу проблем предприятия;
|
ПК-6
| Способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач.
| Знать:
З1- основные административные процессы и принципы их регламентации;
|
Уметь:
У1- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
|
Владеть:
В1- навыками работы с нормативно-правовыми актами;
|
Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Дисциплина Б1.В.ОД.13 «Организация планирования и бюджетирования» относится к вариативной части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» программа «Управление проектами».
Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре для очной и на 2 курсе в 4 семестре для заочной форм обучения.
Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее (по учебному плану бакалавриата): «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Экономическая теория», «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ» и др.
Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества студента, его профессиональные компетенции по направлению «Менеджмент» программа «Управление проектами».
Дисциплина формирует знания, необходимые для изучения таких дисциплин как Б1.В.ОД.7 «Финансовый мониторинг и контроль» (2 курс 3 семестр – очная форма обучения, 2 курс 4 семестр – заочная форма обучения), Б1.В.ДВ.1(1) «Теория государственного регулирования экономики» (1 курс 2 семестр – очная и заочная форма обучения), Б1.В.ДВ.2(2) «Управления общественными финансами» (2 курс 3 семестр – очная форма обучения, 2 курс 4 семестр – заочная форма обучения).
Объем дисциплины (модуля)
Для изучения дисциплины предусмотрено 4 з.е. (144 часов). На контактную работу с преподавателем отведено 72 академических часа для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 14 академических часов для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. На самостоятельную работу выделено 72 академических часа для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 130 академических часа для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
Таблица 2
Объем дисциплины (модуля)
Вид учебных занятий и самостоятельная работа
| Объем дисциплины (модуля), час
|
Всего
| Семестр (триместр), курс*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очная форма обучения
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
| | |
| | | | | | | | | | |
лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
| | |
| | | | | | | | | | |
Промежуточная аттестация
| форма
| | | Экз.
| | | | | | | | | | |
час.
| | | | | | | | | | | | | |
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| | | 144/4
| | | | | | | | | | |
Заочная форма обучения
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
| | | |
| | | | | | | | |
лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
| | | |
| | | | | | | | |
Промежуточная аттестация
| форма
| | | | | Экз.
| | | | | | | |
час.
| | | | |
| | | | | | | |
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| | | | | 144/4
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
*Примечание – семестр (триместр) – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3
Содержание дисциплины (модуля)
№
| Наименование тем (разделов)
| Содержание тем (разделов)
| Коды компетенций
| Коды ЗУН (в соответствии с табл.
|
| Планирование и прогнозирование
| 1. Основные понятия и определения, задачи, показатели и сферы применения планирования и прогнозирования.
2. Классификация планов по их функциональному содержанию.
3. Общее и особенное в планировании и прогнозировании.
4. Пределы и принципы планирования.
5. Влияние объективных и субъективных причин на хозяйственную деятельность предприятия.
6. Планирование как инструмент преодоления неопределенности рыночной среды.
7. Способы осуществления контроля над рынком.
8. Экономическая политика предприятия.
9. Оптимальные издержки планирования.
10. Влияние масштабов деятельности фирмы на эффективность планирования.
| ОК-3
ПК-4
ПК-6
| З1, У1
З1, У3, В1
З1, У1
|
| Бизнес-план
предприятия
| 1. Понятие, определение и назначение Бизнес-плана.
2. Задачи, стоящие перед бизнес-планированием.
3. Структура Бизнес-плана.
4. Этапы разработки Бизнес-плана.
| ОК-3
ПК-4
| З1, У1
З1, У1, У3, В1
|
| Бюджет, бюджетирование, бюджетная структура
| 1. Бюджет и план.
2. Цели и задачи бюджетирования.
3. Бюджетный период. Бюджетный цикл.
4. Стадии бюджетного процесса.
5. Классификация бюджетов предприятий и организаций по различным признакам.
6. Понятие и функции бюджетной структуры.
7. Функции бюджетирования как метода управления.
8. Детализация бюджетных показателей.
9. Инфраструктура бюджетного процесса: аналитический, учетный, организационный и программно-технический компоненты.
10. Роль бюджетирования в финансово-экономической деятельности предприятия.
11. Особенности бюджетного процесса в промышленности.
|
ПК-4
ПК-6
|
У1, У3, В1
З1, У1
|
| Сводный бюджет предприятия
| 1. Иерархическая структура сводного бюджета предприятия.
2. Основные понятия и категории сводного бюджета предприятия.
3. Целевая функция сводного бюджета.
4. Наличие внешних и внутренних факторов, учитываемых при составлении и исполнении сводного бюджета предприятия.
5. Методология и порядок разработки, составления, утверждения и исполнения консолидированного бюджета предприятия.
| ОК-3
ПК-6
| З1, У1
З1, У1, У3,
|
| Технология составления сводного бюджета предприятия
| 1. Определение целевого объема продаж.
2. Определение плана производства, объемов товарного и валового выпуска.
3. Расчет себестоимости выпуска.
4. Составление отчета о конечных финансовых результатах.
5. Составление проекта инвестиционного бюджета.
6. Корректировка бюджетных показателей.
| ОК-3
ПК-6
| З1
З1, У1, В1
|
| Анализ исполнения сводного бюджета
| 1. Цели и блок-схема проведения план-факт анализа.
2. Изучение результатов исполнения консолидированного бюджета.
3. Анализ исполнения основных подбюджетов.
4. Вертикальный факторный анализ операционного бюджета.
5. Горизонтальный факторный анализ операционного бюджета.
6. Анализ исполнения инвестиционного бюджета.
7. Анализ исполнения финансового бюджета.
8. Синтез управленческих выводов и выработка приоритетов следующего бюджетного периода.
| ОК-3
ПК-4
ПК-6
| З1, У1
З1, У1, У3, В1
З1, У1
|
| Бюджетная
классификация РФ
| 1. Законодательная основа Бюджетной классификации РФ.
2. Определение и правила применения Бюджетной классификации РФ.
3. Состав Бюджетной классификации РФ.
4. Классификация доходов бюджетов РФ.
5. Функциональная и экономическая классификация расходов бюджетов РФ.
6. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.
7.Администраторы доходов бюджета. Структура кодов классификации.
| ОК-3
ПК-4
ПК-6
| З1, У1
З1, У1, У3, В1
З1, У1
|
| Консолидированная смета доходов и расходов
| 1. Сметы бюджетного учреждения.
2. Бюджетная смета – определение, назначение, форма, порядок составления, утверждения, внесения изменений. Лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования. Исполнение бюджета по расходам.
3. Смета от приносящей доход деятельности. Порядок составления, утверждения, внесения изменений. Доходная и расходная части сметы.
4. Смета бюджетного учреждения в определении бюджетного законодательства.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
6. Планирование расходов бюджетной организации по статьям экономической классификации.
| ОК-3
ПК-6
| З1, У1
З1, У1
|
Таблица 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: