Правовая система России в период абсолютизма
1. Изменения в законодательстве при Петре I. 2. Создание системы судебных и прокурорских органов. Вотчинная юстиция. 3. Правовая система России в период абсолютизма: а) право собственности и обязательственное право; б) институт наследования; в) понятие и виды преступлений; г) цель и виды наказания; д) судоустройство и судопроизводство.
1. Изменения общественного и государственного строя России первой половины XIX в. 2. Положение крестьян в первой половине XIX в.: а) Указ о вольных хлебопашцах (1803г.); б) Указ об обязанных крестьянах (1847г.); в) изменения в правовом положении крестьян прибалтийских губерний. 3. Попытка реформ М.М.Сперанского. 4. Изменения в военной сфере. Аракчеевщина. 5. Систематизация российского законодательства (создание Полного Собрания законов Российской Империи, Свод Законов).
1. Социально-политическое и экономическое положение в России накануне крестьянской реформы. 2. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г. Основные положения реформы: а) порядок заключения уставных грамот; б) оформление и условия выкупной сделки; в) институт мировых посредников; г) правовое положение временно-обязанных крестьян; д) изменение в правовом положении крестьян по реформе; ж) значение и функции общины. 3. Реформы государственного управления. Создание Совета Министров. 4. Земское и городское самоуправление. 5. Военная реформа 1867г. Устав о воинской повинности 1874 г.
6. Финансовая реформа. 7. Судебная реформа 1864г.
1. Экономические реформы конца XIX - начала XXвв. Проекты Витте С.Ю. и Столыпина П.А. 2. Столыпинская аграрная реформа. 3. Манифест 17 октября 1905г. и формирование Государственной Думы. 4. Государственная Дума I, II и III созывов. 5. Февральская революция (1917г.). Правовые акты Временного правительства.
1. Установление советской власти. Реорганизация государственного аппарата в период гражданской войны и НЭПа. 2. Формирование советского права. Конституция 1918г. 3. Образование СССР. Развитие общесоюзного законодательства. 4. Кодификация советского права.
1. Конституция 1936 года. Развитие советского права. 2. Изменения в государственной системы в период ВОВ. 3. Чрезвычайное законодательство военного времени. 4. Послевоенная перестрой государственного механизма. Сталинский тоталитаризм и его влияние на государственно-правовое строительство. 5. Государство и право в период «оттепели».
1. Изменения государственного механизма в период «застоя». 2. Реформа 1965г. и социально-экономическое развитие СССР.
1. Изменение в государственной структуре России в период «перестройки». 2. Изменение российского законодательства 80-90гг. 3. Беловежские соглашения.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В процессе самостоятельного изучения студент обязан проработать перечисленные ниже темы, для углубления теоретических знаний и практических навыков.
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку Тема 1: « Древнерусское государство и его правовая система» Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: 1. Договор займа по Русской Правде: порядок заключения, форма и содержание. 2. Система доказательств в древнерусском судебном процессе. 3. Место обычного права в правовой системе древнерусского государства. 4. Влияние христианской церкви на государственность и право Древней Руси. Индивидуальное консультирование студентов по проблеме становления российского законотворчества на примере законодательной деятельности русских князей.
Тема 2: « Государственное устройство и право Псковской и Новгородской феодальных республик. Псковская судная грамота » Вопросы для самостоятельного изучения: Тематика научных докладов, обсуждаемых в рамках научно-образовательного студенческого кружка или семинарского занятия: 1. Наследовенное право в Псковской судной грамоте. 2. Социальная стратификация и правовое положение населения Псковской и Новгородской феодальных республик. 3. Особенности государственного строя Новгородской феодальной республики. 4. Средневековая судебная система Новгорода и Пскова. Индивидуальное консультирование студентов по проблеме эволюции народного представительства в российской власти. Тема 3: « Формирование русского централизованного государства и его правовой системы » Вопросы для самостоятельного изучения Индивидуальное консультирование студентов, подготавливающих сообщения для обсуждения в рамках круглого стола на семинарском занятии по следующей проблематике: 1. Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие российской государственности и права. 2. Влияние Судебников 1497 и 1550гг. на становление системы государственных судов в России. 3. Этапы закрепощения российских крестьян и его правовое оформление. 4. Правовое регулирование розыскного (следственного) судебного процесса в Судебниках 1497 и 1550г. Тема 4: « Сословно-представительная монархия в России: государственно-правовой аспект »
Вопросы для самостоятельного изучения Тематика докладов для обсуждения в научно-образовательном кружке: 1. Характерные черты и особенности органов сословного представительства в Российском государстве. 2. Эволюция права родового выкупа в русском средневековом праве. 3. Правовой режим основных видов землевладения в Судебниках 1497 и 1550г. Тема 5: « Соборное Уложение 1649г. – свод российского средневекового права » Вопросы для самостоятельного изучения Тематика докладов, предполагаемых для обсуждения в научно-образовательном кружке или для участия во внутренних или внешних конференциях: 1. Система российского права по Соборному Уложению 1649г. 2. Эволюция правового статуса холопов по Соборному Уложению 1649г. 3. Понятие правосубъектности по Соборному Уложению 1649г. 4. Порядок обжалования судебных решений по Соборному Уложению 1649г. 5.Изменения в правовом положении основных социальных групп по Соборному Уложению 1649 г.
Тема 6: « Эволюция государственности и права России в период становления и утверждения абсолютизма» Вопросы для самостоятельного изучения Тематика докладов, предполагаемых для обсуждения в научно-образовательном кружке или для участия во внутренних или внешних конференциях: 1. Основные изменения в системе источников права в первой трети XVIIIв. 2. Эволюция наследственного права России в XVIIIв. 3. Правовая регламентация деятельности органов государственной власти в первой четверти XVIIIв. 4. Основные тенденции развития правовой системы России во второй половине XVIIIв. Индивидуальное консультирование студентов по проблемам проведения судебной реформы в XVIIIв., становление административного права в XVIIIв., завершение эпохи состязательного процесса в судебном праве первой трети XVIIIв.
Тема 7: « Государственное устройство и право России в первой половине XIXв. » Вопросы для самостоятельного изучения Тематика докладов, предполагаемых для обсуждения в научно-образовательном кружке или для участия во внутренних или внешних конференциях:
1. История российского конституционализма в первой половине XIXв. 2. История кодификационных работ в XVIII первой половине XIXв. 3. Российское уголовное право в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.
Тема 8: « Государство и право Российской империи в период великих буржуазных реформ (вторая половина XIX в.) » Вопросы для самостоятельного изучения Индивидуальное консультирование участников круглого стола на тему: Правовая база и государственно-правовой аспект великих буржуазных реформы в России во второй половине XIX в. Ориентировочная проблематика выступлений: - влияние крестьянской реформы на развитие российской государственности и права; - судебный процесс по Уставу гражданского судопроизводства и Уставу уголовного судопроизводства 1864г.; - мировые суды в судебной системе России второй половины ХIХ в.; - роль судебной реформы 1864г. в формировании института адвокатуры в России; - значение земских учреждений в развитии системы местного самоуправления в России.
Тема 9: « Трансформация государственной и правовой систем России в начале ХХв. » Вопросы для самостоятельного изучения Тематика докладов, предполагаемых для обсуждения в научно-образовательном кружке или для участия во внутренних или внешних конференциях: 1. Законодательная база аграрной реформы 1906-1911гг. в России. 2. Конституционное переустройство России начала ХХв. 3. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905г.: государственно-правовые проблемы. 4. Правовой статус Государственной Думы по Основным государственным законам от 23 апреля 1906г. 5.Манифест 17 октября 1905г.: юридическое содержание и его роль в истории российского конституционализма.
Тема 10: « Создание основ советского государства и права (октябрь 1917- лето 1918г.) » Вопросы для самостоятельного изучения Тематика докладов, предполагаемых для обсуждения в научно-образовательном кружке или для участия во внутренних или внешних конференциях: 1. Становление советской судебной системы (1917-1918гг.). 2. Советская государственность: концептуальная модель. 3. Последствия разгона Учредительного собрания для развития российской государственности. 4. Особенности системы источников советского права (1917-1930-е гг.).
Тема 11: « Конституция РСФСР 1918г. » Вопросы для самостоятельного изучения 1. Первые конституционные декреты Советской власти. 2. История разработки и принятия Конституции РСФСР 1918 г. 3. Финансовая политика Советского государства по Конституции РСФСР 1918г.
Тема 12: « Советское государство и право в период гражданской войны (лето 1918г. – 1920г.) »
Вопросы для самостоятельного изучения 1. Причины, цели и задачи первой кодификации советского права в 1918 г. 2. Правотворческая деятельность ревтрибуналов в годы гражданской войны. 3. Изменения в наследственном праве в первые годы советской власти. 4. КЗАГС 1918 г. и формирование семейного права как самостоятельной отрасли права
Тема 13: « Создание нового социалистического федеративного государства. Конституция СССР 1924г. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Проблемы демократи в Конституции СССР 1924 г. 2. Юридические свойства Конституции СССР 1924г. 3. Проблемы государственного суверенитета в Конституции СССР 1924 г.
Тема 14: «Кодификация советского права в период нэп» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Правовое регулирование института собственности в Гражданском кодексе РСФСР 1922г. 2. Правое регулирование института застройки в Гражданском кодексе РСФСР 1922г. 3. Меры социальной защиты в Уголовном кодексе 1922г.: понятие, виды. 4. Влияние нэп на развитие советского права.
Тема 15: « Конституция СССР 1936г.» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Особенности федеративного устройства по Конституции СССР 1936г. 2. Правовой статус личности по Конституции СССР 1936г. 3. Избирательное право в Конституции СССР 1936г. Национально-государственное устройство СССР по Конституции 1936г.
Тема 16: « Развитие советской правовой системы в 30-х годах ХХв.» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Судебная система СССР в 30-е годы: правовая база, организация и особенности. 2. Система финансовых органов СССР в 30-е гг. 3. Советское трудовое законодательство в 30-е гг. 4. Репрессивный характер уголовного права 30-х годовщину. Правовая основа массовых репрессий 1920-30-х гг.
Тема 17: « Государство и право СССР в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х – 1964гг.)» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Последствия перехода от отраслевого к территориальному принципу управления во второй половине 50-х – нач. 60-х гг. в СССР. 2.Советская судебная система и Основы законодательства о судоустройстве СССР 1958г. 3.Основания уголовной ответственности по Основам уголовного законодательства Союза СССР 1958г. 4. Кодификация советского права в 1950-1960-е гг.: характерные особенности, основополагающие принципы и результаты. 5. Итоги модернизации советского государственного аппарата и права во второй половине 1950-х – нач. 1960-х годов
Тема 18: « Российское государство и право в постсоветский период (1992-1999гг.)» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Кризисное состояние законности в 1992-1993гг.: причины, сущность, последствия. 2.Юридические свойства и специфические черты Конституции РФ 1993г. Место Конституции 1993г. в системе российских конституционных актов. 3. Государственно-правовые последствия противостояния законодательной и исполнительной власти в России осенью 1993г. 4. Основные тенденции развития правовой системы России на рубеже ХХ в. - XXIв.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература 1. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.Ю. Курскова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 647 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7043. 2. Долгих Ф.И. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Долгих Ф.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17017. 3. Сборник документов по истории отечественного государства и права. Часть II [Электронный ресурс]: для семинарских занятий/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 258 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2659
Дополнительная литература 1. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России:Учебник.-2-изд.-М.:Проспект,2008 2. Титов Ю.П. История государства и права России: Учебник.-2-изд.-М.: Проспект, 2009 3. Михайлова Н.В. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михайлова Н.В., Курскова Г.Ю., Калина В.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 423 c.— ISBN: 978-5-238-02510-0 http://www.iprbookshop.ru/18184.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Программное обеспечение и интернет-ресурсы: 1. http://www.iprbookshop.ru «IPRbooks»
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Лекционный зал, оборудованный проекционной аппаратурой.
8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине Для оценки компетентности рекомендуется использовать рейтинговую оценку знаний, умений и навыков студента по окончанию изучения каждого Модуля в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе организации образовательного процесс. Итоговая оценка (в баллах) складывается из баллов, набранных по каждому Модулю (семестровая оценка) и баллов, набранных, непосредственно на экзамене (зачете). Расчет набранных баллов по дисциплине осуществляется в следующей последовательности: , где К – количество баллов по модулю; n – количество модулей , где К - количество баллов на экзамене (зачете); , где П – поощрительные баллы (от 1 до 5).
Уровень сформированности компетенций и их основные признаки оцениваются по следующим таблицам:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|